Как изменились продажи на рынке FMCG за январь — июнь 2024 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
Что мы узнали из обзора NIQ? Рынок FMCG растет благодаря уверенному потребительскому спросу и готовности покупателей к дополнительным тратам, хотя инфляция тоже вносит свой вклад.
По итогам II квартала 2024 года индекс потребительского оптимизма составил 110 пунктов, что остается одним из самых высоких значений с момента запуска его измерений. Причем основным драйвером роста потребительского оптимизма остаются молодые покупатели. В возрастной группе 25-34 индекс потребительского оптимизма составил 118 пунктов, а в группе 18-24 – все 124 пункта.
Более юные потребители лучше оценивают свое положение практически по всем пунктам, из которых складывается индекс. Например, если 64% респондентов в среднем описывают свое материальное положение как «хорошее» и «отличное», то в группах 18-24 и 25-34 лет — 77% и 74% соответственно. Аналогичным образом выглядит и расположенность к покупкам: 48% в среднем считают, что текущий момент можно назвать подходящим для трат, а в группах 18-24 и 25-34 лет — 56% и 58% соответственно.
Однако вклад инфляции тоже продолжает расти. Если в январе-июне прошлого года вклад инфляции составлял 5,1%, то в текущем году показатель составляет уже 8,8%. А в связи с тем, что предпринимаемые Центробанком меры по сдерживанию инфляции пока не дают серьезных результатов и имеют отложенный характер воздействия, можно предположить, что вклад инфляции может еще больше увеличиться к концу года.
Увеличение значимости инфляции как фактора роста продаж начало фиксироваться с августа прошлого года, сначала на уровне 1,1%. Со временем фактор поступательно набирал вес, лишь на 0,1% снизившись в январе 2024 года. При этом несмотря на устойчивый рост инфляционного вклада в рост продаж, вклад реального спроса с февраля неуклонно снижался с 11,9% (в феврале 2024) до 7% в июне 2024 года.
Если сравнивать показатели с аналогичным периодом прошлого года, то вклад инфляции вырос в январе-июне текущего года в 1,6 раза относительно января-июня прошлого года. При этом другие факторы год-к-году выросли еще сильнее: номинальный рост - в два раза, а вклад реального спроса более чем в 2,7 раза.
Наибольший вклад в рост всего омниканального рынка по-прежнему вносят мясные изделия и молочная продукция.
Рост онлайн-рынка по-прежнему практически полностью обеспечен реальным спросом, особенно сильно растущим в регионах страны. Рост продаж более чем на 20% на Юге, в Сибири и Дальнем Востоке. В натуральном выражении рост более скромный, но тем не менее, 14,8% и 11,9% соответственно. Самые скромные показатели роста как в натуральном выражении на уровне 6,1%, так и в деньгах (14,0%) показал Северо-Запад.
Про СТМ
Собственные торговые марки (СТМ) в январе — июне 2024 г. вернулись к росту и вновь обгоняют бренды с точки зрения динамики продаж. Их доля также продолжает увеличиваться и в январе–июне достигла 14,3% на омниканальном рынке FMCG.
Топ-5 категорий СТМ по позитивному вкладу в рост на оффлайн рынке:
1. Сырое мясо
2. Колбасные изделия упакованные
3. Твердый сыр
4. Фруктовые соки
5. Мягкие и плавленные сыры.
В онлайне в январе — июне 2024 года средняя доля СТМ приблизилась уже к 10% продаж в денежном выражении, а в группе продовольствия составила более 10%.
Топ-5 категорий СТМ по позитивному вкладу в рост на онлайн рынке:
1. Сырое мясо
2. Твердый сыр
3. Мягкие и плавленные сыры
4. Вода
5. Замороженные овощи и фрукты
Важно учитывать региональные различия в росте продаж при планировании бизнес-стратегий
Олег, конечно, нельзя без учета региональных различий