Геймификация персонала. Нужна ли геймификация на работе? И если да, то кому…
— Как бы заставить их работать еще лучше?
Часто такой вопрос звучит на планерках и митах в больших корпорациях. Иногда для его решения пытаются применить геймификацию. Сегодня расскажу о своем опыте внедрения геймификации в рабочие процессы.
Читатель спрашивает под постом:
Как относитесь к геймификации рабочего процесса/пространства? Слышал что первые 2-3 месяца это повышает конверсию сотрудника в целевое действие (написание ревью/отзывов, участие в митапах/конференциях, и тд) а потом сходит на нет. + у разных руководителей разное отношение к подходу в целом, от "это не дети, а взрослые люди, пусть работу работают" до "раз действует, так давайте использовать".
Тема шикарная. И особенно шикарна она тем, что думают об этом сейчас многие, а нормальной информации практически нет.
Тем не менее, сейчас все разложу по полочкам. Полочки же будут составлены в соответствии с моим опытом, как геймификатора. То есть человека, который занимается геймификацией бизнес процессов.
Сперва разделим вопрос на три части:
- Геймификация рабочего процесса/пространства Расскажу, как можно легко навредить компании. И как этого не сделать.
- Падение эффективности решений после первых 2-3 месяцев Поговорим о том, почему так происходит и как это фиксить.
- Отношение руководства Оставлю без комментария. Так как я тут не для того, чтобы кого-то убедить. Я просто делюсь опытом и рекомендациями.
Ну и начнем потихоньку на них отвечать:
1. Геймификация рабочего процесса/пространства
Как бы я лично не относился – суть от этого не поменяется. А суть тут ровно следующая.
Когда мы занимаемся геймификацией рабочих процессов, мы берем на себя роль судьи. “Оценщика”. Мы решаем:
- Какой будет награда?
- За какие действия ее вручать?
И главное:
- Кого награждать?
В конечном итоге нам придется выбрать того, кто играет хуже, а кто лучше. И, соответственно, кого награждать, а кого нет.
Вместо скучных подробностей о тонкостях человеческой мотивации, лучше расскажу историю.
Одна компания запустила геймификацию для сотрудников. Начали давать баллы и ачивки за выполнение рабочих задач. Баллы можно потратить в фирменном магазине. Короче говоря – классика по цене пивасика.
Через месяц приходит вот такая жалоба:
— Он закрыл 6 тасок и ему дали 600 баллов. А я успел только 4 и у меня 400. Только вот мои задачи были в 2 раза сложнее и в 3 раза объемнее, чем его. Я целый месяц пахал, а он за 2 недели справился а потом имитировал. Wtf?
По итогу кажущаяся хорошей идея (дополнительно поощрять за работу) превратилась в источник конфликтов.
Причина – отсутствие возможности объективной оценки.
Вот серьезно, как их объективно оценить?
- По количеству закрытых задач – нет
- По затраченному времени – тогда победят самые медленные
- И множество других параметров так же идут лесом.
И то же самое происходит со всеми творческими специальностями: разработчики, дизайнеры, писатели-сценаристы, маркетологи и даже юристы. Везде, где нужно хоть немного думать над решением задачи, а не просто следовать скрипту – такая модель не подойдет.
И это мы еще не говорим о том, что у каждого специалиста свой уровень скилла. Джунов нужно выставлять с джунами, а мидлов с мидлами.
Сеньорам же сразу полагается пиво и место в первых рядах.
Кому такая геймификация все же подойдет?
Ответ – всем, кто работает по скрипту и есть четкий-понятный-объективный результат работы. Те же продажники – есть понятный скрипт: упала заявка, связался, обработал возражения, сделал оффер, закрыл сделку (или нет).
В итоге 2 железо-бетонные метрики работ: количество закрытых сделок и их сумма в деньгах.
Однажды я помогал строить соревнование между отделами продаж: на сайт повесили страницу с турнирной таблице и каждый день обновляли результаты менеджеров. На втором месяце турнира сотрудники из других отделов начали ставить деньги.
Тучная тетя из бухгалтерии говорила:— Машка, смотри мне! Я на тебя деньги поставила! Не победишь – я твою премию себе заберу!
И вот везде, где такой объективный результат есть – там можно применять соревнования, баллы, турнирные таблицы, челленджи, задания и прочее-прочее-прочее. Не забывая про награду.
А что делать с “творческим” людом?
— Неужели для них геймификация не применима?— Не совсем, сейчас расскажу
Ведь как мы уже сказали – для них не применима (или очень нежелательна) геймификация рабочих процессов. А вот отношения в коллективе с помощью геймификации можно развивать на ура.
Для чего это нужно? Очевидно, для следующего:
- Тим спирит – укрепление команды, ее сплоченности;
- Социализация сотрудников – имба во время удаленки. Люди годами работают в одном отделе и не знают друг-друга в лицо;
- Удержание сотрудников – если есть хороший коллектив, то он служит дополнительным фактором удержания в компании. И в этом нет ничего плохого. Ведь давайте на чистоту – работать с нормальными людьми на много лучше, чем принять оффер за +10%, но работать с мудаками;
- Реферальное привлечение;
- Развитие HR-бренда;
- И много всего остального, о чем можно говорить бесконечно.
Как это сделать? Вот тут то геймификация раскрывается хорошо.
В компаниях создают сообщества:
- Профессиональные
- По интересам
В профессиональных объединяют инженеров с инженерами, котиков с котиками, собачек с собачками. И пусть они там лают-мяукают на понятным им языке. А чтобы веселее было – переодически проводить годный, интересный и понятный аудитории интерактив. То есть запускать геймифицированные механики. Желательно придуманный ими самими и с интересным им призом. То есть не HR приходит и говорит: — Мальчики, в этом месяце мы вышиваем крестиком. А за самый красивый победитель получит наклейку-сердечко и корпоративную кружку.
А сами участники придумывают для себя зарубу. Пожалуй обойдусь без примеров – уверен вы и сами справитесь
В группах по интересам люди общаются о том, что интересно лично им. Мода, косметика, игра в Доту или запуск Дума в Factorio.
Такие сообщества и геймифицированный контент внутри формируют у человека причастность к коллективу. Логика тут следующая: я в сообществе – сообщество от работы – потеряю работу, потеряю и сообщество – надо работать и держаться за место.
Страх отчуждения – это одно из самых мощных наказаний, кто не знал. Впрочем, мы тут говорим не о наказаниях, а о том – как можно применять геймификацию на работе.
Резюмируя свой ответ на вопрос:
Отношусь я к геймификации в работе нормально. С ней и жить и работать становится веселее.
Но есть случаи абсолютно глупого и безалаберного применения данной технологии. И тогда, закономерно, геймификация приносит только вред, раздор и создает конфликты. Такое ни вам ни мне не нужно.
Применять конечно можно – только аккуратно. Без необходимости не надо заползать в зону непосредственно рабочих процессов. Лучше сделайте так, чтобы на работу было ходить приятно и интересно. А люди отблагодарят нормальным трудом.
На первый вопрос я ответил. Второй отвечу в следующей статье и когда она выйдет я положу здесь линк на нее (надеюсь не забуду).
Те, кому тема геймификации действительно интересна – могут заглянуть в мой ТГ. Я чаще и больше пишу о геймификации в контексте внедрения в продукт и маркетинг. Эта статья скорее частный случай. И то, на свет она появилась потому что спросил читатель.
А если и у вас тоже есть вопрос, то задать его можно вот под этим постом. На этом все!
Делайте бизнес играючи!