Как работать с теми, кто бесит, если нельзя просто уволиться?

Меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель по переговорам в ВШЭ и Сколково. Сегодня рассказываю, как справляться в ситуации, если у вас напряженные отношения с кем-то из коллектива, но уйти вы не можете.

Как работать с теми, кто бесит, если нельзя просто уволиться?

Наверняка вы уже слышали советы в духе «уволься». На языке конфликтологии этот этап конфликта называется сепарацией. Чтобы разорвать отношения не напрасно, нужно убедиться, что вы прошли все предыдущие этапы конфликта и на них конфликт не решается. В этой статья я сделал чек-лист, который поможет понять, точно ли стоит сепарироваться.

Ну а что делать, если сепарировать просто напросто никак? Ну например, ситуация:

Вас перевели на новый проект, который очень важен для вашей карьеры. Вы чувствуете, что руководитель этого проекта враждебно к вам настроен: не слушает ваши идеи, общается с пассивной агрессией и т. д. Вы уже пробовали решать конфликт разными способами и даже обращались к высшему руководству, но там помогать не собираются и ожидают, что вы сами наладите коммуникацию. И вот вам нужно зарекомендовать себя как крутого спеца в таких условиях.

Если вы чувствуете, что уже бессмысленно пытаться выстраивать новые границы (проверьте себя по тому же чек-листу!), пора отстать от «токсика» и начать работать над своей репутацией в глазах других людей, чтобы в этом конфликте коллектив был за вас.

Например, на общей планерке руководитель вам говорит:

«Подольше у нас поработаешь — будем и твои идеи рассматривать»

Начинаем работать на группу и вскрываем манипуляцию, то есть показываем, что именно хотел сказать руководитель:

«Единственное, что не устраивает в моей идее — это мое время работы на проекте?»

Когда вы вскрываете манипуляции, может быть два основных сценария для развития событий:

Сценарий №1. Человек может начать оправдываться и отказываться от своих слов. Прекрасно, в таком случае фиксируем личные границы и даем обратную связь:

— Нет, я хотел сказать, что ты пока не погружен в некоторые детали, поэтому твои идеи не совсем релевантны.

— Хорошо, просто когда вы сказали, что мне нужно подольше поработать, возникло ощущение, что у меня вовсе нет права высказываться. А этот проект важен для меня, поэтому я только за, чтобы быстрее погрузиться во все детали. Могу рассчитывать, что вы мне в этом поможете?

Тут вы можете подчеркнуть общие ценности, которые важны для всех сотрудников и которые при этом нарушаются вашим визави.

Сценарий №2. Человек подтверждает, что он имел в виду то, что вы услышали. Это означает, что он навязывает правила, которые вряд ли приняты компанией, что можно еще раз подсветить коллегам.

Еще раз подчеркну нюансы:

  • Если нет возможности разорвать отношения, работаем на репутацию и защиту своих позиций в коллективе.
  • Найдите общие ценности, которые важны вам и другим в коллективе. Они станут вашими аргументами против «токсика».
  • Обратите внимание на политику компании. Если таковой нет, можно задать вопрос HR и стать инициатором закрепления «нетоксичных» правил.

Поверьте, если коллектив за вас — работать станет в разы комфортнее, несмотря на конфликт.

Если вам интересна тема коммуникации, подписывайтесь на мой VC и на тг-канал школы коммуникации Soft Skills Lab, там мы разбираем жизненные кейсы целым составом тренеров, а также анонсируем бесплатные онлайн-мероприятия для практики. Переходите по ссылке!

66
11
3 комментария

🔥🔥🔥

Ответить

Супер!
Полезная статья

Ответить

Кажется если токсик не твой руководитель, то вообще пофиг) А с токсиком руководителем нужно разбегаться, чтоб не портить себе здоровье (личный опыт)

Ответить