У меня даже была история на этот счёт: после одной такой ритуальной сессии участники при беседе с их HR, предлагали прям хорошие и значимые идеи, которые могли изменить стратегию компании.
Но на самой СС они молчали.
Тогда HR спросив, почему они молчали на СС, получил ответ: «А меня не спросили» 🤦♂.
То есть, люди, участвующие в ритуальной сессии, где главным интересантом является заказчик (будь то HR, гендиректор или собственник), не ассоциируют себя с компанией, они не заинтересованы в её росте, им вообще фиолетово, что там происходит - главное чтобы вовремя зарплату платили.
И это в лучшем случае.
В худших случаях, когда имеют место токсичные и дефектные отношения (ниже расскажу), стратсессия становится угрозой для некоторых людей, и они активно её саботируют.
Однажды в компании с подковёрными играми после пред-сессии довольно значимые фигуры подняли настолько сильный саботаж, что они даже отменили всю предоплаченную и забронированную стратсессию, буквально накануне.
Я был на нескольких стратсессиях в качестве эксперта и меня удивляло, что на стратсессиях мало времени уделяется цифрам.
Как на уровне анализа — собственники малого бизнеса не всегда понимают, что они находятся в критическом положении.
Так и на уровне планирования — ставят неадекватные цели(относительно текущего финансового состояния)
Артур, как ты работаешь с цифрами во время страстессий? И что ты будешь делать как фасилитатор, если цифры не коррелируют с картиной мира заказчика?
Алексей, это на самом деле сложный и многогранный вопрос.
В версии технологии СС 2.5 (сейчас 3.1) у нас метрики занимали ну чуть ли не 60% времени работы на СС.
Но в итоге, за массой метрик, которые, безусловно, очень помогают преодолеть операционную и даже тактическую энтропию, теряется сама стратегия.
Теряется тот ключевой поинт, та кнопка, на которую наам нужно давить. Внимание распыляется на массе элементов.
Поэтому, в текущей версии технологии (3.1), мы внимательно и глубоко прорабатываем цифры на стадии подготовки (подготовка занимает в районе 10-14 часов на сотрудника), и в зависимости от того, какой там уровень детализации метрик, они уже или лучше или хуже подготовлены.
И на СС приходят с уже "готовым" прогретым так сказать, контекстом (прогретые нейронные сети).
Но даже с версией 2.5 бывали такие СС, где собственники игнорировали текущую ситуацию, а команда молчала на СС - и они улетали в минуса, и никакая стратегия их не спасала.
Это как раз те самые ритуальные сессии, Алексей, которые удовлетворяют потребность заказчика, а не бизнеса.
Поэтому мы сейчас перед СС запускаем и проводим "концептуальную" сессию, где с командой заранее(!) обсуждаем область проработки и реальный запрос именно бизнеса.
И там, где запрос бизнеса не на стратегию, а на порядок (ёмкость там же) - мы запускаем сессию по систематизации, а не стратегическую.
За 5 лет удалось нащупать и найти самые болючие и ключевые точки, на основе которых и написал как раз статью).
__
К слову, сейчас, в версии 3.1, весь второй день посвящён тактике и цифрам, и там есть пространство для манёвра.
Но некомпетентность топ-менеджмента можно преодолеть только одним способом - столкнув эту некомпетентность с реальностью, главное - это аккуратно и наименее дорого это сделать.
Но это уже особенности проведения сессий, скорее, фасилитации и консалтинга.