Ошибка планирования, которая снижает ваш рост вдвое — и как ее исправить

Ошибка планирования, которая снижает ваш рост вдвое — и как ее исправить

Ошибка, про которую пойдет речь, не нова. Даже компетентные люди последовательно наступают на эти грабли. И меня, как модно сейчас говорить, «триггернуло».

Условия задачи

Я был приглашен в качестве эксперта на стратегическую сессию одной немаленькой компании с толковым модератором — руководителем консалтинговой фирмы со стажем. Сидим, обсуждаем, делимся мыслями, генерируем идеи, все как и должно быть.

От собственника есть задача сильно вырасти по одному из направлений в 2025 году к результатам текущего года. Для примера обозначим в цифрах — на 150%.

Далее надо понять и спланировать источники этого роста:

  • привлечение новых клиентов;
  • повышение среднего чека;
  • повышение возвращаемости клиентов.

Математически в упрощенном виде это выглядит примерно так:

Выручка = 1000*1000*12 = 12 млн руб.,

где

  • первая 1000 — сумма среднего чека;
  • вторая 1000 — количество клиентов;
  • 12 — количество покупок на одного клиента.

Допустим, что за счет привлечения новых клиентов компания должна прибавить 25%. Это означает, что одна тысяча клиентов, должно превратиться в 1250. Только за счет этого источника выручка должна вырасти на эти же 25%.

Вернемся к формуле и посчитаем:

Выручка = 1000*1250*12 = 15 млн руб., +3 млн руб., или как раз искомые +25%.

Пока все логично. Далее из этой математики ставятся планы по привлечению новых клиентов. Чтобы привлечь 250 клиентов за год нужно привлекать по 21 клиенту каждый месяц.

Согласовано! KPI поставлены, бонусы к ним привязаны.

А теперь попробуйте сами найти ошибку, которая приведет к невыполнению плана по выручке наполовину, если план по привлечению клиентов будет выполнен полностью.

Что не так в расчетах

А суть в том, что такие планы приведут к росту выручки только на 12,5%, и вот почему. Для простоты примера установим частоту покупок на каждого клиента — один раз в месяц, оттоком клиентов пренебрегаем.

Далее рассматриваем сценарии:

  • Клиент, которого привлечет компания в начале января останется с ней 12 месяцев, и может сделать средние 12 покупок за год.
  • Клиент, привлеченный в феврале, сделает уже на 1 покупку меньше.
  • Клиент, привлеченный в марте сделает на 2 покупки меньше и так далее.
  • Клиент, который привлечен компанией в июле проживет с компанией уже 6 месяцев, и сможет сделать средние 6 покупок за год.
  • Клиент же, который придет в декабре, проживет с компанией всего 1 месяц и высока вероятность, что он не успеет сделать больше 1 покупки.
Ошибка планирования, которая снижает ваш рост вдвое — и как ее исправить

Выходит, что если привлекать плановые 21 новых клиентов в месяц в среднем каждый из них пробудет с компанией всего полгода, следовательно, принесет всего половину планируемой выручки: 25% превращаются в 12,5%.

А в формуле при планировании доходы по этим клиентам предполагаются одинаковые.

Еще пара неочевидных математических следствий:

  • Чем больше планируемый рост количества клиентов, тем больше будет эта ошибка.
  • Эта ошибка будет умножаться на остальные показатели (средний чек, количество покупок), что будет ошибку мультиплицировать.

Какие еще ошибки допускают

То же самое происходит если надо заметно увеличить какой-то показатель, например количество покупок в единицу времени, например, было в среднем 10 покупок в месяц на одного клиента, а надо сделать 20. Как идет планирование? Январь — 10 покупок, февраль — 11, март — 12 и плавный рост далее, чтобы в декабре стало 20. По аналогии с задачей выше со средним показателем за год получится не 20, а всего 15! Вспомним, что именно по среднему мы считали план по выручке.

Вывод

Такое планирование вижу повсеместно. Меня удивляет с одной стороны очевидность такой простой математики, а с другой — частота, с которой я ее вижу в планах, особенно растущих компаний. А потом идут разборки: почему план маркетинга по привлечению выполнен, бонусы рассчитаны, а выручка меньше плана. Страдает чаще маркетинг, поскольку у отдела продаж, как правило, есть KPI по доходам.

В период выставления планов на следующий год, собственникам и СЕО нужно быть особо внимательным к подобной забавной арифметике. Очень надеюсь, что те несколько минут, потраченные на изучение этой статьи, помогут кому-то из читателей сверстать правильные и справедливые планы на 2025 год.

Желаю всем перевыполнить планы с запасом — это сведет на ноль все ошибки планирования!

Больше материалов по стратегии, управлении бизнесом и управлении изменениями в моем телеграм-канале, подписываайтесь!

88
55
11
11
7 комментариев

Ошибка планирования, которая снижает ваш рост вдвое

Вдвое чем что?

1

вдвое относительно плана по приросту, в данном случае количества новых клиентов. То есть при такой ошибке если количество новых клиентов за год будет выполнено, то доход от этих новых клиентов за этот же год будет половина от запланированного

1

Я бы добавил, что важно не только учитывать время жизни клиента, но и сезонность и другие внешние факторы

1

Да, сезонность обязательно учитывается через коэффициенты сезонности 👍

Как можно так рассчитывать рост, не учитывая, что новые клиенты не купят сразу столько же, сколько старые? Если не посчитал, когда они будут делать покупки, то и выручка не вырастет, как обещано.

1

Согласен, это еще одна проблема, если покупательская активность у нового клиента ниже чем у действующего 👍

Реальный лайфхак: добавляй к любым срокам +50% времени, а к бюджету +30%. Проверено — нервы целее, и результат чаще в радость.

1