Ох, сколько же я за свою рабочую практику, особенно в крупных международных компаниях, встречал эффектных руководителей, которые буквально из кожи вон лезут, чтобы показать бурную деятельность. Это могут быть нескончаемые совещания, громкие инициативы или яркие презентации, за которыми, к сожалению, редко стоят реальные результаты. Но в итоге они покидают компанию и устраиваются в другую. А вот эффективных можно пересчитать по пальцам двух рук.
Сейчас, наблюдая за корпоративным миром со стороны — из роли консультанта и преподавателя — я всё чётче вижу, почему это происходит. Почему одни фокусируются на процессе, а другие — на результате. Почему одни руководители эффектные, а другие — эффективные. Самое интересное, что и те, и другие нужны для развития компании, но решают они разные задачи.
Когда я создавал свою методологию построения эффективной системы продаж, я учитывал эту особенность, особенно заметную в управлении продажами. Думаю, что исследуя данный феномен, можно написать не одну диссертацию. Основная причина, как мне кажется, кроется в базовой поведенческой модели специалистов по продажам. Ведь не секрет, что большинство руководителей отделов продаж вышли из специалистов. Они часто сохраняют прежние привычки и подходы, что мешает им эффективно адаптироваться к управленческой роли. Но не у всех при этом меняются базовые установки. Зная эти особенности, я постарался разработать методологию, которая позволит эффектным руководителям стать эффективными.
На мой взгляд, самое простое и базовое решение предлагает менеджмент: "Если мы не можем изменить процесс, значит, мы не сможем им управлять. А всё, что мы можем измерить, — можем достичь". Иначе говоря, результат каждого процесса нужно оцифровать и измерить, создав метрики.
Когда мы говорим про продажи, то традиционно эффективность измеряется выручкой или прибылью за определённый период. Но если говорить о всей системе продаж, то здесь идёт речь уже о большем количестве синхронизированных процессов, результаты которых обеспечивают выполнение бюджетного плана. Если каждый процесс оцифровать, сформировать измеримые метрики и контролировать отклонения в формате "план/факт", то управление переходит на уровень конкретных количественных характеристик.
Именно здесь кроется одно из ключевых отличий между эффектными и эффективными менеджерами: в формате оценки процессов и принятии управленческих решений для достижения конкретных метрик.
Мне понравилась идея оцифровки процессов. Это действительно помогает отслеживать эффективность и принимать взвешенные решения