Как удерживать сотрудников, когда годовые бонусы выплачены
В условиях дефицита кадров компаниям важно не только нанимать квалифицированный персонал, но и предотвращать его текучесть. Партнер и руководитель практики «Банки и финтех» Marksman Наталья Валдаева рассказала о том, какие факторы помогут удержать сотрудников.
Согласно результатам недавнего исследования* Marksman, два из трех (65%) сотрудников российских компаний готовы рассматривать новые предложения о работе. В текущих условиях дефицита рынка, удержание ключевых сотрудников становится критически важным фактором успеха бизнеса — ведь поиск и обучение новых работников обходятся значительно дороже, чем сохранение текущих. К тому же, опытные сотрудники обладают ценными знаниями о специфике работы компании, её клиентах и внутренних процессах.
Для того, чтобы удержать сотрудника, стоит иметь ввиду основные причины, почему люди увольняются. По результатам опроса, ключевыми причинами смены работодателя являются размер зарплаты (34%), отсутствие возможностей для развития (29%) и карьерного роста (25%). То есть в ситуации, когда годовые бонусы уже выплачены, а у сотрудника нет интересной рабочей задачи и он не видит для себя понятных и прозрачных перспектив роста, с большой долей вероятности он будет рассматривать другие предложения.
Среди других причин, способствующих увольнению, респонденты также отметили несовпадение ценностей компании с личными (23%), отсутствие обучения (18%) и гибкого графика (12%), неудовлетворительные условия работы и коллектив (оба варианта по 11%).
Что может удержать сотрудников от перехода
По результатам исследования* для 68% опрошенных повышение заработной платы стало бы самым важным фактором, способным удержать сотрудника на текущем месте работы.
Помимо этого, 46% сотрудников откажутся от нового предложения в работе при повышении в должности — карьерном росте. Если сотрудник видит перспективы своего профессионального роста внутри компании, он ощущает свою ценность и значимость для организации, что повышает его вовлеченность во все бизнес-процессы. Карьерный рост наиболее важен для сотрудников возрастной категории 31-45 (51%), в то время как среди молодежи до 30 лет процент ниже — 39%.
32% респондентов готовы остаться на текущем месте работы, если будут заниматься новыми задачами. Монотонная работа может привести к выгоранию даже самых увлеченных сотрудников. Новые задачи помогают поддерживать интерес к работе, стимулируют активность и способствуют профессиональному росту.
Предоставление возможности удаленной работы и гибридный формат (25%) также могут удержать сотрудника. При этом, на мой взгляд, для сотрудников экспертного уровня и руководителей удаленная работа возможность работы из дома — это один из главных факторов именно удержания.
Возможно, это связано с трендом на возвращение сотрудников в офисы, но количество отказов от «полного офиса» несмотря на интересные задачи и конкурентную зарплату доходит до 80%. Любопытно, что для молодого поколения в возрасте до 30 лет возможность удаленной работы может удержать в 34% случаях, в то время как в более старших возрастных группах этот процент не превышает 23%.
Возможности обучения и развития смогут удержать 24% сотрудников. Предоставление различных возможностей обучения и развития сотрудников является эффективным инструментом удержания, способствующим их профессиональному росту, повышению мотивации и удовлетворенности работой. Инвестируя в обучение и развитие персонала, компания не только сохраняет ценные кадры, но и обеспечивает свою конкурентоспособность и устойчивость на рынке.
Снижение рабочей нагрузки способствует удержанию сотрудника в 23% случаях. Уменьшение рабочей нагрузки на сотрудника также способно предотвратить выгорание, улучшить баланс между работой и личной жизнью, повысить качество работы и общую удовлетворенность сотрудников. В результате компания не только сохраняет квалифицированный персонал, но и улучшает общий климат в рабочем коллективе.
При этом в 18% случаях сотрудники не готовы отказаться от своего решения покинуть текущее место работы ни при каких обстоятельствах. В таких случаях важно осознавать, что каждый случай уникален, и компании стоит анализировать причины ухода, чтобы минимизировать подобные случаи в будущем и улучшить условия для оставшихся сотрудников.
Исследовать вопрос удержания важно и в контексте разных поколений. Так, повышение заработной платы является наиболее эффективным способом удержания сотрудников в любой возрастной группе. А карьерный рост важнее среди возрастной группы 31-45 (51%), чем среди людей старше 46 лет (37%). Отметим, что для молодого поколения до 30 лет повышение в должности может удержать лишь в 39% случаях.
Для молодежи до 30 лет наиболее эффективными способами удержания являются снижение рабочей нагрузки (34%) и возможность удаленной работы (34%). Такие желания молодых людей связаны с их ценностями, стилем жизни и восприятием мира. Им важно найти баланс между работой и личной жизнью и получить возможности для самореализации.
Хотя не существует единого универсального рецепта удержания сотрудников, есть несколько простых, но эффективных правил, которые могут значительно повысить шансы на удержание персонала. Многие работодатели знакомы с этими правилами, но, к сожалению, не всегда их применяют, хотя это могло бы значительно улучшить ситуацию.
Необходимо честно и открыто поговорить с сотрудником, чтобы выяснить настоящие причины увольнения. Важно понять мотивы человека: например, более высокая зарплата, желание предложение возглавить интересный проект или более комфортные условия работы.
Важно быть в курсе предложения конкурентов, чтобы составить более привлекательное предложение (контроффер). Например, если сотрудник хочет уволиться из-за переезда, можно обсудить удалённую работу или гибкий график. Если человек слишком много работал и просто выгорел, стоит предложить длительный отпуск, во время которого можно перезагрузиться и ещё раз всё обдумать.
Следует обозначить зоны роста и развития, чтобы сотрудник видел перспективы для своего карьерного и профессионального роста в компании. Талантливые сотрудники всегда хотят расти и развиваться, и дальновидные руководители должны это поощрять. Важно понимать, если талантливый сотрудник не видит возможностей для развития в вашей компании, он будет искать их в другом месте.
На мой взгляд нематериальных факторов, которые способны удержать сотрудников от перехода четыре:
Интересные задачи или возможность реализовать большой проект, которым можно гордиться.
Понятные и прозрачные перспективы – специалист не будет торопиться с увольнением, если видит возможности профессионального и карьерного роста.
Классная команда – комфортная рабочая атмосфера, в которой приятно находиться, также может стать фактором, удерживающим сотрудника.
Программы признания – чем больше признания получает человек на работе, тем меньше у него желания сменить место.
В заключение можно сказать, что грамотно разработанная система мотивации, основанная на понимании потребностей сотрудников, поможет компаниям организовать эффективную работу и снизить затраты на поиск новых сотрудников. Ключевые факторы, влияющие на удержание сотрудников — это адекватная рынку оплата труда, возможности профессионального и карьерного роста, программы признания и комфортная атмосфера в коллективе.
* — исследование «Мотивация персонала на российском рынке труда». Подробнее о результатах исследования читайте по ссылке.
Ещё больше о том, что происходит на рынке труда, читайте в нашем Телеграме;
Чтобы не пропускать наши исследования и статьи, следите за анонсами в Marksman. Человеческий капитал на VC;
Много полезного для тех, кто нанимает людей, мы пишем в нашем экспертном блоге.
Мне кажется, что многие компании недооценивают важность гибкого графика. Особенно для тех, у кого есть дети или другие семейные обязательства. Возможность работать удаленно или выбирать свое рабочее время очень мотивирует