Ультимативный роадмап по продаже товаров на маркетплейсах с помощью аналитики

Хочешь открыть магазин на Ozon, Wildberries или Яндекс.Маркете, но не знаешь, с чего начать? Не беда, сейчас я расскажу тебе о главном оружии топовых селлеров. Речь идет об аналитике всего, чего только можно. Схема простая: ковыряешься в цифрах — получаешь продажи, работаешь наобум — закрываешь ИП и идешь обратно на завод.

Ультимативный роадмап по продаже товаров на маркетплейсах с помощью аналитики

Содержание:

  • Почему аналитика маркетплейсов — это круто.
  • Поиск ниши для запуска магазина на Ozon и WB.
  • Особенности мониторинга конкурентов.
  • Разработка товарных карточек.
  • Внутренняя аналитика магазина селлера.
  • Зачем нужны метрики и дашборды.
  • Принципы ABC‐ и XYZ‐анализа.
  • Мониторинг заказов и поставок.
  • Отслеживание товаров и финансов.

Почему аналитика — это магнум опус современного селлера

По данным Data Insight, к концу 2024 года количество активных селлеров Ozon и Wildberries выросло до 700 000. И это — несмотря на рассказы о низкой рентабельности, больших порогах входа, дорогой рекламе и прочей чепухе. Конкуренция большая: чтобы выделить свой магазин на фоне остальных, нужно бить в цель — закупать лучшие товары, заходить в топовые ниши и запускать идеальные кампании.

Ультимативный роадмап по продаже товаров на маркетплейсах с помощью аналитики

Работа на маркетплейсах без доступа к подробной статистике — это прогулка по минному полю. Вот что может пойти не так:

  • низкие продажи — поставщик банально не знает, какие товары способны закрывать потребительский спрос;
  • неграмотная ценовая политика — цены либо отпугивают людей, либо наоборот, оставляют фирму без выручки;
  • тотальное падение репутации — команда получает миллион негативных отзывов из-за низкого качества ТМЦ и работы;
  • появление проблем с логистикой — неправильное управление поставками и постоянно растущий процент отказов;
  • плохая видимость карточек — офферы, составленные без ключевых слов и SEO-элементов, теряются в выдаче.

Wildberries и Ozon — это платформы, которые обрабатывают до 80% от общего количества онлайн-заказов в России. Капитализация рынка маркетплейсов давно перешагнула за отметку в 6 триллионов рублей. Работа с МП равна «полноценному» бизнесу, построенному исключительно на цифрах и аналитике всего, что только можно.

Запуск магазина на базе аналитических данных в 2025 году

Статистику для работы на маркетплейсах не нужно собирать вручную. Всю работу за селлеров делают специальные программы. Так, популярным сервисом MPSTATS пользуется добрая половина топовых продавцов Ozon и Wildberries. А приложение Moneyplace обеспечивает поставщиков 74-процентным ростом доходов в течение 4‐7 месяцев после подключения.

Ультимативный роадмап по продаже товаров на маркетплейсах с помощью аналитики

Программ аналитики маркетплейсов на рынке много, но не каждая из них — хорошая. При выборе софта нужно обращать внимание, например, на универсальность. Чтобы ПО могло выводить данные по ВБ, «Озону», «Яндекс.Маркету» и «Ламоде» одновременно. Умный выбор ниш, быстрый поиск поставщиков, модуль управления ценами и юнит-экономика — это ключевые функции.

Ищем нишу

Грамотная работа на маркетплейсах всегда стартует с выбора ниши. Мечта любого селлера — сделать так, чтобы конкурентов не было, остатки равнялись нулю, а товары «отлетали» по максимально выгодным ценам. Добиться таких, казалось бы, невероятных результатов, на самом деле трудно. Здесь-то и пригождается аналитический подход!

В числе задач начинающего выбирать нишу селлера:

  • проверка общего оборота и числа продавцов в категории;
  • оценка товарного разнообразия в разрезе всего сегмента;
  • обзор процента товаров и продавцов с продажами;
  • расчет количества продаж на одного поставщика;
  • работа с глобальными индексами SPS, SPP, TStS и TStC.

Представим, что селлер Олег решил продавать кронштейны для телевизоров. Он проанализировал нишу и понял, что число продаж в пересчете на одного продавца в сегменте высокое: TStC порядка 203,3. И в общем с продажами «сидят» многие: SPS 63,4%. Олег понял, что ниша крутая — запустил кампанию и заработал много денег.

Ультимативный роадмап по продаже товаров на маркетплейсах с помощью аналитики

Мониторим конкурентов

«Кради как художник», — отличный девиз, использовать который стоит не только людям от мира искусства. Селлеры маркетплейсов обязаны проводить дерзкие вылазки в станы конкурентов — для выбора оптимальных цен, разработки стратегий позиционирования товаров и даже (прости, Господи) демпинга.

Современные сервисы аналитики маркетплейсов позволяют изучать конкурентов по всем фронтам. Используя поиск по продавцам, поставщики открывают карточки любых коллег и легко знакомятся с их успехами. Во внимание следует брать любые параметры, которые могут указать на сильные или, наоборот, слабые стороны:

  • выручка в разрезе разных периодов;
  • динамика продаж;
  • средние чеки;
  • глубина чеков;
  • динамика появления остатков;
  • каталог;
  • core-ассортимент и пр.

Буквально каждый сервис аналитики маркетплейсов — это оружие конкурентной войны. Никто не мешает разобрать конкретного продавца на сильные и слабые стороны, а затем нанести мощный коммерческий удар для экспансии в самой выгодной нише!

Разрабатываем карточки

Думая о том, как увеличить продажи, многие селлеры начинают чрезмерно хитрить. Они используют сложные практики и инструменты, осваивают нюансы XYZ‐анализа, применяют алгоритмы ИИ и все в таком духе. Но на практике оказывается, что подобные действия — пустое сотрясение воздуха. Иногда стоит сделать шаг назад и проработать азы — переписать товарные карточки.

Поисковая оптимизация — ключ к успеху на любом маркетплейсе. Именно поэтому в списке постоянных задач у любого поставщика:

  • поиск ключевых слов, «котирующихся» рекомендательными алгоритмами Ozon, Wildberries и других площадок;
  • составление перечней наиболее конверсионных «ключей» для обеспечения органичного роста продаж;
  • сортировка ключевых слов по финансовым приоритетам и особенностям привлечения целевой аудитории;
  • разработка полноценных семантических ядер с кластеризацией для удобной работы и пр.

Все представленные процессы также можно делегировать сервисам аналитики маркетплейсов. Более того, многие из них уже оснащены нейросетями, способными составлять конверсионные описания в автоматическом режиме.

Ультимативный роадмап по продаже товаров на маркетплейсах с помощью аналитики

После детальной аналитики селлеру остается только исправить текущие описания и добавить найденные ключевые слова в карточки товаров. В итоге офферы попадут в топы сами собой — исключительно благодаря «органике», без миллионных вливаний в рекламу.

Аналитика — не только на старте, но и по ходу работы

Данные для анализа работы на маркетплейсах бывают внешними и внутренними. В первом случае речь идет не только о конкурентах, но и об общей статистике ниш, сегментов, товаров, оборотов и пр. Во втором — о показателях своего магазина. Здесь на помощь приходят те самые методики ABC‐ и XYZ‐анализа, дополненные горой практик.

Внутренняя аналитика должна быть постоянной. Какие товары из каталога пользуются наибольшим спросом? В какие регионы заказы отправляются чаще всего? Какова прибыль с единицы реализованного товара? Есть ли у магазина стратегия, позволяющая контролировать процесс достижения целей? Это нужно знать в первую очередь.

Метрики и дашборды

Культура управления данными aka Data Governance — это тренд из мира информационных технологий. Но сегодня он плавно перетекает вообще в любые сферы бизнеса. Главная задача начинающего селлера — настроить алгоритмы правильного, корректного и своевременного сбора данных. Метрики и дашборды помогут понять, как работает магазин, и начать принимать правильные решения.

В числе параметров, нуждающихся в мониторинге в первую очередь:

  • заказы, продажи и возвраты;
  • обороты, выручка и прибыль;
  • упущенная выручка и невыкуп;
  • списки товаров-лидеров по деньгам;
  • календари поставок.

Поставщику важно держать руку на пульсе и быть в курсе всего происходящего. Рано или поздно случится аврал, купировать который помогут аналитические сведения. Желательно иметь доступ к данным по каждой из реализуемых позиций, чтобы корректировать товарные матрицы и выставлять актуальные цены.

Ультимативный роадмап по продаже товаров на маркетплейсах с помощью аналитики

ABC‐ и XYZ‐анализ

Современные селлеры часто продают вполне себе внушительные объемы продуктов. В номенклатуры входят десятки и сотни позиций. Поэтому они нередко сталкиваются с ситуациями, когда склады забиты излишками, но покупателям требуется другая категория товаров. Тогда изделия висят мертвым грузом, оставаясь нераспроданными.

Чтобы избежать подобного сценария развития событий, селлеру нужно понять, какие именно позиции приносят основные доходы. Здесь на помощь приходят специальные методы исследований. Такие, как классический ABC-анализ. Он позволяет уточнить:

  • какие товары дают больше прибыли;
  • какие товары приносят одни убытки;
  • как улучшить ассортимент магазина;
  • что стоит продавать в первую очередь.

У Бибы (ABC-анализа) есть брат Боба — XYZ-анализ. Его задача — разделить продукты на три категории: с самым стабильным спросом, с наибольшими колебаниями спроса и с нестабильным спросом. В расчетах учитывается так называемый коэффициент вариации.

Ультимативный роадмап по продаже товаров на маркетплейсах с помощью аналитики

Заказы и поставки

Мониторинг заказов и поставок — основной пласт работы селлера. И дело здесь не только в риске упустить прибыль. Маркетплейсы ведут достаточно строгую политику: если товара на складе нет, а заявки присутствуют, карточка начинает терять позиции в поисковой выдаче.

Именно поэтому поставщик обязан следить:

  • за общим количеством доставленных заказов;
  • за валовой прибылью;
  • за заказами в пути и возвратами;
  • за конкретными товарами и брендами;
  • за регионами поставок и складами.

Кроме того, в поле внимания должны находиться поставки. Детальная аналитика позволяет контролировать производителей и дистрибьюторов, продукция которых представлена в ассортименте магазина. Сколько товаров закупать? Как распределять позиции по складам? Когда пора «забивать полки»? Все эти вопросы буквально не могут оставаться без ответа.

Ультимативный роадмап по продаже товаров на маркетплейсах с помощью аналитики

Товары и финансы

Работа на маркетплейсах давно превратилась в «полноценный» бизнес. Именно поэтому 99% опытных селлеров нанимают юристов и бухгалтеров. Специалисты такого профиля — гарантия защиты от различных проблем, связанных с товарным и финансовым учетом.

Впрочем, большой отдел товародвижения нужен далеко не всем поставщикам. Такие команды собирают только арбитражники — ребята, занимающиеся мастерской реализацией чужой продукции. Тем, кто двигает свой бренд, необходимы, скорее, продакты и маркетологи.

Но следить за товарами в общем формате обязан каждый селлер. В поле первоочередного контроля попадают:

  • типы товаров по складам FBO и FBS;
  • пути товаров к покупателям;
  • способы возврата товаров;
  • себестоимость продукции.

Кроме того, предпринимателю следует иметь доступ к обширной сводке по всем доходам и расходам. Прибыль за период, капитализация склада, убытки и транзакции — все это должно быть задокументировано.

Резюме

Аналитика — это универсальный инструмент для быстрого старта на маркетплейсах. Она помогает выбрать нишу, сократить расходы и избежать типовых ошибок, с которыми сталкиваются 99% начинающих селлеров. Популярность разных товарных сегментов, оборот брендов в категории и топы продаж — без разбора этих параметров успешного бизнеса на Ozon и Wildberries не построить.

🔵 Интересно читать о бизнесе на маркетплейсах? Подпишись ;)

🔵 Остались вопросы? С радостью отвечу на них в комментариях!

44
33
11
28 комментариев

Жалею, что не зашел на маркетплейсы лет 5 назад, когда все (на первый взгляд) было намного проще. Сейчас, судя по вашей статье, без BI и управления данными туда идти не стоит в принципе. А это - либо большие деньги, либо продолжительный поиск по-настоящему шарящих экспертов. В общем, порог входа существенно вырос.

Хотя у меня есть знакомый, который стартовал полгода назад с продаж в категории сантехники. Вроде нормально у него идет, но тип знает китайский и свободно сгонял к братушкам на фабрику, договорился о нормальных ценах. Тоже приличный фактор.

2

Так и есть, работа на маркетплейсах - давно "полноценный бизнес", и без аналитики здесь никак. Но количество селлеров растет)

Я только стартую на маркетплейсах, и пока все эти аналитические инструменты кажутся сложными и дорогими. Могу ли я просто наблюдать за успешными конкурентами, копировать их подход и таким образом избежать ошибок? Или без своей аналитики всё равно не обойтись?

1

Здравствуйте!

Наблюдать за успешными конкурентами не только можно, но и нужно! Тем более, что сейчас это дело очень сильно упрощают сервисы аналитики. Главное - найти хороший "пример для подражания" и учитывать вообще все факторы его успеха. От гео до поставщиков.

Прежде чем выйти на ВБ, решила сначала разобраться с аналитикой. Прохожу полное обучение, по мне так скупой платит дважды, если не трижды. Без знаний это темный лес. Это с виду так все легко, вышел на вб сразу начал продавать на миллионы в день. В деле гораздо все сложнее😑

1

Правильный подход) А где учитесь, если не секрет?

Согласен, аналитика — это ключ. Но что делать, если ниша вроде перспективная, а конкуренты демпингуют цены?

1