IT-директор на аутсорсинге: зачем он нужен и как на нем не разориться

IT-директор нужен любой компании. Компетентный эксперт способен превратить IT в драйвер роста бизнеса.

IT-директор на аутсорсинге: зачем он нужен и как на нем не разориться

Но на практике позволить себе крутого IT-директора может только крупный бизнес (иногда – средний, и никогда – небольшой). Однако решение есть – IT-директор на аутсорсинге.

Друзья, всем привет! С вами снова генеральный директор компании ALP ITSM Дмитрий Бессольцев.

Дмитрий Бессольцев

Сегодня расскажу, как будет выглядеть работа с IT-директором на аутсорсинге, а также об обязанностях и преимуществах такого эксперта.

Кто он – IT-директор на аутсорсинге

IT-директор на аутсорсинге – эксперт, профессиональный IT-менеджер, выполняющий функции штатного IT-директора, но при этом работающий по внешнему договору. Он нужен компаниям, работающим без постоянного IT-руководителя в штате или нуждающимся в дополнительной экспертизе. IT-директор может работать как удаленно, так и в офисе компании или, что чаще – в гибридном графике.

В роли IT-директора на аутсорсинге могут выступать частные консультанты, но чаще всего подобные услуги предоставляют зрелые IT-компании. IT-директор работает не на фултайм, а по потребности клиента. И в этом огромный плюс, особенно для небольших компаний с ограниченным бюджетом.

Малому бизнесу дорого держать в штате IT-директора с зарплатой 400-600 тысяч рублей, который к тому же не будет полностью загружен работой. Нет бюджета, да и задач для эксперта на фултайм. Именно поэтому услуги IT-директора на аутсорсинге востребованы в небольшом бизнесе.

IT-директор на аутсорсинге: зачем он нужен и как на нем не разориться

Что входит в обязанности IT-директора на аутсорсинге

Обязанности внешнего IT-директора чаще всего сводятся к следующим аспектам:

  • Разработка и реализация IT-стратегии компании. IT-директор на аутсорсинге отвечает за формирование плана стратегического развития IT в соответствии с целями бизнеса. Это включает анализ текущих технологий, оценку потребностей компании и определение направления ее развития в области IT. Стратегия должна быть гибкой, чтобы адаптироваться к изменениям рынка и внутренним потребностям организации.
  • Контроль за IT-инфраструктурой и IT-процессами. Эффективная работа любой компании зависит от надежной и стабильной IT-инфраструктуры. IT-директор на аутсорсинге внедряет мониторинг и контроль всех компонентов, включая серверы, сети, программное обеспечение и пользовательские устройства. Он обеспечивает бесперебойную работу систем и повышение производительности. Также эксперт внедряет процессы управления IT, например, ITSM, чтобы повысить зрелость IT в компании.
  • Оптимизация расходов на IT. Внешний IT-директор анализирует текущие затраты и выявляет возможности для их оптимизации. Например, инициирует переход на облачные решения и автоматизацию процессов. Основная цель – создание сбалансированной IT-инфраструктуры, которая будет эффективно работать при небольших затратах.
  • Управление IT-проектами. IT-директор несет ответственность за выполнение IT-проектов, которые двигают бизнес вперед. Он отвечает за планирование, управление ресурсами, риск-менеджмент и взаимодействие с командами, то есть обеспечивает соблюдение сроков, бюджетов и стандартов качества.
  • Обеспечение информационной безопасности. Полноценное управление информационной безопасностью по канону не входит в задачи IT-директора. Средние и крупные компании имеют в штате «безопасников», т.е. специалистов по ИБ. Но для небольших компаний эту функцию все же выполняет IT-директор. Он внедряет инструменты и политики безопасности и даже обучает сотрудников цифровой гигиене. Цель – создание многоуровневой защиты и повышение ИБ-грамотности. Это обеспечивает безопасность корпоративной информации и снижает риск утечки данных.
  • Взаимодействие с внешними подрядчиками и партнерами. IT-директор должен управлять отношениями с внешними подрядчиками и партнерами. Например, выбирать надежных поставщиков, оценивать их предложения и поддерживать стратегическое партнерство.

Как выбрать IT-директора на аутсорсинге

Выбирая удаленного IT-директора, важно учитывать следующие факторы:

  • Опыт и квалификация. Идеальный претендент должен обладать релевантным опытом работы в вашей отрасли. Это позволит ему лучше понять специфические требования и сложности вашего бизнеса.
  • Рекомендации и кейсы. Попросите кандидата предоставить кейсы с подробным описанием задач, которые он решал, и достигнутых результатов. Такой подход позволит оценить, насколько его предыдущий опыт соответствует вашим потребностям.
  • Гибкость. Обратите внимание на способность кандидата адаптировать свои решения под уникальные потребности вашего бизнеса.
  • Коммуникационные навыки. Зрелый IT-директор не только владеет техническими знаниями, но и способен создать атмосферу доверия и командной работы, что крайне важно для достижения общих целей.
IT-директор на аутсорсинге: зачем он нужен и как на нем не разориться

Как будет выглядеть работа с IT-директором на аутсорсинге

Аудит – точка отсчета

Грамотный IT-директор захочет провести IT-аудит вашей компании. Если вы его уже провели, то предоставьте эксперту результаты анализа, чтобы он смог принимать дальнейшие решения, опираясь на факты, а не на иллюзии и «хотелки». IT-аудит предоставляет твердую фактуру и становится точкой отсчета для планирования изменений и улучшений в IT.

Задача IT-директора – правильно интерпретировать результаты аудита и на их основе разработать дальнейшую IT-стратегию компании. Стратегического планирования на 1-3 года будет достаточно, поскольку загадывать что-то на более долгий период в текущих реалиях нецелесообразно.

Быстрый темп развития технологий, необходимость в импортозамещении и непредсказуемые геополитические изменения делают такое планирование малополезным.

Даже три года – довольно долгий срок. А более долгосрочные перспективы можно описывать в IT-стратегии компании, но только в общих чертах. Иначе это будет просто профанацией.

Болевые точки – на первом месте

Прежде всего, IT-стратегия, направленная на рост, эффективность и конкурентоспособность компании, должна включать устранение болевых точек бизнеса. Например, IT-директор изучил результат аудита и заметил, что в компании нет резервного копирования, беда с антивирусной защитой или регламентными работами. Эти проблемы с цифровой гигиеной нужно срочно устранять, поскольку они влияют на надежность IT-инфраструктуры – то есть на безопасность всего бизнеса.

Инфраструктура – фундамент ИТ

Устранив первостепенные проблемы, IT-директор должен перейти к более фундаментальным вещам – пониманию и проектированию целевой IT-инфраструктуры, опираясь на ее текущее состояние и потребности бизнеса в будущем.

Например, бизнес планирует расти или, наоборот, сократить мощности – в каждом случае IT-инфраструктура будет проектироваться особым образом. Если бизнес будет «урезаться», то нет необходимости в «тяжелой» IT-инфраструктуре, не соответствующей его размерам и потребностям. Будет расти – нужна дополнительная гибкость в масштабировании и надежность. Один из вариантов – отказ от закупки новых серверов и перенос части сервисов в облако. IT-директор должен определить грамотный подход к организации IT-инфраструктуры: CAPEX или OPEX.

Создание зрелой IT-службы

Следующий вопрос: кто и как будет обслуживать IT-инфраструктуру компании? IT-директор на аутсорсинге должен грамотно организовать работу IT-службы, основываясь, опять же, на результатах IT-аудита.

Важно определить, какие ресурсы и компетенции нужны в штате, а какие можно отдать на аутсорсинг. Например, в компании нужно поддерживать не только IT-инфраструктуру (серверы и сервисы 1С, телефония и т.д.), но и пользователей или удаленные площадки. Вопрос реализации поддержки – как раз часть работы IT-директора.

Важный момент: при усилении IT-службы компания не должна стать ее заложником. Не стоит игнорировать «красные флаги» — например, привилегированное положение айтишников в компании, отторжение новых сотрудников, нежелание инноваций и модернизации, непрозрачные процессы и отсутствие SLA (соглашение об уровне сервиса).

В небольшой компании IT-директор на аутсорсинге должен контролировать такие процессы, как управление инцидентами, проблемами, изменениями и регламентными работами. Он также отвечает за создание документа SLA, который позволит в цифрах определить качество работы айтишников и синхронизировать ожидания между бизнесом и IT-службой.

IT-директор должен обязательно внедрить систему Service Desk для автоматизации процессов. Система позволит не терять заявки пользователей, выставлять по ним приоритеты, отслеживать время реакции и решения. Так появляется ясная картина, вписывается IT-служба в договоренности, определенные в SLA, или нет.

Информационные системы и сервисы

Еще одна функция IT-директора – обеспечить работу информационных систем (1С, CRM и других), которые непосредственно влияют на работу бизнеса: внутренний учет клиентов, отгрузок, продаж и т.д.

Кроме того, IT-директор должен следить за работой таких системных сервисов, как телефония, электронная почта и надежный доступ в интернет, без которых бизнес не сможет нормально функционировать. При этом сервисы должны быть «по размеру» и работать надежно.

Последнее в списке задач по сервисам, но не по важности – планирование и внедрение новых информационных систем, которые будут двигать бизнес вперед. Примеры таких решений – CRM, личный кабинет для клиентов и партнеров, ERP (даже «маленькая», 1С:УНФ, считается).

А еще – модернизация текущих систем и сервисов. Если компания работает на старенькой 1С 7.7 (а такие компании есть!), переход на актуальную «восьмерку» – логичный шаг. То же самое касается систем контроля доступа (СКУД), телефонии и даже версий Windows на серверах и рабочих станциях.

Защита информации

Один из ключевых моментов – информационная безопасность: прежде всего, защита внешнего периметра от вторжений и цифровая гигиена. А также более продвинутые вещи — например, DLP-системы для предотвращения утечек и мониторинга сливов информации сотрудниками.

Информация не обязательно сливается специально и целенаправленно — часто утечки происходят из-за неграмотности или халатности сотрудников, например, менеджеров по продажам. Внедрение DLP-системы может быть инициировано IT-директором, если он посчитает, что она необходима компании для предотвращения серьезных финансовых и репутационных потерь.

Партнерская сеть

IT-директор также занимается поиском партнеров, готовых подставить плечо – обеспечить в нужный момент поток компетенций. Например, компании может срочно понадобиться экспертиза по работе системы 1С или импортозамещению определенного сервиса. Задача по выстраиванию партнерского окружения также должна быть учтена в стратегии развития компании.

Обучение коллег

Немаловажный момент – обучение сотрудников. Не только айтишников, но работников бухгалтерии, отдела кадров, продаж и т.д. Это важно для повышения базовых навыков и грамотности в области информационной безопасности. Все сотрудники должны понимать, какие сегодня существуют киберугрозы и как не попасться на удочку кибермошенникам, ведь цена вопроса может быть очень высока.

***

Это основные вопросы, о которых должен подумать IT-директор при создании IT- стратегии компании. А дальше его задача – фактически взять бизнес за руку и методично провести по пунктам принятой IT-стратегии, начиная с самого важного и актуального.

Не менее раза в год нужно проводить синхронизацию – сверяться с выбранной стратегией. И если она утратила свою актуальность, следует внести нужные коррективы. Это нормально, ведь ситуация в IT и бизнесе может стремительно меняться.

IT-директор на аутсорсинге: зачем он нужен и как на нем не разориться

Преимущества IT-директора на аутсорсинге

Одно из ключевых преимуществ найма IT-директора на аутсорсинге – значительная экономия денег и времени. Это особенно важно для небольшого бизнеса.

Внешний IT-директор приносит в компанию неоспоримый опыт и глубокую экспертизу, накопленную за годы работы в различных отраслях и проектах. Если потребности бизнеса будут меняться, можно легко добавлять или убирать определенные задачи.

Зрелый IT-директор на аутсорсинге обладает широким кругозором и разбирается в текущих трендах, инновациях и технологиях. Это позволяет компаниям внедрять передовые решения в свои бизнес-процессы.

IT-директор на аутсорсинге фокусируется на результатах для бизнеса. Он заинтересован не «просиживать оклад», а активно работать над достижением стратегических целей компании. Такая мотивация способствует повышению эффективности и конкурентоспособности бизнеса, достижению успеха на рынке.

Затраты на внешнего IT-директора для небольшой компании составят в среднем от 100 до 200 тысяч рублей в месяц в зависимости от объема задач. Это немного по сравнению со штатным IT-директором и сопоставимо с зарплатой рядового айтишника. К тому же, когда эксперт приведет все процессы в порядок, объем задач снизится, как и оплата.

IT-директор на аутсорсинге: зачем он нужен и как на нем не разориться
12
1
5
3
1
1
32 комментария

ИТ директор на аутсорсе это хороший вариант получит качественную услугу за небольшие деньги. Опять же, у внешнего специалиста будет больше насмотренности ,чем у внутреннего ( да простят меня мои бывшие коллеги по цеху :))

1

Спасибо, Павел. У тебя опыт в крупной компании, там все по-другому)

2

Не слашыл раньше о таком виде услуг. Как понять, в какой момент нужен компании ИТ директор, почему собственный ит не сможет быть директором?

1

Из моей практики - свой IT специалист - все же не директор. Он хорошо меняет мышки, знает как собрать комп. Не думает масштабно и на перспективу - задачи такой нет.

1

Иван, может, и в средних и крупных компаниях он есть, штатный. В небольших компаниях - могут быть ИТ-специалисты, но они не выстроят стратегию развития ИТ и не проведут бизнес по ней. Нужны совсем другие компетенции.

Почему именно директор? По IT вопросов не вызывает

1

Хороший вопрос. Задачи такие, именно для компетенции директора. Стратегия, политика, выстраивание и внедрение процессов - нужен крутой опыт.

1