ТОП 5 ошибок при масштабировании бизнеса
Есть такая болезнь — долго думать! Хуже нее — долго-долго думать!
При масштабировании нужно не думать и откладывать, а считать и действовать. При этом нужно знать, что существует всего две модели масштабирования бизнеса: экстенсивная и интенсивная. В первой модели с помощью маркетинга наращивают трафик. Во второй — повышают эффективность труда за счет систематизации и автоматизации процессов.
Нет стратегии и плана внедрения
Пробовали плавать на лодке без парусов? А на катере без мотора? К сожалению, таким плаванием пытаются заниматься некоторые предприниматели, которые начинают масштабирование без понимания стратегии и плана по ее достижению.Чтобы не совершать их ошибок, делайте декомпозицию бизнеса, т. е. разбирайте его процессы на составляющие. После этого «пересобирайте» бизнес с учетом конечной точки. Так появляется стратегия, а вслед за ней и план внедрения. Кстати, декомпозиция — это не утомительный процесс. Я знаю, как сделать декомпозицию всего за 10 минут. Пишите — поделюсь «волшебной табличкой».Зарабатывают все, кроме собственника!
Зарабатывают все, кроме собственника!
Помню, когда я впервые вышел на выручку в ₽100+ млн, то вместо радости испытал досаду. Компания растет, ТОПы и сотрудники хорошо зарабатывают, а я — нет! По сути, я просто передаю им деньги, и всё. Знаете, почему так вышло? У меня не было четкой финмодели. Больше я этой ошибки не совершаю!
Клонирование отделов
Ошибка характерна при построении сети, когда в каждой новой точке основные отделы (маркетинг, продажи и др.) копируются. По сути, вы создаете много-много маленьких и одинаковых компаний, а это дорого и очень сложно в управлении. У меня была такая ошибка, когда я открывал офисы «Алюстроя» в Москве и других регионах. Чтобы избежать этой ошибки — нужно создавать управленческое ядро, т. е. управляющую компанию.
Работать без CRM
Без CRM-системы невозможно делать эффективные продажи. Что-то будет забываться, кто-то будет теряться. Из опыта скажу, что правильная распаковка CRM даст мгновенное увеличение выручки не менее 30 %. Под распаковкой я понимаю в том числе оцифровку воронки продаж.
Разумеется, это лишь вершина айсберга. Но даже понимание этих моментов помогут начать эффективное и самостоятельное масштабирование.
Еще больше полезных материалов по бизнесу можно скачать в моем телеграмм канале: ссылка
Так же запись на бесплатный экспресс аудит для желающих разобрать карту масштабирования и найти точки роста: ссылка
Да, проблемы, упомянутые в статье, распространены среди предпринимателей, но они вовсе не сводятся только к недостатку стратегии. Часто сталкиваются и с такими вещами, как, например, конкуренция, которая вынуждают компании адаптироваться произвольно и быстро.
Да, конкуренция как явление безусловно вносит свои коррективы в стратегию развития.