Клиентские метрики и индивидуальный подход: какие HR-tech решения помогают Альфа-Банку сохранять сотрудников

И как своевременные напоминания об отпусках сократили отток в три раза.

Клиентские метрики и индивидуальный подход: какие HR-tech решения помогают Альфа-Банку сохранять сотрудников

Современные HR-технологии перестали быть просто инструментом автоматизации задач. Сегодня они помогают бизнесу становиться эффективнее и улучшать опыт сотрудников. В Альфа-Банке цифровизация HR-процессов стала отправной точкой, а настоящая трансформация началась с их персонализацией и внедрением нового подхода к Data Science. О том, как это происходит и какие результаты в управлении персоналом уже принесло, рассказала руководитель HR-tech Альфа-Банка Елена Гаврина.

Новые вызовы и мотивация

Цифровизация HR в Альфа-Банке развивалась поэтапно: от автоматизации рутинных процессов до внедрения инновационных решений, ориентированных на улучшение опыта сотрудников. Руководитель HR-tech Альфа-Банка Елена Гаврина выделила две ключевые причины для обновления подходов в сфере HR.

Во-первых, это естественная эволюция технологий. Цифровизация позволяет упростить процессы, но на следующем этапе важно сделать их более эффективными и персонализированными.

«Например, мы, как технологичный бренд, сначала прокачивали IT-сектор. И вот мы имеем массу сервисов для айтишников, но при этом менеджер банка считает премию в Excel. Тогда мы решили улучшить сервисы там, где больше сотрудников и выше текучка».

Елена Гаврина, руководитель HR-tech

Вторая причина — это сложная ситуация на рынке труда. Высокая конкуренция за кадры и экономические вызовы заставляют компании тщательнее подходить к управлению человеческим капиталом. Улучшение HR-технологий стало необходимым шагом для оптимизации затрат и повышения эффективности сотрудников.

Технологические решения: от цифровизации к персонализации

Одним из первых направлений развития HR-технологий в Альфа-Банке стала разработка сервисов, которые точечно отвечали на запросы сотрудников. Чтобы понять реальные потребности коллег, HR-команда регулярно проводит исследования и создаёт карту пути сотрудника — Employee Journey Map (EJM). Например, в приложении был расчётный лист, где сотрудники могли видеть, сколько денег им начислили. Благодаря внутренним исследованиям удалось выяснить, что сотрудникам важно не просто знать общую сумму, а понимать, из чего она сложилась. В результате в интерфейсе появилась возможность просматривать формулу расчёта зарплаты и премии.

Следующий шаг — Digital-персонализация. Она стала возможной благодаря анализу данных о предпочтениях сотрудников, их активности и специфике работы. Приложение теперь предлагает рекомендованные сервисы, основанные на трех параметрах: частоте их использования, предпочтениях команды и общих тенденциях в банке.

В HR-приложении Alfa People наверх выводится рекомендованный функционал для каждого сотрудника
В HR-приложении Alfa People наверх выводится рекомендованный функционал для каждого сотрудника

ELTV-модель: индивидуальный подход к каждому

Для оценки эффективности взаимодействия с сотрудниками в Альфа-Банке внедрили модель Employee Lifetime Value (ELTV) — пожизненная ценность сотрудника. Она была придумана по образцу бизнес-метрики Customer Lifetime Value (CLTV), которая определяет пожизненную ценность клиента. ELTV-модель позволяет анализировать весь цикл взаимодействия с работником — от привлечения кандидата, найма и адаптации до удержания — и находить индивидуальный подход к каждому.

На основе собранных данных HR-специалисты могут предсказать дальнейшее поведение сотрудника. Например, анализируя стаж работы, уровень оплаты и производительность, команда HR-tech может спрогнозировать вероятность увольнения. Эти данные используются, чтобы составлять рекомендации для руководителей по удержанию и повышению мотивации и эффективности их подчинённых. Такой подход позволяет не только повысить производительность, но и создать комфортные условия для сотрудников, чтобы мотивировать их оставаться в компании.

ELTV-модель помогает найти пик эффективности сотрудника, где у него возникает риск снижения производительности или увольнения
ELTV-модель помогает найти пик эффективности сотрудника, где у него возникает риск снижения производительности или увольнения

Total Employee Experience: больше, чем HR

Одним из ключевых подходов Альфа-Банка стал Total Employee Experience (TX) — концепция, которая охватывает все аспекты взаимодействия сотрудников с компанией. Речь идёт не только о классических HR-процессах, таких как оформление документов или расчёт зарплаты, но и о нюансах, на которые в компаниях часто обращают меньше внимания: доступность оборудования, удобство цифровой инфраструктуры, планирование рабочих процессов. Специалисты HR-tech следят за тем, чтобы технические процессы, будь то оформление командировки или составление рабочего графика, были интуитивно понятны любому сотруднику, а на то, чтобы в них разобраться, не тратилось много рабочего времени.

К примеру: в Альфа-Банке сотрудники работают в гибридном формате — кто-то в офисе, кто-то — удалённо. Последним, чтобы подключиться к рабочим сервисам, необходимо вводить одноразовый код. Для этого раньше устанавливали отдельное приложение, к которому также прилагалась сложная инструкция. Сейчас эта функция есть в Alfa People, и теперь путь намного более гладкий — авторизация уже настроена за сотрудника и всё происходит в одном окне.

Кроме того, TX сильно упростил жизнь уже имеющимся сотрудникам — особенно тем, кто работает посменно. Через приложение Alfa People удобно бронировать смены со смартфона и управлять своим графиком.

Еще одна «боль» сотрудников, которую удалось устранить, — сложности при оформлении командировок. Этот процесс, который раньше отнимал много сил и времени из-за запутанной схемы, упростился и стал интуитивно понятным.

«Сейчас командировки переехали в приложение. Теперь наша задача — сделать так, чтобы и сопутствующие сервисы работали бесшовно, как в агрегаторах путешествий: выбрал место назначения, даты, отель — и вуаля, летишь в командировку».

Елена Гаврина, руководитель HR-tech

HR-команда также внедрила дополнительные сервисы для поддержки эмоционального и физического благополучия сотрудников. В 2023 году внутри приложения Alfa People появился сервис Alfa Energy, который позволяет отслеживать физическую активность, участвовать в челленджах (например, по количеству пройденных шагов) и получать награды за выполнение поставленных целей. Поучаствовать в этом уже успели более 5000 сотрудников, а аналитики заметили, что те, у кого повысилась физическая активность, улучшили и свои профессиональные результаты.

В сервисе Alfa Energy можно участвовать в челленджах, ставить цели и соревноваться с коллегами
В сервисе Alfa Energy можно участвовать в челленджах, ставить цели и соревноваться с коллегами

Результаты и перспективы

Инновации, внедренные командой HR-tech Альфа-Банка, уже приносят заметные результаты. Персонализация и искусственный интеллект помогли снизить текучку кадров и повысить эффективность сотрудников. Например, в Альфе увидели, что склонность сотрудников к оттоку повышается, когда у них падает производительность. В таком случае ИИ напомнит сотруднику о необходимости отдыха и предложит даты за пару кликов. От напоминаний в банке перешли к планированию отпуска за сотрудника: учитывается календарь бизнеса, сезонность, ретро-данные, после чего ему предлагают оптимальные даты в HR-приложении.

«Мы думаем о сотрудниках и упрощаем их жизнь на работе. Это подтверждают цифры: например, только в результате того, что сотрудники вовремя и регулярно уходят в отпуск, отток сократился в три раза, а выполнение KPI увеличилось на 25%».

Елена Гаврина, руководитель HR-tech
Такое сообщение приходит сотруднику, который давно не был в отпуске
Такое сообщение приходит сотруднику, который давно не был в отпуске

Особое внимание в банке уделяется обучению HR-специалистов: сегодня им важно не просто взаимодействовать с дата-сайентистами, но и уметь самим применять цифровые инструменты анализа данных. Для этого совместно с Высшей школой экономики была открыта магистратура «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте», которая помогает подготовить новое поколение профессионалов и научит использовать в бизнес-процессах искусственный интеллект и продуктовый подход.

Что дальше

Альфа-Банк продолжает развивать HR-технологии. Среди приоритетных задач — оцифровка дополнительных сервисов, улучшение пользовательского опыта сотрудников и создание аналитических моделей для всех этапов взаимодействия с персоналом.

«Пока все говорят про Employee Experience, мы создаём Total Employee Experience. Будем и дальше превосходить ожидания и масштабировать лучшие практики, чтобы сотрудники ощущали заботу компании. Это win-win: мы приносим сотрудникам счастье, а они приносят пользу бизнесу».

Елена Гаврина, руководитель HR-tech

Цифровизация HR-процессов в Альфа-Банке — не просто технологическое обновление, а стратегический шаг, направленный на укрепление позиций компании, которая растёт и развивается за счёт эффективности и вовлеченности своих сотрудников.

23
1
25 комментариев

Статья наглядно показывает, почему альфу признали лучшим банком для сотрудников))

3

Мне понравилось, что альфа внедрил ИИ в свои бизнес процессы. В ногу со временем так сказать. И очень удобно, что ИИ предлагает даты отпуска, не нужно толкаться с коллегами и занимать даты заранее

3

Я уж думала в альфе только клиентов всякими сервисами окружают.😁😁 Про сотрудников тоже не забываете значит, жму лапу 😁🤝

3

Ну а как же, если о работниках не думать, то и от банка вскоре одни рожки, да ножки останутся 😂

ИИ, напоминающий про отдых - реально хорошее решение. Если человек работает прям без остановки - может поймать "поток" и работать эффективнее, но такого сотрудника надолго не хватит, проработает полгода и уйдет. А если будет делать перерывы и работать чуть меньше, то будет работать в компании дольше и будет довольнее. Парадоксально, но это работает

2

Может быть когда нибудь все компании поймут, что перегружать сотрудника = ловить текучку кадров.

1

ELTV-модель позволяет анализировать весь цикл взаимодействия с работником — от привлечения кандидата, найма и адаптации до удержания — и находить индивидуальный подход к каждомуДавно пора всем организациям ввести такой подход, а то всех отсеивают по какому-то единому шаблону. А люди то разные все таки

1