«Коллеги стали людьми, а не безликими аватарками в чатике»: как сплотить удаленную команду в праздники
Привет! Я Екатерина Придворова, редактор в образовательном проекте Level One. В рабочее время я разбираюсь в архитектуре Древнего Рима и придумываю квизы про столыпинские реформы. Вне работы — люблю путешествовать, вышивать картины из бисера и дарить людям классные подарки. Расскажу, как последнее мое увлечение помогло сплотить команду.
С середины марта Level One превратился из крупнейшего офлайн-лектория в онлайн-платформу про искусство, культуру и науку. За год пандемии мы обросли большими контентными проектами и редакторской командой из 25 человек на удаленке, от Риги и Кракова до Новосибирска и Владивостока.
К концу 2020 года мы все устали, но так и не подружились. Кто-то работает на фултайме, а кто-то — 2-3 часа в день. Рабочие часы не совпадают, живого общения нет. Это проблема: когда завал по задачам, важна возможность обратиться за поддержкой к коллегам. А в нашем рабочем чате просьбы часто подвисали без ответа.
Хотелось как-то всех взбодрить и перезнакомить. Празднования сближают команду, поэтому я решила предложить редакции сыграть в «Тайного Санту». Реализовать идею оказалось не так просто, зато результат превзошел все ожидания. Расскажу по порядку.
В начале никто не откликнулся
После первого объявления об игре только 3 человека решились участвовать. Это и понятно: редакторы почти не были знакомы между собой, а решиться подарить подарок совершенно незнакомому человеку трудно.
В итоге мы решили посмотреть на «Тайного Санту» как на проект, у которого пока очень низкая конверсия в участие. А редакция — это комьюнити, которое нужно объединить. Это привело к следующему пункту.
Нам нужен был медиаплан
Мы решили построить контент-воронку вовлечения.
«Вовлечь людей в офлайн-активности сложно, даже если это коллеги, с которыми работаешь каждый день. Нужно сделать так, чтобы за игрой было интересно следить и захотелось принять в ней участие. В этом плане Тайный Санта не отличается от любых других медийных проектов. У нашего была небольшая, зато очень ценная аудитория».
Начали с игры, в которой главред еще раз познакомил участников друг с другом — это принесло еще 5-6 участников.
Затем на протяжении двух недель рассказывали о проекте: сколько человек уже участвует, какая у нас география и интересы; топ-5 самых желанных подарков по данным заполненных анкет. Всего мы опубликовали в чате редакции 14 постов. На этапе подачи анкет мы выкладывали по посту в день, затем — раз в несколько дней.
В итоге число участников выросло с 3 до 16 человек. 64% участников сообщества подарили и получили подарки и поделились впечатлениями. Для нас как для коммьюнити это был неожиданно крутой результат.
Чего мы опасались: неудачные, забытые или потерянные подарки
Смысл игры — узнать друг друга получше и получить подарок-сюрприз. Но как сделать так, чтобы он был действительно в радость? Для этого мы составили анкету:
В анкете мы спрашивали об интересах участников. Это нужно, чтобы их Тайный Санта смог выбрать персонализированный подарок. Все получилось: подарки били в самое сердечко
А еще в таких играх всегда есть риск, что ты подаришь подарок, а тебе — нет. Эту проблему мы решали сообщениями-напоминаниями. Помогали и фотоотчеты участников, которые уже отправили или получили свои подарки. Это мотивировало быстрее отправить свой.
Когда первый участник игры получил свой подарок, мы опубликовали его фото с отзывом о подарке в чате, мотивируя других участников тоже похвастаться и вообще поделиться своими впечатлениями.
Примеры контента от участников игры
В ходе игры у участников возникали проблемы. Например, один из подарков никак не хотел отслеживаться на сайте почты России.
Собрали и проанализировали обратную связь
После игры мы задумались: а как это все восприняли сами участники? Понятно, что всем нравятся подарки, но все же… Поэтому мы попросили участников игры заполнить анонимный опрос, и вот его результаты:
Также мы задали вопрос: «Узнали ли вы больше о своих коллегах? Как изменилось ваше восприятие людей, с которыми вы работаете вместе?»
Вот какие ответы мы получили:
«Коллеги стали менее абстрактны — теперь это люди, которые любят чай и тетрадочки и которые дарят тебе конфетки».
«Узнала ооочень много нового. Почувствовала себя частью команды. Люди стали людьми, а не просто там какими-то непонятными аватарками в чатиках».
«Да, больше узнали про увлечения, хобби и предпочтения в еде. Такие небольшие открытия ещё точнее прорисовывают человека: он становится реальнее, даже если вы всегда общаетесь онлайн и живёте в разных городах/странах».
«Мы работаем удаленно, большую часть команды я не видела вживую. Теперь я лучше представляю себе коллег, знаю, чем они интересуются, как любят отдыхать».
«Оказалось, что сложившийся из-за рабочих задач образ может не сходиться с тем, чем человек увлекается и что любит. И здорово, что можно больше узнать о людях, с которыми работаешь на удаленке (вживую так может и так бы уже узнали))»
Еще мы спросили: «Повлияла ли игра „Тайный Санта“ на восприятие Level One как компании? Если да, то как именно?»
«Очень приятно, когда компания думает не только о рабочих задачах, но и о самоощущении своих сотрудников. Поэтому такие новогодние дела только улучшают настрой».
«Пожалуй, повлияла. Вижу, что для компании важна эмоциональная составляющая работы, она уделяет внимание и время работе с командой».
«Да, мое мнение о компании сильно изменилось. Оказывается, такие интересные люди меня окружают! У нас столько общих интересов, и я могла бы многому у них научиться, да и просто поговорить есть о чем, помимо работы».
И самый любопытный отзыв: «Скорее нет. Это определенно было здорово, чтобы стать ближе внутри коллектива. Возможно, потому что это была инициатива самих сотрудников и они сами друг друга поздравляли. Возможно, если бы еще были подарки от компании. Да, это было бы формальностью, и их делал бы тоже кто-то из коллег. Но от лица компании».
Кажется, игре не хватило какого-то подарка или жеста, который сильнее бы связал ее с компанией. В следующий раз нужно будет подумать, как сделать эту связь сильнее: например, добавить брендированные подарки к личным.
Результаты
В игру было вовлечено 16 человек — это 64% всей редакции и на 433% больше, чем до использования контент-воронки. Все участники купили правильные и удачные подарки, не забыли их отправить и поделиться впечатлениями в чате. Успех.
Какая в этом польза для бизнеса? Для нас она выразилась в удовлетворенности сотрудников от совместной работы.
Что участники думают о «Тайном Санте»
«Может показаться, что если работаешь внештатным редактором, то и знать команду необязательно. Но всё наоборот: людей узнавать классно, даже если лично вы совсем не видитесь. С Тайным Сантой у нас получилось нестандартно — мы заполняли анкеты, где рассказывали о себе, своих интересах, желаемых подарках и о том, что не хотели бы получить. В итоге обнаружилась куча совпадений по увлечениям, еде, вину и внезапных открытий чьих-то хобби. А всю вторую половину декабря мы смотрели, кому какие подарки приходят: бонусом вспомнили о детском предвкушении распаковывания почтовых коробок. Наша команда находится в разных городах и даже странах, но благодаря Тайному Санте и общему чату появилось чувство, что мы все открывали эти подарки под одной елкой».
«Сам факт проведения Тайного Санты уже помог мне почувствовать себя частью команды. Собирать посылку было очень интересно: открытку я распечатывала сама из старинного рисунка, за конфетами специально ездила в ателье шоколада ручной работы)) Пришлось и сложности преодолеть: общение с почтой никогда не бывает легким и беспроблемным. Как минимум, очередь в ковидные времена всегда длинная, растянутая и нервная. Но оно того стоило!»
«Мне очень понравилась эта акция, так как удалось почувствовать в реальной жизни своих виртуальных коллег — ведь мы все работаем удаленно, мы разбросаны по всему миру, и некоторые не могут встретиться даже на новый год, а эта акция позволила почувствовать тепло людей. Ты открываешь подарок, видишь, откуда он к тебе прилетел, чувствуешь старание и тепло того, кто его собирал и упаковывал специально для тебя — это непередаваемые эмоции.
А когда твои подарки долетают до адресатов и ты читаешь в общем чатике эмоции, которые люди испытали, открыв презенты, ты радуешься вместе с ними. Поэтому совершенно непонятно, что же в этой игре больше понравилось — получить подарки от других или искать и отправлять их самому? И то, и то подняло настроение, придало сил (которых под конец года уже не остается вовсе!) и дало чудесную возможность сплотиться и хоть чуть-чуть почувствовать друг друга в реальности, а не только в интернете!»
Кратко: как провести «Тайного Санту», который сплотит команду на удаленке
- Собирать анкеты удобнее всего с помощью гугл-формы. Вот такие вопросы задавали мы: не стесняйтесь и используйте у себя.
- Чем чаще и интереснее вы будете писать об игре, тем больше людей сможете привлечь. В этом смысле показателен отзыв одной из участниц: «У меня было много разных тайных Сант, но часто это просто через рандомайзер и потом уже само дарение подарков на вечеринке. А тут так получилось интересно со всеми вводными, гугл формами и историями».
Придумывать классные подарки сложно, особенно если не знаешь человека лично. Помогите подобрать варианты подарков — люди оценят такую помощь.
Помогайте участникам решать возникающие проблемы. Пустить все на самотек не получится.
Не забудьте собрать обратную связь после игры. Лучше всего анонимно: тогда люди смогут написать честно, что им понравилось, а что нет, где слабые места и что нужно доработать.
Приходите к нам в команду, если вы редактор, таргетолог или имейл-маркетолог. Откликнуться и написать о себе можно тут.
#комьюнитименеджмент #корпоративнаякультура #инструменты #команда #сообщество #комьюинити-менеджмент #пипл-менеджмент
Озвучу непопулярное мнение, но, поработав много лет на удалёнке скажу, что безликие аватарки - это хорошо.
Вам пофиг что за личность на тоей стороне, ваше отношение строится только на компетентности того, с кем вы решаете рабочие вопросы.
С той стороны может быть феминистка, эко-активист, веган или любитель Путина, да кто угодно. Вы про это не узнаете, вы видете только то, что реально важно для работы.
На работе должны всё решать компетентность, а не то, что кто-то забухал с директором на коропоративе и удачно ему на уши присел.
Когда у вас в отношения между сотрудниками входят межличностные отношения, то всё становится сложнее.
Армянин и азербайджанец будут отличными коллегами, пока они просто developer01, developer02 и общаются на наглийском.
На работе проблемы должны решаться через процессы, а не через межличностные отношения.
Например, я сам стараюсь не гуглить коллег, потому что мне важно качество их пулреквестов, а не то, что кто-то из них участвует в хохлосрачах.
Если я хочу пообщаться с живыми людьми, то у меня есть хобби, где есть мои единомышленники с которыми у меня никогда не будет конфликтов интересов.
Чтобы забухать у меня есть друзья, с которыми я не делаю бизнес.
Удалёнка даёт возможность отделить работу от межличностных тёрок - и это прекрасно.
Не у всех есть друзья. Приходится компенсировать общением с коллегами.
Комментарий недоступен
Полностью поддерживаю. Полно людей, не ищущих общения среди коллег. А рабочую задачу можно и буквами прочитать, не делая вид, будто выдающий ее является твоим другом. Кажется только на удалёнке возможно чисто деловое общение.
А вы кто по должности?
Да ну, это не естественно- естественно когда ты видишь и знаешь человека лично. А то что у него могут быть черты которые тебе не нравятся - с этим надо уметь справляться и быть толерантным )
Опять дискриминация интровертов. 😢
А если человек не хочет в ваших акциях участвовать, сплочаться, подарочки дарить и в дёсны целоваться с коллегами? Где ему место среди ваших призывов?
Помню как-то давно устроился работать в одну компанию перед Новым годом. Подходит 20-го декабря ко мне начальник и говорит:
— 29 декабря у нас корпоратив, ресторан такой-то.
— Я не приду.
— Ну как же так, ведь дружба, общение, сплочение коллектива!
— Мне это не нравится, я пришёл сюда работать и зарабатывать деньги.
— Получается ты только из-за денег работаешь?
— Да, конечно.
***
На самом деле я был не прав, работаю я не только из-за денег, по этой причине данную компанию и покинул впоследствии — работа была скучной, но братание с коллегами до сих пор не входит в круг моих интересов.