Как поиск виноватых портит нам жизнь, или cнимите белое пальто!

Если что-то не получается, очень легко найти причины этого где угодно – только не в себе. От такого поведения никто не застрахован, даже руководитель. Более того, если начальник несознательный, он легко может впасть в состояние «я главный, а значит прав».

Как поиск виноватых портит нам жизнь, или cнимите белое пальто!

Сказка про Женю

Предположим, есть у вас такой приятель – Женя, руководитель службы доставки в сети супермаркетов. И он вам жалуется: диспетчеры записывают адреса неправильно, курьеры тупят и путаются, клиенты жалуются, исполнительный директор стоит на стороне клиентов и тиранит. Каждая ваша встреча с Женей – это бесконечный поток жалоб и ругательств в адрес руководителя, подчиненных и клиентов. Поначалу вы киваете, чтобы поддержать товарища, потом это начинает вас утомлять.

Постепенно вы узнаете, что начальство – идиоты – лишили Женю премии, Женя сорвался на подчиненных, теперь коллеги его сторонятся… Даже дома все перестало клеиться: жена пилит, а недавно вообще сказала, что Жене надо обратить внимание на себя и подумать – может, премии его за дело лишили? После встречи с Женей настроение на нуле, и вы решаете на какое-то время прекратить общение с приятелем.

Когда через пару месяцев Женя звонит, вы сомневаетесь, идти ли на встречу, но соглашаетесь. Вы встречаетесь с совершенно другим человеком. Оказывается, оставшись в одиночестве, он наконец задумался и понял: в своих ошибках виноват только он сам. Но гордость, убежденность, что он один тут Д’Артаньян в белом пальто, мешали Жене признать, что он тоже может ошибаться. Найдя в себе силы признать неправоту и извиниться перед всеми, Женя постепенно восстанавливает репутацию и отношения с окружающими.

Сам себе злобный Буратино

Получается, что страдает от своего поведения только сам Женя. Почему? Потому что негативная энергия ничего не приносит. Она не станет основой для дружбы или продуктивной работы, а лишь тянет ресурсы из человека, который ее производит, а затем – из его собеседника. А быть пищей для чужих эмоций никому не хочется.

Бывает, что сотрудник ругает других, чтобы выглядеть выигрышнее на их фоне. Но это работает только первое время, превращаясь постепенно в ауру недоброжелательности, bad will – а ее если не видно, то можно почувствовать. Начальник в ореоле недоброжелательности не будет пользоваться авторитетом, даже будучи выдающимся профи: к нему не обратятся за советом, не дадут интересных поручений, и в конце концов его рост закончится.

А мораль?

Женя понял, что его поведение вредит лишь ему. И пошел другим путем: начал хвалить, обучать, пояснять, рассказывать подчиненным все, что им нужно знать, слушать руководство без критики и манипуляций. И постепенно отношение к нему изменилось. Руководители стали обращаться за помощью и советом, подопечные – работать лучше.

Бывало с вами такое? Подумайте, вспомните. Теперь, прежде чем ругать других, задайте себе вопрос: что могу сделать я сам, чтобы изменить ситуацию. Даже если проблема не в вас – пользуясь случаем, обсудите ее и подумайте вместе, как ее решить, а не идите в курилку.

Снимите белое пальто и переработайте негатив в положительную энергию и крутые решения!

11
20 комментариев