Новые алгоритмы Яндекса: метрики Proxima, Профицит и Антикачество

Михаил Сливинский на конференции Optimization-2021 рассказал об изменениях в Яндексе: новых сигналах качества Proxima, метрике Профицит и Антикачество. Мы расшифровали выступление и собрали главные мысли о том, как поисковая система будет оценивать и ранжировать сайты в 2022 году.

Главная идея новых метрик – более точно оценивать качество ресурса, чтобы помочь пользователю найти лучшее решение своей проблемы.

Метрика Proxima: какие сигналы оценивают качество сайта

Около полугода назад Яндекс анонсировал новую метрику качества Proxima (Проксима). Proxima комбинируется из множества сигналов: коммерческих, конверсионных, экспертных, формирующих лояльность и доверительное отношение пользователя. На последних остановимся подробнее.

Новые алгоритмы Яндекса: метрики Proxima, Профицит и Антикачество

Сигналы доверия к сайту

Сайты определенных тематик, таких как финансы, медицина, юриспруденция и прочие, предполагают использование сложного языка, терминологии. Они имеют много подводных камней и нюансов, в которых пользователь может запутаться и неверно интерпретировать. Поисковой системе важно, чтобы в ответах на свои запросы по данным тематикам пользователи видели контент, которому они могут доверять. Яндекс будет стараться ранжировать выше сайты, контент которых вызывает больше доверия.

Новые алгоритмы Яндекса: метрики Proxima, Профицит и Антикачество

Сигналы ценности ресурса

Бизнес давно научился привлекать и монетизировать трафик с помощью инструментов интернет-маркетинга. Но для поисковых систем это умение не является показателем ценности бизнеса. Сайты без выраженной для пользователя ценности теперь попадают в зону риска. В чем может быть выражена эта ценность? Например, в экспертизе поставщика услуг: это отражается на качестве вашего продукта, вашем УТП, опыте и позиционировании. Выделяют ли ваш сайт пользователи среди остальных? Появился бы этот сайт, если бы не было поисковых машин? Ответы на эти вопросы являются сигналами оценки качества вашего ресурса для поисковых систем. Подробнее про УТП и ценность бизнеса в онлайне Михаил рассказывал на Десятой вебмастерской Яндекса.

Новые алгоритмы Яндекса: метрики Proxima, Профицит и Антикачество

Алгоритм Антикачество

Несколько недель назад многие вебмастера могли заметить изменения в позициях. Это результат включения алгоритма «Антикачество» в ранжирование Яндекса, который также ставит под риск определенные типы недобросовестных сайтов.

Новые алгоритмы Яндекса: метрики Proxima, Профицит и Антикачество

Как Яндекс определяет их? По сценариям на вашем сайте – то есть сигналы ориентируются на пользовательское восприятие и ответ на вопрос, как пользователи воспринимают ваш ресурс. Соответственно, здесь в игру вступает все, что касается репутации бренда, отзывов, информационного фона и так далее. Это не значит, что любой недовольный клиент потенциально может повлиять на позиции вашего сайта. Проблемы бизнеса подразделяются на критичные и регулярные. Реальные проблемы, которые могут повлиять на позиции, описаны слева.

Новые алгоритмы Яндекса: метрики Proxima, Профицит и Антикачество

Метрика качества поиска – профицит

Новая метрика качества поиска «профицит» характеризует успешность решения задачи пользователями на вашем ресурсе. Вычисляется она как сумма результатов взаимодействий с элементами поисковой выдачи. В идею метрики встроена логика «как можно быстрее решить задачу пользователя».

Рассмотреть, как это работает, можно на схеме ниже. Например, в первом слева сценарии ответ, решивший задачу пользователя, находится на 3 месте. Быстрее всего решил задачу пользователя сценарий справа – в нем ответ находится на 1 месте, то есть выше.

Новые алгоритмы Яндекса: метрики Proxima, Профицит и Антикачество

Чем отличается «профицит» от «проксимы»?

Проксима несет сигналы о качестве бизнеса поисковым системам: выше мы описали, какие сигналы бывают. Она чувствительна лишь к отдельным элементам поисковой выдачи вне зависимости от их размера. Таким образом Proxima – это не про общую оценку взаимодействия с пользователем, а про отдельные элементы. Поиск устроен сложно, поисковая выдача собирается из разных элементов. Интегральная оценка ресурса делается через метрику «профицит». В поиске много метрик: они по-разному работают и сообщают о разном. Соответственно, и интерпретироваться должны по-разному для принятия аналитиками верных решений.

Выводы:

- Работайте не только над сайтом и инструментами маркетинга: продолжайте курс на качество бизнеса и вашего продукта.

- Работайте над информационным фоном компании: отзывы, обратная связь, упоминания, обработка негатива, программа лояльности – все это будет получать все больше приоритета в оценке поиском вашего сайта.

- Позаботьтесь о том, чтобы у вас было простое и понятное УТП. Речь идет не о УТП внутри бизнеса, которое между собой понимают сотрудники и владельцы, а про УТП для пользователя. Уникальное торговое предложение, которое отличает бизнес от конкурентов, должны понимать и наглядно видеть именно покупатели.

1313
29 комментариев

Комментарий недоступен

15
Ответить

Можете дать пример русскоязычного запроса, который гугл лучше обработал?
Рекламы много, да, но поиск у яндекса самый крутой в рунете, имхо.

Ответить

Очень полезная статья. Но можно было уменьшить до 3 слов.
"просто покрутите ПФ"

3
Ответить

И что вам это даст, если сайт под фильтрами?

Ответить

Лояльностный... гм.

1
Ответить

Мы, лоялисты-имперцы, не допустим покушениев и инсинуациев на лоялистичность и вот это вот всё!

3
Ответить

Ребят, эт самое, у вас в статье на сайте смешались в кучу кони с людями и YML с YMYL

1
Ответить