«Как вы с такой фигнёй собираетесь выходить на IPO»: дебаты Фёдора Овчинникова с франчайзи «Додо пиццы»

1 ноября все четыре пиццерии Евгения Ткачёва в Ярославле отключили от системы «Додо пиццы»: управляющая компания объясняет это плохой работой, а сам франчайзи считает, что «Додо» хочет забрать точки себе. Теперь ситуация вылилась в публичный конфликт.

Фёдор Овчинников, Андрей Ковалёв и Евгений Ткачёв
179

Моя гипотеза.
Ткачев хотел использовать одну из вполне нормальных схем зарабатывания денег. Вкладываешь деньги (можно чужие) в открытие заведения, раскручиваешь его год-два а затем продаешь за 2-3 цены. Не нужно ждать 3 года окупаемости и ещё 3-6 лет чтобы удвоить возврат инвестиций. Додо отличный вариант для этой схемы. Самому почти нечего не надо делать. Додо предоставляет всё, от бренда и планов помещения, до рецептов и сети поставщиков. Минимум риска и усилий. Если я не ошибаюсь то Ткачев продал одну из пиццерий в другом городе за очень хорошие деньги. Додо скорее всего не понравилась эта схема, может в той пиццерии тоже были неадекватные цифры прибелей и новый покупатель нажаловался в Додо. И тут в Додо выяснилось что с юридической стороны они не особо могут противостоять таким схемам. Например нет пункта обязательной аудиторской проверки бизнеса перед продажей и т.п. Поэтому пришлось противодействовать используя имеющиеся инструменты. А под эти инструменты попадали только точки в Ярославле где из-за конкуренции были слабые продажи и ткачеву приходилось резать косты просрочкой. Поймав несколько раз точки на просрочке, Додо получила юридические основания расторгнуть договор. После этого Додо предложила Ткачеву расстаться по хорошему, продав точки за цену которая соответствует реальным доходам а не нарисованным. Ткачев упёрся что вполне логично, может он инвесторам обещал прибыль в разы большую. Я думаю он до последнего искал лоха чтобы довести схему до конца. Неполучилось. Что вполне естественно, в отличие от простой пицеррии которую можно продать любому лоху чере авито, франчизную пиццерию нельзя продавать на авито и нельзя продать без проверки покупателя франшизой и даже больше, нельзя опубликовать объявление с недостоверной информацией на досках объявлений франшизы. Так что главный проигравший здесь Ткачев. Но и Додо тоже потеряла, как минимум в репутации.
Но нечего страшного не произошло. Это один из этапов развития бизнеса в России.
Додо и другие франшизы добавять пару пунктов в контракт чтобы отвадить "ткачевых". "Ткачевы" будут знать что ихняя схема с франшизами не работает или работает но только один раз.
Другие бизнесмены и простые люди тоже много нового узнали.

3

Alexandre Svergoun, ваша гипотеза вполне логична.

Я был на одном из первых собраний инвесторов Додо-пиццы, видел Федора живьем. Нормальный парень, может только немного упертый в хорошем смысле. В данном интервью он позволил себе лишних эмоций, надо было поспокойней. Например, он сказал, что "нет к Евгению никаких личных претензий". Но в конце интервью руку ему пожать отказался.

Мне кажется странным, что почти все набросились на Федора. А Евгений вроде как невинная овечка и жертва рейдерской атаки? Это вряд ли.

В любом конфликте есть две стороны. С одной стороны есть интересы Евгения. И он их четко заявил — это деньги! Его цель — продать пиццерии за завышенную цену, именно за этим он и пришел. Он же сказал, "я хочу договориться". Переводим на русский — дайте уже кто-нибудь мне мои 150 млн руб.

Те, кто говорят, что УК не дала ему продать пиццерии за 150 млн — те плохо изучили матчасть. Посмотрите в телеграмме Федора табличку, где по датам расписана эпопея о том, как Додо Пицца честно пыталась связаться с этим мифическим продавцом и как он их динамил, игнорил, не отвечал на звонки и т.д. Не было по факту никакого реального продавца.

Пиццерии Додо Пиццы продаются на вторичном рынке, это факт. Уже сложилась схема и УК думала, что тут будет как обычно. Вот ее собственная оценка бизнеса (50 млн). Вот пришел один из партнеров и предложил даже больше (70 млн). Это и есть рыночная цена. Не ты, так другой купит, если цена нормальная. Но Евгений не хотел рыночную цену. Он хотел нерыночную, завышенную. Ладно, тут позиция ясна. Как бизнесмен, я его даже понимаю.

Так, а что у нас со второй стороны? Тут УК, которая хочет, чтобы соблюдались стандарты. Тут инвесторы Додо, которые хотят, чтобы компания обеспечивала сервис и росла ее стоимость. Тут у нас посетители пиццерий, которые не хотят кушать просрочку. А их кто защитит в этом конфликте?

Получается, УК продает франшизу и говорит "ребята, пож-ста, соблюдайте стандарты". А если франчайзи не соблюдает (60 замечаний!), то УК что должна сделать? Нет, реально, я честно не понимаю, как заставить соблюдать стандарты, если ты не можешь разорвать договор?

Не соблюдаешь стандарты — на выход! Все, разговор короткий. То, что они развели сюси-пуси на полгода, так это их ошибка. Думаю, выводы будут сделаны.

Пара слов про IPO. Это история пойдет им только на пользу. Если компания во главе с Федором готова сражаться за свои стандарты, даже ценой негативного пиара, то это повышает ее ценность.

Дисклеймер. Я — один из крупнейших частных акционеров Додо. Саму их пиццу при этом не очень люблю, видимо, зажрался. Но признаю, что в своем сегменте она вполне норм. Бизнес-процессы Додо уважаю. Респект Федору!

3

Ну так об этом и речь, что, как только понадобится, УК закроет любую точку любого франчайзи, применяя только "имеющиеся инструменты", не давая возможности выйти по рыночной цене.
А причины, по которым это может понадобиться УК, сегодня одни, а завтра другие.

1

3 года окупаемостиТолько не надо с фединым пиздежом носиться из коммента в коммент))