SEO-исследование от Sape: Индия, e-commerce, ниша «Электроника»
Команда аналитиков Sape под руководством Павла Кислова, Head of Product Sape, провела масштабное SEO-исследование. В этот раз оно посвящено не российскому рынку, а одному из самых перспективных международных – индийскому. Индия — второй по величине интернет-рынок в мире, занимает 5-е место в рейтинге мировых экономик, а сфера электронной коммерции в этой стране растет особенно активно. Если работаете с зарубежным SEO – полагаем, исследование будет вам полезно.
Как мы собирали семантику и частотность
Сбор и очистка семантического ядра для исследования были, наверное, самым трудоемким этапом, от которого зависела вся дальнейшая работа. Мы поступили следующим образом:
- Взяли топ-10 разделов в нише e-commerce «Электроника» популярных маркетплейсов и интернет-магазинов техники.
- Выгрузили запросы, по которым они ранжируются.
- Расширили семантическое ядро за счет сбора похожих запросов через GKP, Ahrefs и поисковые подсказки.
- Получили порядка 1 миллиона ключевых слов.
- Убрали запросы с частотностью до 10.
- Очистили ядро по маскам стоп-слов от брендовых запросов.
- Провели кластеризацию запросов и «ручную чистку».
- На выходе получили итоговый, чистый список запросов из 230 тысяч ключевых слов.
Термины и их трактовка в рамках исследования
Поясним некоторые термины и их трактовку для единого понимания исследования
Keyword Difficulty (сложность продвижения) - оценка по 100-балльной шкале, которая показывает насколько сложно попасть в топ-10 выдачи Google по нужному запросу (0 — просто, 100 — очень сложно).
Volume (частотность) - среднемесячное количество поисковых запросов по определенному региону (в нашем исследовании — Индии) для заданного ключевого слова.
Global Volume (глобальная частотность) - среднемесячное количество поисковых запросов по всем регионам для заданного ключевого слова.
CPC (Cost Per Click) - средняя цена за клик в контекстной рекламе для заданного запроса.
Анализ спроса
Связь между частотностью и сложностью продвижения
Все собранные запросы были разделены на группы по частотности, в соответствии с данными Google Ads (именно эта разбивка используется в таблицах и на графиках ниже):
10
11–30
31–100
101–500
501–1000
- 1001–5000
- 5001–10000
- 10001–50000
- Свыше 50001
Уже в первом разрезе мы видим явную корреляцию между Volume и Keyword Difficulty:
Еще более наглядно это видно на графике:
Из этого можно сделать вывод, что корреляция между популярностью запроса и сложностью продвижения однозначно есть. А это значит, что также есть корреляция между частотностью и количеством входящих ссылок (ref. Domains – число ссылок с уникальных доменов). То есть чем запрос популярнее – тем больше нужно ссылок для его продвижения.
Частотность запросов
По мере увеличения частотности запросов количество привлекаемого трафика увеличивается:
График показывает, что большую часть трафика приносят именно высокочастотные запросы, хотя их значительно меньше, чем низкочастотных.
При этом мы обнаружили, что существует огромное число запросов с Keyword Difficulty 10. Это значит, что оценочная сложность продвижения – низкая по той причине, что для вывода этих запросов нужно покупать меньше ссылок.
На графике ниже видно, что суммарный спрос всех запросов с Keyword Difficulty 10 – около 30 миллионов:
Большое количество уникальных запросов также имеет низкую сложность продвижения:
Вот такую картину мы видим, если посмотреть распределение количества запросов по частотности и сложности продвижения:
Для удобства мы покрасили ячейки в зависимости от оценки сложности их продвижения и перспектив получения трафика. В левый столбец вынесено общее суммарное количество из верхней таблицы:
Статистика показывает, что в нише e-commerce «Электроника» существует значительная доля запросов (выделены темно-зеленым), которые имеют одновременно высокую частотность и низкую сложность продвижения.
Самые частотные среди исследованных запросов
Запросы с лучшим соотношением Volume / Keyword Difficulty
Выводы по анализу спроса
Группы запросов, имеющие частотность 50000+, от 10000 до 50000 и от 1000 до 5000 обеспечивают 65% трафика в данной нише. 22% трафика дают группы с частотностью от 5000 до 10000 и от 100 до 500.
Рекомендуем находить запросы в первую очередь из этих двух категорий и включать их в семантическое ядро для продвижения сайта.
Анализ Keyword Difficulty показывает, что продвижение таких запросов требует внимания к ссылочному профилю сайта. Чтобы успешно ранжироваться по ним и обгонять конкурентов – нужно получить достаточное количество входящих ссылок на сайт.
Анализ выдачи Google
Мы работали с «чистым» списком из ~230 тысяч ключевых слов в выбранной тематике. По этим запросам собрали топ-30 выдачи и обогатили данные метриками из Ahrefs. В итоге получилось несколько гигабайт данных для анализа.
Справочно – почему Ahrefs и DR?
Ahrefs – один из популярных инструментов сеошников во всем мире. По нашим опросам, большинство оптимизаторов доверяют именно DR для оценки траста. Эта метрика показывает силу ссылочного профиля сайта и отражает как количество входящей ссылочной массы, так и ее качество.
DR (Domain Rating) – показатель трастовости домена по шкале от 0 (низкий траст) до 100 (высокий траст), который зависит от качества и количества входящих ссылок на домен.
При этом есть схожие метрики от других популярных сервисов: CF/TF от majestic, DA от MOZ, AS от SemRush. По нашим наблюдениям, эти метрики коррелируют с DR от Ahrefs, хотя и не всегда совпадают 1 к 1. Даже если для вас основная метрика – другая, скорее всего, оценка будет близка, а результаты – схожие.
Также отметим, что приведенное в таблицах и графиках ниже количество ссылок – это, во-первых, медиана, то есть усредненные данные, которые показывают на «середину» выборки сайтов. А во-вторых, данные по Ahrefs, хотя они достаточно обширны и позволяют сравнивать сайты между собой, в реальности показывают не все ссылки. По оценке различных SEO-специалистов, в реальности ссылок на 40–60% больше, чем видит и показывает Ahrefs.
Зависимость числа запросов в топ-5 Google от DR
По мере увеличения количества запросов в топ-5, также увеличивается и значение DR доменов, занимающих верхние позиции выдачи. При этом логично предположить, что большое количество запросов в топ-5 говорит об успешности продвижения и о наличии поискового трафика.
Зависимость между трафиком и DR
Изучение связи DR и трафика показывает схожий результат:
Зависимость трафика и числа входящих доменов
А если посмотреть на трафик (видимость) и число входящих доменов? Здесь корреляция еще более наглядна:
Зависимость количества запросов и числа входящих доменов
На данном графике прослеживается та же закономерность:
Для наглядности объединим в единую таблицу несколько показателей:
Приведенные данные позволяют определить, сколько ссылающихся доменов желательно иметь сайту для успешного продвижения в нише e-commerce «Электроника». Например, сайту с 1-2 тысячами запросов, в среднем по данным Ahrefs требуется 6762 ссылающихся на него доменов, при этом порядка 5 000 ссылок будут относится к типу Dofollow. Добавьте к общему количеству ссылок (6762) еще 40-60%, поскольку сервис показывает не все ссылки.
Общее число запросов и DR
Давайте также посмотрим на взаимосвязь между DR и общим числом запросов, по которому сайт ранжируется в топ-20:
Если общее количество запросов не превышает 100, то среднее значение DR равняется 30-35. Вероятно, это значит, что такой DR можно считать ориентиром для первого этапа набора ссылочной массы.
Но чтобы развивать сайт, конкурировать с большим числом сайтов по множеству запросов – нужно продолжать работать с набором ссылочной массы и развивать ваш ссылочный профиль. А конкуренция в тематике ярко выражена – это покажем ниже.
Хотя показанные выше корреляции и не означают причинно-следственной связи, большинство экспертов в SEO говорят о том, что фактор ссылочного ранжирования входит в топ-3 самых значимых в Google. Пара примеров для наглядности:
- "Обратные ссылки, возможно, являются самым важным фактором ранжирования [в Google]" – Джошуа Хардвик, руководитель отдела контента в Ahrefs
- Корреляция между ранжированием и входящими ссылками – Эрик Эндж, основатель и директор Stone Temple Consulting.
Так что, если вы хотите получать больше трафика из органики – вам нужно уделять внимание построению качественного ссылочного профиля и делать это лучше, чем ваши конкуренты.
Структура выдачи
По 230 305 запросов (219 718 – если смотреть без брендовых), которые мы анализировали, ранжируется в топ-20:
- 75634 доменов,
- 714597 URL.
Давайте детальнее разберемся, как эти 75 тысяч доменов чувствуют себя в поисковой выдаче.
Распределение доменов по количеству запросов
Вот так выглядят данные по топ-20:
В топ-10 – доменов становится меньше, но распределение их по числу ключевых запросов практически не изменяется:
Из этого следует, что большая часть доменов ранжируется не более, чем по 3 запросам, в то время как общая доля доменов, которые ранжируются по 10 или более запросам не превышает 17,9%, как в топ-10, так и в топ-20.
Распределение URL по числу запросов
Если посмотреть распределение по страницам в топе выдачи, получается, что только 30% URL ранжируются по 2-5 запросам, а более половины — 56% — только по 1 запросу.
Топ-50 сайтов по трафику в нише e-commerce «Электроника»
Топ-50 URL, которые собирают больше всего трафика
Какие наблюдения мы сделали на этом этапе:
- Видно, какие бренды техники наиболее популярны и пользуются интересом у аудитории.
- Подавляющее большинство URL – страницы со списком товаров (подборки товаров, страницы каталога). Поэтому важно таким страницам уделять особое внимание и работать с ними.
- Популярный прием – формировать подборки товаров. Например, телефоны до 15000 рупий, лучшие телефоны в Индии, самые популярные телефоны с хорошей камерой и т. д.
- Ряд страниц и магазинов используют динамические даты для формирования каталогов и подборок – в Title и в других частях страницы.
- Ряд страниц и URL содержат вхождение "in India" – это помогает собирать трафик по запросам, которые также содержат вхождение "in India".
Дубли доменов
Как думаете, насколько частая ситуация, когда в SERP встречается один и тот же домен несколько раз? Мы решили это проверить для ниши «Электроника». В таблице ниже видно, что в 81,4% случаев все домены в топ-20 уникальные, еще в 12,8% один домен встречается 2 раза. Есть случаи, когда дублируется больше доменов или один домен дублируется несколько раз, но это редкость (~5%).
Выводы по анализу выдачи
- Хотя в выдаче много разных сайтов, основной трафик собирает небольшое количество ресурсов (3%). Это говорит о крайне высокой конкуренции в наше «Электроника».
- Важный фактор, который поможет быть успешным в поиске и обогнать конкурентов – правильный, качественный и достаточный для победы ссылочный профиль.
Анализ ссылочных профилей сайтов
Чтобы лучше разобраться в том, какой ссылочный профиль нужно формировать для успеха в продвижении, мы решили выделить 3 когорты сайтов: мало успешные, средне успешные и успешные с точки зрения продвижения в органическом поиске. Ниже представлен анализ ссылочных профилей этих трех групп сайтов.
DoFollow-ссылки с уникальных доменов
Можно заметить некоторое различие у каждой группы. Успешные сайты получают больше ссылок DoFollow с уникальных доменов — около 82%. У мало успешных ресурсов данная величина составляет примерно 75%. При продвижении можно ориентироваться на значение DoFollow ref. Domains порядка 80%.
Процент DoFollow backlinks
Видно, что разница более существенная по сравнению с DoFollow ref. Domains – 69% для неуспешного сегмента по сравнению с 72% для среднего и 79% для успешного. Рекомендация – выдерживать соотношение 80% DoFollow ссылок.
Количество ссылок с одного домена
Мы посчитали соотношение Total backlinks к числу ref. Domains. И тут картина уже более значимо отличается. В сегменте со средней успешностью ссылок с одного домена в 1,5 раза больше, а для успешных – почти в 4 раза больше, чем у неуспешных сайтов. Это говорит о значимости наличия в ссылочном профиле сквозных ссылок. Рекомендуем использовать сквозные ссылки при построении вашего ссылочного профиля.
Число ref. Domains на один IP
Мы рассчитали отношение ref. Domains к числу уникальных IP адресов. Для сегмента с низкой успешностью соотношение 1,8, для успешных – 1,99. Это обусловлено тем, что для успешных сайтов больше ref. Domains и IP адреса (хостинги) для них чаще совпадают (то есть дублируются).
Типы анкоров
Текстовые анкоры
Процент текстовых анкоров рассчитали как отношение ссылок с текстовым анкором к общему количеству ссылок. Во всех сегментах количество текстовых анкоров примерно равно. Рекомендуем ориентироваться на значение для успешных сайтов — 85%.
Анкор Image
По ссылкам с анкорами Image ситуация аналогичная. Рекомендация – 13% от общего количества.
Другие параметры ссылочного профиля
В исследованном массиве сайтов ссылки Form, Edu, Gov и Redirect практически отсутствуют. Однако ссылки, которые относятся к Gov и Edu, хорошо сказываются на трасте сайта, поэтому добавлять их в ссылочный профиль имеет смысл.
Выводы по анализу ссылочных профилей сайтов
По анализируемым параметрам ссылочного профиля различия не такие большие, но они все же есть. Подытожим рекомендации по ссылочному профилю:
- Процент DoFollow – 80% (как в ref. Domains, так и в ссылках);
- Анкорные ссылки — 85% (текстовые) и 13% (изображения);
- Сквозные ссылки — можно ориентироваться на показатель наиболее успешных сайтов — 37 ссылок с входящего домена.
Общие выводы исследования
Результаты исследования достоверно подтверждают тот факт, что ссылочное окружение является одним из ключевых факторов продвижения в условиях жесткой конкуренции – которая наблюдается в нише «Электроника». В промежуточных результатах исследования неоднократно подтверждалось, что во многом количество и качество входящих ссылок определяют позицию страницы в выдаче и ее потенциал трафика.
Остался ли еще бесплатный источник трафика?
А он когда-то где-то был?