Как мы выходили на американский рынок
Стартап-сериал от компании CoMagic.
В 2018 году сервис сквозной аналитики и коллтрекинга CoMagic стал международным. Теперь он представлен в 73 странах, но самым большим достижением стал запуск в США.
Покорить Америку, наверное, мечта любого ИТ-предпринимателя. Поэтому мы решили создать текстовый мини-сериал о том, что для этого делаем мы.
Сразу скажем: это история не только о победах — всё гладко идет лишь в идеальном мире. Это история о наступании на грабли, культурных различиях, непонимании, как действовать в новой для себя ситуации, иногда... тоске по родине.
Но главное — о вынесенных уроках и полученных результатах. Возможно, они не станут прямым мануалом, но точно окажутся полезными советами для всех, кто задумывается о ведении бизнеса с западными странами.
Как и в любом сериале, мы будем раскрывать сюжет посерийно и предоставлять слово действующим лицам.
Первая серия — «Разведка боем»
Москва, 2013 год. Интернет становится основным каналом продвижения бизнеса. По крайней мере в столице. Бюджеты на «Директ» уже не ограничиваются парой тысяч рублей в месяц ради эксперимента, и отдачу от digital начинают считать всерьез.
Предпринимателям нужен сервис, который покажет, какие результаты в деньгах принесли вложения в рекламу и по каким объявлениям чаще всего звонят целевые клиенты.
К этому моменту компания UIS уже 14 лет успешно предоставляет услуги виртуальной телефонии. К команде UIS с идеей коллтрекинга — технологии, связывающей звонок с рекламным источником, — присоединяется Дмитрий Кудинов (на тот момент интернет-маркетолог и один из пионеров веб-аналитики в России).
Становится понятно, что этого решения как раз и не хватает сегодня российскому бизнесу для точной оценки эффективности рекламных каналов. Так появляется бренд CoMagic и начинает разрабатываться сервис коллтрекинга и сквозной аналитики рекламы.
Урок 1. «Если вы задумали международную историю, то не делайте ее в России, здесь вы завязнете»
Его мы не усвоили, но всё обошлось.
Мне кажется, наша международная история началась со стартом CoMagic, потому что я понимал, что замахиваемся на что-то, что должно быть востребовано за пределами России. Когда мы начали заниматься непосредственно CoMagic, эта идея на пару–тройку лет ушла на бэкграунд, и мы занимались только продвижением компании на российском рынке.
На эту тему регулярно слышу от умудренных опытом владельцев венчурных фондов фразу: «Если вы задумали международную историю, то не делайте ее в России, здесь вы завязнете».
И это правда, мы проверили. Если хочешь делать продукт на международном рынке, то нужно сразу идти туда, куда хочешь попасть в итоге.
Оказалось, что для венчурных фондов российский опыт ничего не стоит. За рубежом другой рынок, другая аудитория, другие бизнес-модели. И проблемы тоже другие. То, что российская компания научилась решать проблемы «на местном уровне» и зарабатывать деньги здесь, — совершенно не означает, что сможет то же самое повторить в США.
Когда «делегация» от CoMagic в составе двух человек уже приехала в США проводить Customer Development, один из менторов нашей команды (об этом чуть позже) на вопрос, легко ли российской компании получить инвестиции в США, ответил:
«Представьте, что к вам в Россию приезжают два каких-то непонятных иностранца и рассказывают, какой крутой стартап они сделали у себя на родине и уже заработали на нём "три копейки". И как прекрасно в них сейчас было бы инвестировать. Да еще и объясняют это на ломаном русском».
Именно так и выглядели делегаты российской компании в глазах американских бизнесменов.
Урок 2. Изучайте похожие продукты, проводите разведку
А нужен ли ваш продукт за рубежом вообще, как это понять? Для этого Дмитрий Кудинов стал посещать отраслевые конференции в США. Изначально казалось, что востребованным продуктом может оказаться виртуальная телефония.
Изучив рынок подробнее, оказалось, что здесь CoMagic уже опоздал. Вовсю идёт стадия консолидации рынка: в этом сегменте появились сильные игроки, которые «слопали» небольшие компании. Поэтому с новым аналогичным проектом на этот рынок заходить поздно.
Вполне возможно, я тогда ошибался. Американский рынок довольно нишевой. Если есть ниша корпоративной облачной телефонии, никто не мешает изобрести какую-нибудь свою и пробовать двигаться в ней.
Американский рынок настолько большой, что даже ниша облачной телефонии для зоомагазинов может оказаться многомиллионной.
Но когда я начал анализировать то, что происходит с коллтрекингом, то понял, что там скорее стадия начала игры. Есть несколько игроков, и еще никто из них не подмял под себя большую долю рынка.
В течение последних двух лет Дмитрий Кудинов следил за тем, как развивается индустрия коллтрекинга в США: один–два раза в год приезжал на конференции, читал отраслевые блоги, подписался на все возможные новости, связанные с технологией коллтрекинга в Америке, и анализировал эту информацию.
Что поможет в изучении рынка США: путеводитель от Дмитрия Кудинова по SaaS- и ИТ-индустрии в США
Куда поехать: ключевые отраслевые конференции по интернет-маркетингу и маркетинговым технологиям
Что почитать: полезные блоги и сайты
Как проанализировать: каталог сервисов и аналитика по SaaS- и ИТ-индустрии
G2 Crowd (business solutions review platform);
- Marketing Technologies Landscape.
Урок 3. Найдите трекера с бизнес-опытом
Изучение рынка плавно перешло в практические действия. В этом была доля случая. В одну из поездок в Сан-Франциско Дмитрий познакомился с командой акселератора Techmafia из ФРИИ.
Оказалось, они реализуют новый экспериментальный проект — акселератор в США. Привозят российские компании с международным потенциалом и помогают проводить CustDev (исследование рынка, поиск целевых сегментов и создание MVP под выбранный сегмент).
ФРИИ решили перенести свой опыт по валидации бизнес-идей и запуску новых бизнесов из России в США и привезти несколько перспективных команд. Нам оказалось по пути, после знакомства одной из таких команд стала CoMagic.
Для Дмитрия большим открытием этого проекта стало понятие трекинга. Трекер — это человек, который помогает команде двигаться быстрее и более осмысленно. Он замечает стандартные ошибки команды и направляет ее в правильное русло. Впоследствии идея трекинга была перенесена в CoMagic, сейчас применяется в различных командах внутри компании.
Первая задача, которая встала перед «американской командой» CoMagic, — ещё находясь в России, совершить первые продажи.
Я пришел в проект с идеей, что мы съездим «прогуляемся» в Америку, только я потрачу на это не неделю, как обычно, схожу не на конференцию, а прогуляюсь в десяток компаний, пообщаюсь с маркетологами, узнаю, что сколько стоит, создам бизнес-модельку.
Но коллеги из ФРИИ были непреклонны и сказали, что такой подход — фигня. Ты можешь создать сколько угодно бизнес-моделей, но если ты сам руками не продал свой продукт, никогда не узнаешь, купят его или нет. И вместо создания бизнес-модели, у меня появилась задача — сделать реальные продажи.
И вот я оказался на старте проекта в том прекрасном состоянии, когда цель проекта кардинально изменилась буквально за день до старта.
Я в России, у меня пока нет ничего (ни продукта, ни маркетинговых материалов) на английском языке, а новая цель проекта — сделать продажи в Америке англоязычного продукта, которого пока нет, американским маркетологам, которых я пока даже не знаю где и как найти...
Конец первой серии
Вы можете повлиять на дальнейший ход повествования сериала и его детали.
Комментарий недоступен
Миша, спасибо тебе за развернутый комментарий, и за пожелание удачи отдельное спасибо!
Сайт как канал лидогенерации и продаж пока не используем вообще. Почему:
1) Платный трафик в США очень дорогой. Нет, не так: ОЧЕНЬ ДОРОГОЙ. Я уверен, ты это знаешь) Конкурировать с коллегами из США за запросы в контексте нам не по карману.
2) Для "органической" лидогенерации в США очень важно медийное присутствие компании на рынке (контент-маркетинг и т.п.). Потенциальные клиенты внимательно изучают своего будущего вендора и инфополе вокруг него. У нас этого инфополя нет - и трафик не конвертируется. Так что смысла привлекать трафик на сайт пока не видим.
Михаил, в следующих выпусках мы обязательно расскажем о том, как получали первых клиентов и каким образом построены продажи в настоящее время. Одна из серий как раз будет посвящена нашим "попыткам" продвигаться в США через интернет. Но спойлерить пока не будем)).
Это лишь начало истории о выходе на международный рынок - дальше будет много пруфов и полезной информации
Спасибо за комментарий!
наоборот -этим детским маркетинговым приемцем вы потеряли часть слушателей
Блин, а как подписаться на ветку следующих?)
Сюда не часто захожу, но случайно зайдя и прочитав, загорелся прям, хочу читать дальше)
Сериалы рулят)
не совсем понял. вы там успешно раскрутились или в процессе?
Ну так если мы сейчас расскажем финал, разве это будет интересно? :) Вся красота в деталях. Обо всем будем рассказывать).