«Эквио»: как мы русифицировали название eQueo и поменяли логотип

«Эукео, Эквито, Эквайо, Этемо» — как только ни называли клиенты нашу компанию. Поэтому мы решили его изменить и рассказать, как с первого раза придумать хорошее название для бренда.

После 19 лет работы в табачной корпорации Philip Morris Алексей Вагин решил делать то, чего, по его опыту, очень не хватало большим компаниям — и в 2014 году создал мобильную платформу для обучения сотрудников, которые работают вне офиса.

«Во время работы в Philip Morris я сталкивался с проблемой, с которой знакомо большинство крупных компаний. Мы тратили огромные деньги на запуск нового продукта, изменение дизайна упаковки, маркетинг, а потом я приезжал в какой-нибудь город и спрашивал местного торгового представителя: «Как Marlboro в новой пачке продается?». А он мне в ответ: «А у нас новый дизайн Marlboro?».

И оказывалось, что он пропустил собрание, на котором рассказывали о новом продукте, а присланную по электронной почте информацию посмотреть не удосужился.

Тогда Алексей понял, что систему распространения информации в компаниях надо менять в корне.

Как мы придумали eQueo

В бизнесе обучение — это не только свет для учеников, но и конкретная выгода для компаний: точность коммуникации влияет на запуск маркетинговых кампаний, качество услуг, развитие команды и в конечном счёте на бизнес-показатели.

Чтобы решить проблему коммуникации, Алексей придумал мобильную платформу для обучения сотрудников — приложение, в котором можно публиковать новости, хранить базу знаний, размещать курсы, тестировать навыки и собирать обратную связь от руководителя.

Проект родился, теперь нужно было дать ему имя.

Мы устроили мозговой штурм и выбрали, как тогда казалось, глубокое и смысловое название eQueo. Оно состояло из двух частей: префикс «e» + корень «queo», что на латыни значит «уметь, мочь».

Мы подумали, что латинский язык сильно повлиял на большинство европейских языков и слово «queo» будет иметь нужный оттенок на западном рынке. А «e» в начале укажет на технологичность и современный подход, так как аудитория уже привыкла к такому обозначению (ecommerce, elearning, ecard).

Мы заложили в название четыре идеи:

  • Суть — с помощью платформы (бренда) компании руководители и рядовые сотрудники научатся новому.

  • Легенда и скрытый смысл в названии — мы предполагали, что европейцы поймут смысл латинского корня.

  • Интернациональность и мультиязычность — это было важно, так как мы готовились запускаться на зарубежных рынках.

  • Оригинальность — нестандартный нейминг должен был облегчить поиск в интернете и выдачу по запросу.

Мы хотели обучать всех и всему, видели свою миссию в создании универсальной платформы с аудиторией во всём мире, и название на латыни должно было в этом помочь.

Но политический и экономический кризис 2014 года внёс свои коррективы в наши планы. Тогда российскому ИТ-стартапу было очень непросто получить первых клиентов на западном рынке. И мы решили оставить идею продавать стартап в штаб-квартиры иностранных корпораций и развернуться в сторону российского рынка.

Сложности в России

В России сразу же стало понятно, что с названием есть проблемы:

  • Люди не понимали смысла слова «eQueo».
  • Неправильно его произносили.
  • И не запоминали (у них не рождались ассоциации).

Хотя это не мешало расти, благородное и красивое название оказалось сложно запомнить на слух, произнести и даже написать.

Когда запустился отдел поддержки, который обрабатывал звонки пользователей, мы собрали целую коллекцию неправильных версий названия: «ЭквИо», «Эукео», «Эквито», «Эквайо», «Этемо». Позже к техподдержке присоединились бухгалтер и администратор — название писали неправильно даже в закрывающих документах.

«Эквио»: как мы русифицировали название eQueo и поменяли логотип

В 2017 году начался настоящий бум онлайн-образования, который захватил и корпоративный мир. Постепенно большие компании стали пробовать разные платформы для работы с персоналом и обжигаться: сложности интеграции, интерфейсы из прошлого или просто недостаток функциональности.

Наше внутреннее исследование подтвердило гипотезу: большим компаниям катастрофически не хватает эффективного инструмента для взаимодействия с линейными сотрудниками, чьё рабочее место находится вне офиса (продавцы, торговые представители, водители, работники производства и другие).

Мы поняли, что тренд на мобильное обучение и мотивацию рабочего персонала — это отличная возможность взлететь.

Наш продукт был уже востребован рынком, и чтобы его масштабировать, нужно было выбрать понятное и запоминающееся название.

Как мы выбирали новое название

Для начала мы определили цель: название должно запоминаться, отражать суть и быть понятным крупному и среднему бизнесу в России.

Мы не спешили с принятием решения, поэтому начали с конкурса внутри компании. Объявили призовой фонд, собрали все варианты и через полтора месяца выбрали самые популярные среди сотрудников.

​Тестирование провели через собственную платформу внутри компании — каждый сотрудник проголосовал за понравившийся вариант нового названия, а Алексей как руководитель получил рейтинг самых популярных ответов
​Тестирование провели через собственную платформу внутри компании — каждый сотрудник проголосовал за понравившийся вариант нового названия, а Алексей как руководитель получил рейтинг самых популярных ответов

Но среди них не оказалось того самого. Призёры звучали интересно, были просты в написании, но нам хотелось, чтобы название не сужало области применения нашей платформы.

Один из лидеров голосования — в нём не отображены функции управления и мотивации, поэтому от него отказались
Один из лидеров голосования — в нём не отображены функции управления и мотивации, поэтому от него отказались
Одна из попыток подойти к поиску названия концептуально, однако потерялась связь с непосредственной деятельностью компании
Одна из попыток подойти к поиску названия концептуально, однако потерялась связь с непосредственной деятельностью компании
Ещё одно название, которое сузило наше предложение до функции обучения
Ещё одно название, которое сузило наше предложение до функции обучения

Мы взяли бессрочную паузу, чтобы подумать об идеях на свежую голову. Иногда на встречах вспоминали про название, обсуждали варианты — и в один момент собрали в офисе небольшую проектную группу, пригласили в качестве модератора бизнес-консультанта, и понеслась.

Мозговой штурм строился вокруг нашей главной целевой аудитории — линейного персонала. Мы разбили доску на три колонки с ключевыми областями: «Линейный», «Персонал», «Что делаем» (для линейного персонала).

Суть метода: выписать в каждую колонку максимальное число ассоциаций, связанных с бизнесом, а потом скомбинировать и придумать что-то великое.

После нескольких суток напряжённого мозгового штурма неожиданно мы поняли:

  • Невозможно найти оригинальное и понятное название для российского рынка, если использовать сложные английские слова.
  • Все понятные слова, связанные с обучением и профессиональным ростом, слишком затасканы, а коверкать английский на русский манер не очень профессионально.
  • Пытаться заменить одно непонятное английское слово на другие непонятные английские слова — гиблая идея.
Несмотря на то, что есть сервисы, которые частично делают что-то подобное, «штормить» вместе с командой гораздо интереснее

И тут пришло решение.

Нет смысла коверкать английские слова для российского рынка. Название компании и платформы на русском звучит красиво, гармонично, оригинально, тем более что артикулируем мы его с 2014 года. Поэтому надо просто не выделываться и писать наше название кириллицей, как рекомендовали нам братья Кирилл и Мефодий ещё в далёком 863 году.

Так мы в качестве названия выбрали красивое и оригинальное слово «Эквио», а креатив добавили в логотип.

Как мы работали над логотипом

<p>Версия логотипа до редизайна</p>

Версия логотипа до редизайна

С названием определились, пришло время сделать логотип с новым русскоязычным названием. Здесь главным было, чтобы новый лого на кириллице смотрелся выигрышнее, чем предыдущий, так как учитывая некоторые тонкости построения букв в родном алфавите и ментальных особенностей восприятия привычного нам языка, довольно трудно вытянуть необходимый премиальный образ.

​Новый логотип Владислав Смолкин, www.smolkin.design
​Новый логотип Владислав Смолкин, www.smolkin.design

В новом логотипе мы сохранили округлую форму шрифта, но за счёт большей разрядки и уменьшении толщины линий сделали визуальную массу букв более воздушной. Также в качестве узнаваемого элемента мы сохранили диагональную линию, пересекающую окружность. Только теперь этот штрих стремится вверх, подчёркивая общую концепцию и настроение бренда.

<p>Иконки приложений</p>

Иконки приложений

Первая буква названия используется в качестве отдельного знака для иконок и в тех ситуациях, когда расположение полного логотипа нецелесообразно. Округлая форма удачно вписывается в любой графический контекст.

​Концепция логотипа Владислав Смолкин, www.smolkin.design
​Концепция логотипа Владислав Смолкин, www.smolkin.design

Основная концепция логотипа — преодоление барьера и стремление выйти за рамки ограничений. А ещё при создании лого мы опирались на следующие теги: скорость, движение, энергия, включение в процесс, рост, диалог, связь, попадание в цель, успех, результат.

<p>Поиск идеи</p>

Поиск идеи

Итоги

Как итог — процесс поиска нового названия занял у нас более шести месяцев. Разработка логотипа заняла около двух месяцев.

Какие инструменты мы использовали:

  • Предложили премию в 30 тысяч рублей за лучшее название и провели опрос среди всех сотрудников компании.
  • Мы провели два мозговых штурма среди сотрудников.
  • Мы пригласили одного бизнес-консультанта для модерирования второго мозгового штурма.
  • Мы привлекли одного ментора, чтобы получить обратную связь со стороны.

Работа над ошибками: как сразу придумать хорошее название

Сразу придумывайте название под конкретный рынок и его специфику. Например, в нашем случае для зарубежных рынков мы найдём новые локальные названия.

Соберите целевую группу и проверьте, легко ли запомнить и произнести выбранное название. Часто мы недооцениваем фантазию людей, и даже простые названия могут удивить неожиданными вариациями.

Название иногда может прийти само по себе, и это может произойти не во время штурма — если правильно зарядить рабочую группу, то хорошие версии будут поступать ещё долго. Главное, чтобы люди покинули встречу по мозговому штурму не истощёнными, а заряженными.

Если у вас в компании больше десяти человек, то скорее всего, название не будет нравиться всем, поэтому принятие решения должно остаться за одним человеком.

1515
23 комментария

Сами придумали проблему. Сами её решили. С потерей времени и денег. Молодцы. 

29
Ответить

Дарья, прежде чем принять решение о смене названия, мы провели несколько фокус-групп, где получили обратную связь — сложно читаемое название будет весомым барьером для развития компании в РФ. Это помимо собственного болезненного опыта, описанного в блоке "Сложности в России".

Возможно, для каких-то компаний из вашего предыдущего опыта это несущественная проблема, однако мы посчитали читаемость и запоминаемость бренда важным для нашего профиля и стыка рынков (SaaS b2b в EdTech, TalentTech, HR Tech).

Новый бренд и название уже принесли первые результаты, и мы видим это по взаимодействию с сайтом, хоть и косвенно, по отзывам людей на прошедшей выставке HR Expo 2019, где мы участвовали.

С нашей позиции это, однозначно, разумное вложение денег, а вот со временем, согласны, можно было и побыстрее :)

4
Ответить

Вопрос с запоминанием — базовый для нейминга, и в целом, предложенное решение вполне адекватно по ресурсам.

Другое дело, что серьезный брендинг — это не только слова, но и смыслы. Для меня осталось за рамками, чем ваша пдатформа отличается от конкурентов и почему именно она лучше для покупатателей и потребителей.

Это, понятно, решается не только брендингом, но и им тоже.

4
Ответить

Роман, спасибо за достойный комментарий! Да, вы правы, новое название не ассоциируется с конкурентными отличиями, но и в одном названии это нелегко благозвучно поженить:

Единая кодовая база, нативный интерфейс, высокая скорость развертывания, техподдержка и экспертное сопровождение, ежемесячное обновление всех мобильных и веб-приложений  — это только некоторые пункты по части сервиса, которых на рынке почти нет. По части функциональности тоже  — только на верхнем уровне это обучение, управление и мотивация линейного персонала, да и там есть множество важных деталей, отличающих "Эквио" от конкурентов.

Мы долго клеили это все в одно слово, пытались собрать концептуально новый образ сервиса в этой области, но получались только искусственные нагромождения.

Поэтому, как вы правильно сказали, остальное будем решать не только брендингом.

3
Ответить

Зачем автор написал эту статью?

3
Ответить

Чтобы рассказать о нашем опыте и частном случае в области нейминга, где задача может решаться еще и таким сценарием. 

3
Ответить

Какой же крауд без висиру )

1
Ответить