Как использовать искусственный интеллект для нужд вашего бизнеса?

ИИ на повестке дня несколько лет подряд, но этот год стал настоящим бумом искусственного интеллекта. Нейросети и машинное обучение ещё до взрыва популярности ChatGPT или MidJourney подкрались в нашу реальность незаметно, но, если они исчезнут, разницу вы почувствуете сразу.

Как использовать искусственный интеллект для нужд вашего бизнеса?

В статье по-простому объясняем, как устроен искусственный интеллект, и рассказываем, чем он помогает бизнесу.

Блок для тех, кому важно всё понимать

Если уже разобрались в том, как всё работает и спешите узнать, где же теперь использовать все новшества – можете перейти к следующей части статьи. А мы пока повторим матчасть.

Начнём с того, что искусственный интеллект – собирательное название для разных видов современных технологий. Как таковой искусственный интеллект ещё не изобретён – нет пока робота, который полностью имитирует работу человеческого сознания. Зато есть нейросети, машинное обучение, обработка естественного языка, компьютерное зрение и другие, более мелкие компоненты ИИ.

Чем же тогда то, что мы называем ИИ, отличается от обычных программ?

Чтобы обычная программа решала задачи, её создатели “сообщают” ей способ решения. Например, если нам вдруг понадобилась программа, которая способна считать среднее арифметическое, разработчики закладывают в неё известную нам всем формулу. Мы сможем ввести свои числа, и нам посчитают среднее арифметическое по формуле. Для этого программе не нужно анализировать тысячи подобных вычислений.

В случае с ИИ у нас есть задача, есть результат, а способа, которым мы решили эту задачу – нет. Он остался в “чёрном ящике”. Компьютер (если допустимо назвать это так) проанализировал огромное количество данных и выработал для себя закономерности решения.

Например, мы (точнее, специалисты по машинному обучению) хотим, чтобы компьютер умел отличать изображения мух от изображений котлет. Перечислить все-все признаки, по которым котлеты отличаются от мух, будет сложно, поэтому создание программы остаётся под вопросом. Зато мы можем сделать так, чтобы картинки различал ИИ. Способов несколько: например, дать машине огромный массив перемешанных изображений мух и котлет и “попросить” разделить их на 2 группы. Компьютер сам выделит значимые признаки и выдаст нужный результат (возможно, не с первой попытки). Другой способ – вручную разметить картинки: подписать, где насекомые, а где еда. Потом дать размеченные данные на анализ машине, чтобы она сама “догадалась”, какие признаки лежат в основе разделения.

Да, это объяснение упрощённое и упускающее много подробностей: те же нейросети устроены гораздо сложнее. Но главное, что стоит учесть – ИИ анализирует данные и ищет закономерности, которые люди не всегда могут увидеть и сформулировать (слаб человек!)

Что со всем этим делать?

То, как использовать ИИ в бизнесе, напрямую зависит от масштабности проекта и финансовых возможностей компании. Но есть инструменты, которыми может пользоваться микробизнес или даже одинокий отчаянный стартапер.

1. Анализ данных

То, что человек будет читать и анализировать несколько дней, искусственный интеллект “переработает” за минуты. По сути именно за этой способностью открываются и другие фишки ИИ.

Зачем?

  • Делать прогнозы. Предсказывать спрос на продукцию, загруженность магазинов и складов, тренды и тенденции.
  • Учиться на ошибках. Возможно, ответы на загадки настоящего кроются в прошлом. Вдруг в кризисных моментах компании есть какая-то закономерность?
  • Принимать решения на основе данных. Угадать с количеством товара, запускать эффективные рекламные кампании, оптимизировать логистику.

2. Автоматизация процессов

Рутина – сила разрушительная, поэтому все с радостью перекладывают монотонные действия и однотипные задачи на ИИ. Делегируют учёт, обработку заказов, поддержку клиентов – это экономит ресурсы, время и нервы.

Зачем?

  • Освободить сотрудников. Они смогут сосредоточиться на более сложных задачах.
  • Минимизировать ошибки. Человеческий фактор никто не отменял – особенно когда задачи однотипные и давно слились перед глазами в одну массу букв и цифр. ИИ не устаёт.
  • Снизить затраты. Тут всё просто: меньше задач – меньше сотрудников.

3. Поддержка клиентов

Свои первые слова искусственный интеллект произнёс давно, а сейчас вовсю общается с людьми. Чат-боты и виртуальные ассистенты обрабатывают запросы и решают типовые проблемы клиентов.

Зачем?

  • Быть всегда на связи. Чтобы обрабатывать запросы клиентов 24/7, нужно или сотрудников отправлять в ночные смены, или подключить помощь ИИ. Второе звучит проще.
  • Повышать лояльность. Оперативные ответы и решение проблем за минуты дают +1 в карму вашей компании.
  • Экономить время сотрудников. Чтобы специалисты решали более сложные и нестандартные задачи, однотипные проблемы можно делегировать ИИ.

4. Персонализация

Мечта многих – чтобы их желания угадывали и исполняли. Человеку для такой способности нужно быть сверхпроницательным и эмпатичным, а искусственному интеллекту достаточно просто быть. Именно так работают рекомендации на маркетплейсах и видеохостингах.

Зачем?

  • Повысить лояльность клиентов. Персонализированные рекомендации буквально показывают клиентам то, что им нравится. Это подкупает.
  • Увеличить LTV. Чем больше клиент чувствует, что его понимают, тем вероятнее, что он останется с вами надолго.
  • Продать больше. Персонализация полезна не только клиенту, но и предпринимателю. Очень возможно, что товары из рекомендаций приглянутся покупателю.

5. Маркетинг.

С помощью всё того же анализа данных ИИ подбирает эффективные каналы продвижения и креативы под разные сегменты аудитории. А иногда и саму аудиторию тоже.

Зачем?

  • Экономить время и деньги. Тестирование неэффективных гипотез может съесть много ресурсов. С ИИ проще предсказать, какие гипотезы пробовать точно не стоит.
  • Искать новые пути. Когда идеи внезапно заканчиваются, за отправную точку можно взять рекомендацию искусственного интеллекта.
  • Помочь тем, у кого нет бюджета. Лучше стратегия от ИИ, чем полное её отсутствие. Если нет штатного маркетолога или возможности обратиться в агентство, начните с предложений от нейросети.

6. Создание контента.

Наверное, самый очевидный и доступный способ облегчить себе жизнь с помощью ИИ. Тексты, изображения и с недавних пор видео генерируются за секунды. Конечно, они требуют доработки – но это всё равно быстрее, чем создание контента с нуля.

Зачем?

  • Составить план. Первая трудность в работе с контентом – не сам текст, видео или картинка, а идея для них. Так что можете делегировать нейросети создание контент-плана или темника.
  • Ускорить производство контента. Даже если не выкладывать готовый ИИ-текст и сгенерированное изображение, а взять их за основу для собственного контента, это сэкономит время в разы.
  • Удивить аудиторию. Нет, самим фактом использования нейросетей уже никого не удивишь. Но если применить фантазию и освоиться в программах, у контента появится потенциал привлекать взгляды.

Для многого из того, что мы перечислили, требуется помощь специалиста по машинному обучению, но кое-что вы можете сделать и самостоятельно. Запросить у нейросети консультацию по бизнесу, выстроить с ИИ маркетинговую стратегию, сделать фото и тексты для соцсетей компании.

Главное – помнить, что искусственный интеллект, к счастью, ещё не обрёл самостоятельности, а значит его работу нужно проверять и корректировать.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал – там всё о маркетинге для предпринимателей:

Начать дискуссию