ИИ для бизнеса – задачи и тренды, чат-боты и НСИ

Какие прикладные решения на базе нейросетей захватят рынок автоматизации бизнеса? Рассказывает руководитель AI-лаборатории ведущего российского ИТ-интегратора.

Все иллюстрации сгенерированы нейросетью
Все иллюстрации сгенерированы нейросетью

Прошедший год стал годом нейросетей. Об искусственном интеллекте было слышно со всех сторон. Генеративные модели получили широкое распространение среди частных лиц, но как обстоят дела с применением ИИ в качестве бизнес-инструмента?

Владимир Фадеев, руководитель Лаборатории ИИ интегратора эффективных ИТ-решений «Первый Бит», рассказал о текущих проектах и трендах, которые будут определять рынок прикладных решений на основе ИИ для бизнеса 2025 году.

Владимир Фадеев
Руководитель Лаборатории ИИ компании «Первый Бит»

О корпоративных чат-ботах

ИИ для бизнеса – задачи и тренды, чат-боты и НСИ

В Первый Бит регулярно поступают запросы от клиентов, связанные с интеллектуальными помощниками. В основном, это крупные компании, которым интересен корпоративный ассистент. Сложность заключается в том, что он должен функционировать внутри корпоративной сети, то есть без доступа к Интернету.

Ввиду этого условия, наши текущие доработки на основе ChatGPT им априори не подходят. Поэтому, благодаря наличию локальной инфраструктуры, мы будем обучать собственные модели, чтобы в ближайшем будущем предложить им решения, работающие офлайн, в безопасной среде, опираясь на внутреннюю базу знаний.

Владимир Фадеев

Один из офисов Первого Бита начал внедрение подобного корпоративного бота ещё летом, но без использования искусственного интеллекта.

Идея усилить проект искусственным интеллектом родилась, когда коллеги услышали моё выступление о возможностях ИИ на слёте сотрудников компании

Владимир Фадеев

Задачей стало создать не просто чат-бота, который отвечает на вопросы по базе знаний, а усилить его искусственным интеллектом, чтобы он мог отвечать на более широкий спектр вопросов и делать это разнообразно, а не по заранее заготовленным скриптам. Таким образом, сотрудники смогут общаться с этим ассистентом как с живым человеком.

Всё, что касается сопровождения сотрудника на протяжении его карьерного пути в компании, может быть автоматизировано с помощью таких чат-ботов.

Владимир Фадеев

Они могут подсказывать, как устроены процессы в компании, как правильно вести документацию, какие правила в компании по управлению проектами и как заполнять отчёты.

О нормализации данных при помощи нейросетей

ИИ для бизнеса – задачи и тренды, чат-боты и НСИ

Нормализация нормативно-справочной информации с помощью ИИ – одно из потенциально важных направлений работы Первого Бита. Оно может вывести управление данными на новый уровень для многих компаний.

В настоящее время гипотезу по нормализации НСИ разрабатывают несколько офисов нашей компании – в первую очередь, «Управление данными» и «Спортивная». Они реализуют определённые функции, подходящие под их конкретные проекты, а мы их забираем и разворачиваем на своей платформе. Это будет открытый сервис с API для интеграции с системами нормализации, которые уже используются нашими специалистами. Представители любого офиса нашей компании смогут воспользоваться этими разработками.

Владимир Фадеев

Из-за того, что нормализация данных – процесс неоднородный, команды подступают к нему с разных сторон и разрабатывают инструменты для решения конкретных задач.

Наиболее комплексный подход у офиса «Управление данными», поэтому, скорее всего, именно они смогут максимально эффективно применить ИИ на всех этапах этого процесса. Другие офисы будут самостоятельно выбирать нужные им функции из доступного набора.

Специалистами Первого Бита уже реализовано логическое разделение наименований на составляющие и функция обогащения товарной номенклатуры информацией из интернета.

Это только начало пути, и я уверен, что управление НСИ – очень перспективное направление для применения искусственного интеллекта. Системы управления НСИ часто дорогие и сложные во внедрении, и применение нейросетей сможет изменить эту парадигму.

Владимир Фадеев

О повторяющихся идеях применения ИИ

ИИ для бизнеса – задачи и тренды, чат-боты и НСИ

Говоря про идеи создания решений с использованием ИИ, Владимир рассказал, что сегодня в Лабораторию поступает много запросов связанных с классификацией обращений в службу технической поддержки.

Чтобы вовлекать в разработку ИИ-решений сотрудников разных офисов компании, Первый Бит проводит специальные хакатоны. Мозговой штурм помогает найти необычные решения для актуальных задач, а затем воплотить их в жизнь в виде функционирующего прототипа.

Было несколько проектов по подготовке менеджеров к встречам с клиентами: обогащение их заметок информацией о заказчике из интернета и знаниями из наших локальных систем. Коллеги подходят к решению этой задачи на разных уровнях: одна команда сосредоточена на первой встрече с потенциальным клиентом, другая – на обсуждении конкретных решений с руководителем проекта. Но подходы у них схожие.

Владимир Фадеев

Задачи, связанные с транскрипцией, протоколирование и резюмированием встреч, специалисты Первого Бита решают в рамках развития сервиса «БИТ.Ньютон». Это решение уже доступно всем сотрудникам интегратора и готово к распространению в другие компании.

О симбиозе ИИ и программных роботов

ИИ для бизнеса – задачи и тренды, чат-боты и НСИ

Владимир рассказал о совместном проекте Лаборатории ИИ и одной из партнёрских компаний.

Так, сегодня в разработке сервис, который поможет определить, насколько соискатель подходит под запрос бизнеса — как с точки зрения навыков, так и по ценностному портрету.

Для этого решение будет изучать «цифровой след» человека в публичном поле, анализируя его посты и комментарии. Это позволит понять профиль кандидата и определить, подходит ли он по культуре и ценностям как компании в целом, так и конкретному коллективу.

В этом проекте используется не только искусственный интеллект, но и программные роботы PIX RPA. Изначально этот проект был основан исключительно на роботах, и уже потом в его концепцию вошли инструменты, о которых ребята узнали на нашем хакатоне.

Владимир Фадеев

По словам Фадеева, программные роботы сильно упрощают разработку ИИ-решений, решая одну из основных проблем.

Большинство наших прототипов начинаются с создания чат-бота в Telegram. Однако, финальный продукт должен быть интегрированным в бизнес-процессы и уметь обмениваться информацией с используемыми ИТ-системами. Программные роботы прекрасно закрывают эту потребность.

Владимир Фадеев

С помощью робота можно извлечь всю необходимую информацию из ассистента и выстроить процесс так, чтобы искусственному интеллекту не требовалась возможность совершать внешние действия.

Роботы работают на пользовательском уровне, поэтому для их настройки не нужно углубляться в код, интегрироваться в сложные системы и решать проблемы с безопасностью.

О развитии ИИ для бизнеса в 2025 году

ИИ для бизнеса – задачи и тренды, чат-боты и НСИ

Эксперт уверен, что ближайший год будет временем ассистивных решений. Чат-боты просты в разработке и имеют множество полезных применений, значительная часть которых пока не использована рынком корпоративной автоматизации. Это простой способ сократить время, затрачиваемое на решение определенных задач, и пул процессов, к которым их можно применить, еще не исчерпан.

Также постепенно появляются более сложные проекты, использующие ИИ не как ассистента, а как уникальный инструмент, позволяющий решать задачи, которые раньше были практически неразрешимы. К таким областям, которые, несомненно, получат развитие в новом году, можно отнести компьютерное зрение.

По мнению Владимира Фадеева, одним из перспективных направлений развития ИИ является информационная безопасность. Потенциально ИИ в кибербезопасности может использоваться для анализа логов и выявления аномалий, незаметных обычным сотрудникам.

Также я бы отметил ассистентов, которые помогают писать код, усиливая таким образом специалистов. В случае с языками широкого применения программистам уже сейчас стоит учиться работать с такими помощниками и использовать их в своей работе, поскольку вскоре этот навык может стать обязательным должностным требованием.

Владимир Фадеев

В течение года этот тренд дойдет и до платформы 1С — появятся как официальные решения от вендора, так и разработки энтузиастов. Они наверняка будут хорошо справляться с созданием автоматических тестов и, скорее всего, написанием кода.

В любом случае, при помощи ИИ человечество сделает ещё один шаг к цифровой трансформации, приобретая новые возможности для оптимизации труда. Компании, которые раньше начнут применять ИИ для автоматизации своих бизнес-процессов, получат технологическую фору и больше возможностей обогнать своих конкурентов.

Начать дискуссию