Какого UX-исследователя оторвут с руками
Как начинающему так и опытному UX-исследователю важно понимать какие навыки на рынке UX-исследований требуются клиентам на сегодняшний день. Это важно и для поиска новой работы и для соответствия требованиям времени на занимаемой должности. В настоящей работе были проведены исследования 126 объявлений о вакансиях UX-исследователей. Целью настоящего исследования ставилось выявление основных требований и ожиданий работодателей от UX-исследователей. Данное исследование может быть полезно UX-исследователям и работодателям для переоценки своих требований к соискателям.
Об исследовании
Было исследовано 126 объявлений о вакансиях на российских площадках. В число рассмотренных работодателей вошли как крупные компании (около 30%), такие как Яндекс, Сбер, Озон, так и средние и малые компании, которым требуются UX-исследователи. Каждая из компаний, описывая вакансию UX-исследователя перечисляла что ей важно в претендентах.
По географии больше всего вакансий размещается из Москвы (85%) и Санкт-Петербурга (11%).
Как видно из исследования, большинство вакансий размещаются компаниями из сфер финтеха, агентств, ритейла, видео-хостингов / онлайн ТВ и фудтеха.
В исследования вошли только компании, которые указывали в названии должность «UX-исследователь» или близкое значение к этому по смыслу и обязанностям в описании. Исходя из цели исследования, вакансии рассматривались только на российском рынке, чтобы изучить его специфику и сравнить с зарубежным. Из 126 изученных вакансий 89 (70%) не указали грейд, но исходя из требований к кандидатам в таких вакансиях (например, в 75% таких вакансий нужен опыт от 2 лет), можно предположить, что подразумевается минимум грейд Middle.
Навыки
Итак, что же важно работодателям в претендентах на позицию “UX-исследователь”?
Наиболее упоминаемыми оказались:
- Экспертиза или знания в предметной области
- Умение инициировать и проводить полный цикл UX-исследований
- Опыт
- Личностные качества и soft skills
- Умение развивать направление исследований в компании
- Образование
Далее разберем подробнее каждый из этих разделов.
Как оказалось наличие портфолио упоминают только 2% работодателей и можно сказать, что оно не требуется, но будет плюсом при рассмотрении кандидатуры. Этот факт подтверждается и нашей серией интервью с экспертами в сфере UX-исследований.
1. Экспертиза или знания в предметной области
Говоря об экспертизе или знаниях в предметной области, работодателей интересует главным образом знание методов исследований, умение создавать артефакты, владение инструментами и знание метрик.
Из методов UX-исследований работодателей больше всего интересуют: интервью, юзабилити-тесты, анализ статистики и аналитики, опросы и UX-анализ конкурентов (бенчмаркинг).
В агентствах UX-анализ конкурентов (бенчмаркинг) оказался на втором месте (56%) , так что стоит обратить не него внимание.
Если говорить про интервью, то особо выделяются глубинные интервью (44%) и далее с большим отрывом идут экспертные (6%) и телефонные (3%).
В юзабилити-тестировании лидируют модерируемые ю-тесты (85%), а немодерируемые всего 15%.
Крупные компании чуть больше нуждаются в полевых исследованиях, скорее всего у них больше средств, чтобы их проводить. Нужно организовать наблюдение за респондентами в рабочей среде, в магазине, дома. При этом им меньше нужны фокус-группы, которые хороши для снятия первого впечатления об идее. Крупным компаниям видимо это не очень нужно, больше сейчас нужна конкретика.
Среди других методов исследований, которые запра��ивает каждый пятый работодатель, наиболее часто упоминаются: first click test, eye-tracking, conjoint анализ, usage and attitude study (U&A), факторный анализ и прогнозирование, ad-hoc исследования и метод “волшебник страны ОЗ” или Wizard of Oz.
Кстати, когда мы общались с экспертами в сфере UX-исследований, то выяснили, что для голосовых интерфейсов метод “волшебник страны ОЗ” или Wizard of Oz просто незаменим.
Юзабилити-аудит назвала лишь каждая пятая компания-работодатель, однако по-моему мнению многие просто подразумевают, что опытный исследователь владеет этим навыком.
На второй план попали методы UX-исследований, которые с одной стороны упоминаются в менее чем 20 процентах запросов, однако с другой стороны их знание даёт явное преимущество при приеме на работу. К таким методам UX-исследований относятся: фокус-группы, полевые исследования, А/Б-тестирование, тестирование концепций, кабинетные исследования (desk research), дневниковые исследования, карточная сортировка и тестирование дерева (Tree testing).
Для каждого продукта на каждом этапе развития должен быть определён свой набор исследований. Исследователи работают в условиях постоянно меняющегося набора ограничений (сроки, ресурсы, технические ограничения, юридические ограничения и т.д.), и именно знание разнообразных методов позволяет гибко адаптироваться к таким ограничениям.
Разработка артефактов
В разработке артефактов наиболее часто упоминались: CJM (57%), User Flow (19%), Service Blueprint (13%) и разработка персонажей (6%).
Инструменты
Самыми популярными инструментами для UX-исследователей по версии работодателей являются: онлайн-доски для визуализации и прототипирования, MS Office, сервисы для проведения исследований и системы управления проектами.
Больше всего удивляет требование знаний языков программирования (4%), которое идет от таких компаний как Lesta Games, Банк Санкт-Петербурга, МойОфис, NAUMEN и Яндекс.
Среди онлайн досок для визуализации и прототипирования лидируют, как и ожидается, Figma (67%) и Миро (21%).
В MS Office нужно знание Excel (38%), Powerpoint (32%), Word (11%) и Power BI (6%).
Среди сервисов для проведения исследований чаще всего упоминают Pathway (18%), Fabuza (18%), Fastuna (15%), Alchemer (9%), Oprosso (6%), UX Feedback (6%) и Яндекс.Взгляд (6%).
Наиболее популярными системами управления проектами оказались Jira (55%) и Confluence (32%).
Метрики
Среди метрик, которые должен знать претендент, работодатели упоминают индекс потребительской лояльности (NPC), индекс удовлетворённости (CSI), оценка здоровья бренда (BHT) и показатель кликабельности (CTR).
2. Умение инициировать и проводить полный цикл UX-исследований
Работодатели говорят о том, что UX-исследователь должен уметь проводить исследования полного цикла и ожидают от претендентов в первую очередь наличия следующих компетенций: обрабатывать данные и составлять отчеты, представлять результаты исследований руководству и команде, формировать и проверять гипотезы, разрабатывать план исследования с составлением критериев проверки, предлагать решения и давать рекомендации по результатам исследований, коммуницировать с заказчиком, определять потребность в исследованиях и инициировать их, подготавливать документацию для исследований, помогать командам внедрять решения из исследований и отслеживать изменения в продукте.
3. Опыт
Работодателей очень интересует коммерческий опыт UX-исследователя. Как видно из графика, существенный скачок спроса происходит после 1-1,5 лет опыта, которые необходимы для устройства на работу. А если у вас 3 года опыта, то вам уже доступны 96% вакансий. Только 6% вакансий рассматривают кандидатов вообще без опыта работы.
40% работодателей запрашивают опыт в конкретных областях: в продуктовой команде (32%), в банковской сфере (18%), в b2b исследованиях (17%), управлении командой (17%) и опыт работы в исследовательских компаниях (10%).
4. Личностные качества и soft skills
В топ популярных личностных качеств UX-исследователя попали: коммуникативные навыки, самоорганизованность и самостоятельность, инициативность и проактивность, системное мышление и аналитические способности, умение аргументировать свою точку зрения, самообучение, эмпатия, умение взять на себя ответственность и внимательность к деталям.
Как это ни странно, но любопытство, пунктуальность и чувство юмора стоят на последнем месте, хотя я поднял бы их повыше. Скорее всего многие работодатели подразумевают некоторые качества в исследователе и даже не указывают их в резюме. Каково будет, например, не пунктуальному исследователю, которого каждый раз придётся ждать то респондентам, то руководству. Долго он на своем месте явно не продержится.
Коммуникативные навыки относятся как к общению с дизайнерами, подрядчиками, продактами, аналитиками, разработчиками, так и с другими исследователями, маркетологами, командой поддержки, стратегами и даже финансистами.
Но помимо всего прочего, UX-исследователи должны уметь проводить командные мероприятия, включая воркшопы, фасилитационные сессии, сессии дизайн мышления, вебинары и мозговые штурмы.
5. Умение развивать направление исследований в компании
Работодатели говорят о том, что UX-исследователь должен уметь развивать и продвигать тему UX-исследований внутри компании: он должен изучать и улучшать UX и бизнес-процессы в компании, заниматься менторингом и обучением исследований других сотрудников, уметь руководить командой и выстраивать процессы, уметь формализовать и актуализировать базу знаний исследований, внедрять новые методы и инструменты UX-исследований и улучшать текущие, строить стратегические планы и собирать обратную связь от пользователей.
6. Образование
Хотя требования об образовании указаны в менее чем 40% вакансий, они тем не менее тоже играют роль при отборе претендентов на вакансию UX-исследователя. Работодатели указывают как наиболее желаемые следующие сферы образования: социологическое, психологическое, просто высшее и маркетинговое.
Также им важно знание у претендента английского языка на уровне В2 или С1.
Условия работы и зарплата
46% работодателей предлагают гибридный вариант работы - частично офис и частично удаленка, а также 28% предлагают работу в офисе и 26% на удаленке.
Среди типов занятости с большим отрывом лидирует полная занятость (89%), а вот стажировку или временное оформление или частичную занятость предлагают менее 10 процентов компаний.
Также у большинства компаний в ходу гибкий график работы (87%).
Несмотря на то, что данные по зарплате были указаны только у 13 процентов компаний, мы можем посмотреть диапазон средних значений зарплаты UX-исследователей: от 91 000 руб до 152 000 руб.
Сравнение с западным рынком труда в области UX-исследований
В 2021 году на ресурсе UX Planet была опубликована статья автора Zombor Varnagy-Toth. Было проанализировано 68 вакансий UX-исследователя в таких компаниях как Google, Facebook, Microsoft, Amazon, Intercom и других, менее крупных и известных компаний.
Так же, как и в нашем исследовании, рассмотренные автором компании высоко ценят знание методов исследований, общительность, умение организовывать работу и работать в команде, но только после этого они называют опыт. Это может означать что на Западе порог вхождения в сферу UX-исследований ниже, чем в России и отсутствие опыта может быть скомпенсировано хорошим образованием.
Если посмотреть на требуемый опыт работы UX-исследователя, то на Западе, во-первых, больше вакансий для тех у кого опыт менее 1 года (24%), а у нас только около 8%, а во-вторых, у них для доступа к большинству вакансий (96%) требуется более 7 лет опыта, тогда как к нас только 3 года.
Подводим итоги
Для успешного трудоустройства Вам потребуется:
- Знание основных методов исследований, включая глубинные интервью, модерируемые юзабилити-тесты, анализ статистики и аналитики, опросы и UX-анализ конкурентов (бенчмаркинг), чему можно обучиться на онлайн курсах или в UX-школе.
- Чтобы получить конкурентное преимущество, нужно знать дополнительные методы UX-исследований: фокус-группы, полевые исследования, А/Б-тестирование, тестирование концепций, кабинетные исследования (desk research), дневниковые исследования, карточная сортировка и тестирование дерева (Tree testing) и уметь создавать такие артефакты как CJM, User Flow, Service Blueprint и описание персонажей. И ещё не помешает знание английского языка на уровне В2 или С1.
- Знание и умение пользоваться инструментами: онлайн-досками Figma и Миро для визуализации и прототипирования, MS Office для обработки данных и разработки отчетов, сервисами для проведения исследований Pathway, Fabuza, Fastuna и системами управления проектами Jira или Confluence.
- Умение проводить исследования полного цикла: обрабатывать данные и составлять отчеты, представлять результаты исследований руководству и команде, формировать и проверять гипотезы, разрабатывать план исследования с составлением критериев проверки, предлагать решения и давать рекомендации по результатам исследований, коммуницировать с заказчиком, определять потребность в исследованиях и инициировать их, подготавливать документацию для исследований, помогать командам внедрять решения из исследований и отслеживать изменения в продукте.
- Опыт работы от 1-1,5 лет, который можно получить, например, на бесплатной закрытой стажировке.
- Прокачать свои личностные качества: коммуникативные навыки, самоорганизованность и самостоятельность, инициативность и проактивность, системное мышление и аналитические способности, умение аргументировать свою точку зрени��, самообучение, эмпатия, умение взять на себя ответственность и внимательность к деталям. Всё это можно потренировать например на открытой стажировке.
- Умение проводить командные мероприятия, включая воркшопы, фасилитационные сессии, сессии дизайн мышления, вебинары и мозговые штурмы.
- Умение развивать и продвигать тему UX-исследований внутри компании: изучать и улучшать UX и бизнес-процессы в компании, заниматься менторингом и обучением исследований других сотрудников, уметь руководить командой и выстраивать процессы, уметь формализовать и актуализировать базу знаний исследований, внедрять новые методы и инструменты UX-исследований и улучшать текущие, строить стратегические планы и собирать обратную связь от пользователей.
Полезные материалы по теме
- Вебинар "Какого UX-исследователя оторвут с руками. Версия 2.0" от 2024 года – более детальное изложение данного материала. Видео-запись (55:58) и слайды (78 шт).
- Вебинар “Как стать UX-исследователем, которого оторвут с руками.” – о том, как и где получить образование в сфере UX-исследований, как получить свой первый практический опыт, как подготовить резюме и пройти собеседование, как получить конкурентное преимущество, как выбрать свою первую работу, что делать если не берут на работу и как выглядит путь развития от нуля до PRO.
- UX-школа Артема Кузнецова– обучаем за 3 месяца всем основным методам UX-исследований, теория и практика, международный сертификат.
- Тест по юзабилити-аудиту– можно проверить свои знания аудита и получить Сертификат, получить преимущество при устройстве на стажировку.
- Курс по юзабилити-аудиту– обучаем проводить юзабилити-аудит на самом высоком уровне и уверенно и аргументированно представлять его результаты Заказчику.
- UX-стажировка в компании Ю-эксперт – бесплатная практика в реальных проектах под руководством опытных специалистов.
#UX, #uxdesign, #uxисследования