Правки — главная боль дизайнеров и второй по популярности мем после «игры со шрифтами». Жалобы на тупые правки и неважных заказчиков стали христоматийными элементами дизайнерской рутины.Дизайн без правок существует только на Бехансе и Пинтересте. Раз уж критика неизбежна, было бы здорово научиться адекватно на неё реагировать. В противном случае заказчики будут терять к нам доверие, а более опытные коллеги бросят попытки чему-то нас научить.Заедаете сладостями стресс после переговорки и беситесь от комментариев в Фигме? В этой заметке попробую изменить ваше отношение к правкам.Я Никита, работаю в самой известной дизайн-студии и помогаю расти дизайнерам в телеграм-каналеТри кита обратной связиПервым делом стоит осознать и принять три факта.Вы — не ваша работа. Бизнес-процессы и трудности на работе не имеют никакого отношения к тому, какой вы человек.Никто не хочет вам нагадить. Никому не нужен слабый проект в портфолио. Цели участников часто расходятся, но никто не пытается нарочно испортить вашу работу.Вы не всезнайка. Заказчик всегда знает что-то, чего не знаете вы. Невозможно разобраться за месяц в том, чем клиент занимается десять лет.Почему без правок никакДизайн процесс редко похож сборку кораблика из конструктора Лего. Здесь не будет чёткой инструкции и ограниченного числа известных деталек.Предлагаю смотреть на дизайн-процесс как на игру в крокодила. Мы примерно знаем, что хотим сказать, а финальный результат достигается за счёт непрерывного участия аудитории.Делаем ставку на некоторый приём, который кажется нам наиболее удачным.Команда даёт обратную связь: «Нихрена непонятно, чё ты показываешь».Корректируем подход, пробуем с другой стороны....Совместно приходим к результату, все счастливы.Вряд ли бы мы стали играть в крокодила с чуваком, который после первой неудачной попытки изобразить капибару назвал бы остальных игроков идиотами и ушел бы пить пиво в другую комнату, правда?Правки — это приглашение к диалогуВыгоднее всего смотреть на критику вашего дизайна как на повод для дискуссии.Отрабатывать каждый комментарий под диктовку заказчика — плохая стратегия. В лучшем случае мы превратимся в ручную обезьянку клиента, в оператора Фигмы. В худшем — проект развалится, так как локальные правки часто противоречат системе, которая хранится только у нас в голове.Хорошим решением будет исправление очевидных косяков и созвон с обсуждением оставшихся комментарием. Встречаемся с клиентом в Зуме на часик и разбираем правки предметно. Половина проблем отпадёт сама собой, а вторая поможет сделать хороший дизайн.Как правильно отрабатывать комментыЗадавайте вопросы: «Правильно ли я понял, что ...?», «Как это работает сейчас?», «Как вы поняли, что это не решает задачу?», «Чем обусловлено ваше решение?» и другие. Пять «Почему?» разрешают 99% противоречий.Обосновывайте решения. Будьте готовы объяснить каждую запятую в своём макете. Если вы не сможете объяснть цвет текста самостоятельно, придётся принять мнение клиента или руководителя.Ни в коем случае не игнорируйте правки, даже те, которые не похожи на правки. Они так или иначе станут проблемой.Поставьте себя на место заказчика. На чём зарабатывает его бизнес? В какой стадии находится продукт — в фазе динамичного роста или осторожного развития?Фиксируйте договорённости. После встречи проговорите каждый комментарий и доработку, получите конкретные «Да» или «Нет».Когда стоит бить тревогуИногда обратная связь выходит за рамки адекватности. Наша задача — обозначить границы, и бить тревогу, когда они нарушаются.Как понять, что с обратной связью проблемы:Клиент или руководитель переходит на личности, оскорбляет лично вас или команду.Комментариев нет совсем. Заказчик либо не собирается завершать проект, либо правки появятся позже, но куда более опасные.Заказчик самостоятельно меняет дизайн. Такое бывает, когда доверие к вам как к специалисту полностью утрачено.«Я даю бабки — ты рисуешь».Проект саботируется и не двигается с места, договорённости нарушаются, раздувается скоуп работ.Любая из этих ситуаций — повод назначать встречу с руководством и ЛПРами. На таких встречах шрифты уже не обсуждают.ПостскриптумСпустя годы работы и сотни тяжелых переговоров меня удивляет, что проекты в принципе доходят до релиза. Удивительно даже, как десять человек с разными целями, мотивацией и вкусом умудряются сделать что-то, что устраивает каждого.Правки как часть коммуникации — один из немногих инструментов, которые поддерживают эту хрупкую конструкцию. Пренебрегать возможностью услышать и понять коллегу из-за чувства собственной важности — очень плохая стратегия.А, это, там Александр прислал 62 комментария к вчерашним макетам, надо поправить...Делюсь с дизайнерами опытом в своём телеграм-канале.#правки #обратнаясвязь #конфликт #рутина