Обратная связь: Как правильно принимать правки и не расплакаться в процессе

Правки — главная боль дизайнеров и второй по популярности мем после «игры со шрифтами». Жалобы на тупые правки и неважных заказчиков стали христоматийными элементами дизайнерской рутины.

Дизайн без правок существует только на Бехансе и Пинтересте. Раз уж критика неизбежна, было бы здорово научиться адекватно на неё реагировать. В противном случае заказчики будут терять к нам доверие, а более опытные коллеги бросят попытки чему-то нас научить.

Обратная связь: Как правильно принимать правки и не расплакаться в процессе

Заедаете сладостями стресс после переговорки и беситесь от комментариев в Фигме? В этой заметке попробую изменить ваше отношение к правкам.

Я Никита, работаю в самой известной дизайн-студии и помогаю расти дизайнерам в телеграм-канале

Три кита обратной связи

Первым делом стоит осознать и принять три факта.

  1. Вы — не ваша работа. Бизнес-процессы и трудности на работе не имеют никакого отношения к тому, какой вы человек.
  2. Никто не хочет вам нагадить. Никому не нужен слабый проект в портфолио. Цели участников часто расходятся, но никто не пытается нарочно испортить вашу работу.
  3. Вы не всезнайка. Заказчик всегда знает что-то, чего не знаете вы. Невозможно разобраться за месяц в том, чем клиент занимается десять лет.

Почему без правок никак

Дизайн процесс редко похож сборку кораблика из конструктора Лего. Здесь не будет чёткой инструкции и ограниченного числа известных деталек.

Предлагаю смотреть на дизайн-процесс как на игру в крокодила. Мы примерно знаем, что хотим сказать, а финальный результат достигается за счёт непрерывного участия аудитории.

  1. Делаем ставку на некоторый приём, который кажется нам наиболее удачным.
  2. Команда даёт обратную связь: «Нихрена непонятно, чё ты показываешь».
  3. Корректируем подход, пробуем с другой стороны.
  4. ...
  5. Совместно приходим к результату, все счастливы.

Вряд ли бы мы стали играть в крокодила с чуваком, который после первой неудачной попытки изобразить капибару назвал бы остальных игроков идиотами и ушел бы пить пиво в другую комнату, правда?

Правки — это приглашение к диалогу

Выгоднее всего смотреть на критику вашего дизайна как на повод для дискуссии.

Отрабатывать каждый комментарий под диктовку заказчика — плохая стратегия. В лучшем случае мы превратимся в ручную обезьянку клиента, в оператора Фигмы. В худшем — проект развалится, так как локальные правки часто противоречат системе, которая хранится только у нас в голове.

Хорошим решением будет исправление очевидных косяков и созвон с обсуждением оставшихся комментарием. Встречаемся с клиентом в Зуме на часик и разбираем правки предметно. Половина проблем отпадёт сама собой, а вторая поможет сделать хороший дизайн.

Как правильно отрабатывать комменты

  • Задавайте вопросы: «Правильно ли я понял, что ...?», «Как это работает сейчас?», «Как вы поняли, что это не решает задачу?», «Чем обусловлено ваше решение?» и другие. Пять «Почему?» разрешают 99% противоречий.
  • Обосновывайте решения. Будьте готовы объяснить каждую запятую в своём макете. Если вы не сможете объяснть цвет текста самостоятельно, придётся принять мнение клиента или руководителя.
  • Ни в коем случае не игнорируйте правки, даже те, которые не похожи на правки. Они так или иначе станут проблемой.
  • Поставьте себя на место заказчика. На чём зарабатывает его бизнес? В какой стадии находится продукт — в фазе динамичного роста или осторожного развития?
  • Фиксируйте договорённости. После встречи проговорите каждый комментарий и доработку, получите конкретные «Да» или «Нет».

Когда стоит бить тревогу

Иногда обратная связь выходит за рамки адекватности. Наша задача — обозначить границы, и бить тревогу, когда они нарушаются.

Как понять, что с обратной связью проблемы:

  • Клиент или руководитель переходит на личности, оскорбляет лично вас или команду.
  • Комментариев нет совсем. Заказчик либо не собирается завершать проект, либо правки появятся позже, но куда более опасные.
  • Заказчик самостоятельно меняет дизайн. Такое бывает, когда доверие к вам как к специалисту полностью утрачено.
  • «Я даю бабки — ты рисуешь».
  • Проект саботируется и не двигается с места, договорённости нарушаются, раздувается скоуп работ.

Любая из этих ситуаций — повод назначать встречу с руководством и ЛПРами. На таких встречах шрифты уже не обсуждают.

Постскриптум

Спустя годы работы и сотни тяжелых переговоров меня удивляет, что проекты в принципе доходят до релиза. Удивительно даже, как десять человек с разными целями, мотивацией и вкусом умудряются сделать что-то, что устраивает каждого.

Правки как часть коммуникации — один из немногих инструментов, которые поддерживают эту хрупкую конструкцию. Пренебрегать возможностью услышать и понять коллегу из-за чувства собственной важности — очень плохая стратегия.

А, это, там Александр прислал 62 комментария к вчерашним макетам, надо поправить...

Делюсь с дизайнерами опытом в своём телеграм-канале.

2
Начать дискуссию