Как выбрать аутсорс–команду для UX–задач
На что обращать внимание, чтобы не ошибиться при выборе агентства.
Что значит UX–команда на аутсорсе
Под UX–командой мы понимаем агентство, которое обладает высокой экспертизой в области цифровых продуктов, умеет проектировать пользовательский и клиентский опыт так, чтобы он удовлетворял запросам и метрикам бизнеса. Мы любим говорить, что такая команда скорее про математические науки, чем про творческие — они много исследуют, тестируют, считают окупаемость предлагаемых решений, и только в последнюю очередь делают стильный UI–дизайн.
Но есть проблема.
С развитием цифровизации в России выросло количество агентств, которые оказывают услуги дизайна и разработки мобильных приложений и сервисов. Многие подобные агентства преобразовались из классических веб–студий, которые делали сайты на заказ. И сегодня далеко не все из них способны удовлетворить запрос клиента на экспертизу в области продакт-менеджмента и UX.
Чтобы выяснить, каким агентствам действительно можно поручить продуктовые и UX–задачи, ниже делимся главными советами.
Содержание статьи
- Почему для UX-задач стоит привлекать агентство
- Зона ответственности UX-агентства
- Требования к Workflow проекта
- Требования к кейсам, рейтингам и наградам
- Вопросы для тендерного интервью UX–агентства
- Требования к штату сотрудников и экспертизе команды
Почему для UX-задач стоит привлекать агентство
Поскольку я сам был фаундером стартапа, и вообще много общался с продуктовыми компаниями, заметил тренд, что всё больше продуктовых команд хотят растить UX–экспертизу внутри компании, а агентствам отдавать только мелкие задачи по типу дизайн-поддержки или небольших сайтов. Даже если денег много.
У этого решения есть плюсы, и минусы. Подробнее об этом написали тут.
Если коротко, то привлекая UX–агентство, вы как компания:
1. Получаете людей, которых сложно нанять.
Маленькие студии являются крутейшей кузницей кадров в области проектирования и дизайна интерфейсов. В отличие от больших цифровых компаний с долей бюрократии, агентства чаще бывают сплоченными и голодными.
2. Опыт сильно шире, чем только в вашей индустрии.
Сегодня они работают с финтехом, а завтра подглядывают лучшие практики в сфере телекома. Всё это позволяет принести на стол UX–решения, которые даже сильнейшие и богатейшие бренды не всегда могут создать самостоятельно.
3. Экспертный взгляд со стороны.
Это касается не только UX–агентств, но и практики привлечения консультантов, в принципе. Если посмотреть на примеры самых успешных организаций, 90% из них привлекают консалтинговые компании в области стратегического менеджмента. Поверьте, борд директоров какого-нибудь Ford и сам кое–что смыслит в управлении, но в ответственный момент они всё равно железно обращаются к услугам ребят из большой четверки. Потому что один экспертный взгляд со стороны способен сэкономить сотни миллионов долларов.
Какой должна быть зона ответственности UX-агентства
В команде мы считаем, что есть два типа агентств: студии–исполнители и студии с высокой инициативностью. Первым главное, чтобы проект начался с конкретного ТЗ, принёс свою норму рентабельности и закончился. Желательно без правок. А полетит или нет — это уже дело клиента.
Вторые, наоборот, не очень любят технические задания, потому что они сковывают команду. И получается, что вроде бы за экспертизой обращаются в агентство, но сами диктуют ему, где какую кнопку расположить.
Вместо этого продуктовой студии важно всё то, что важно продакт-овнеру:
- миссия компании;
- стратегия развития;
- зачем создаётся продукт;
- на какие метрики он будет влиять;
- сколько денег он должен принести;
- как мы поймем, что он вообще получился.
Лайфхак: если вы хотите разрабатывать продукт, но у вас нет отдельного Product Owner'a, им может выступить проектный менеджер со стороны продуктовой студии и лидировать всю разработку от этапа генерации гипотез до их внедрения.
Например, так мы начинали стартап Arenta. И до сих пор в некоторых клиентских проектах, которые мы ведём, фаундеры полностью доверяют нам роль лидирования продуктовой разработки, лишь корректируя наше видение. Потому что мы общаемся с ними на одном языке: показываем не только сметы со стоимостью наших услуг, но и даём оценку возвратности инвестиций с каждой гипотезы.
Требования к Workflow: Подход к исследованиям поможет отличить сильное UX–агентство
Многие подрядчики делают предпроектные исследования перед началом работ. Но кто-то делает их для того, чтобы было, а кто-то, чтобы опираться на эти данные во время создания интерфейсов.
Ваша задача вывести агентство на чистую воду, и выбрать то, которому по–настоящему важен пользовательский путь вашего клиента. В Workflow проекта должны быть качественные исследования, а в портфолио проектов примеры таких исследований и артефакты работ, которые они принесли.
Главное только не запутаться в слайдах и отчетах. Одно дело хорошо провести исследование, и совсем другое — его грамотно интерпретировать. Именно на втором сыпятся многие аутсорс–команды: начинают притягивать факты за уши, и оправдывать нежизнеспособные гипотезы.
Логотипы крупных клиентов на сайте тоже не являются доказательством того, что агентство умеет работать с UX–исследованиями хотя бы на уровне middle–продактов. Мы убедились.
Единственный известный нам способ нащупать экспертизу команды — попросить подробно рассказать с примерами, как они проводили исследования, и как это влияло на результат UX/UI работ.
Требования к кейсам, рейтингам и наградам: на что обращать внимание
Касаемо реализованных проектов, вам нужно увидеть, какие инструменты продуктового подхода применяла команда, и постараться отделить практические действия от пустословия: «юзер-бейст апроачей» и «аджаил методолоджис».
Некоторые агентства описывают свои шаги в обзорных статьях или публикациях.
Например, в проекте для «Сбера» мы подробно рассказали, как проводили исследование перед тем, как предлагать UX/UI–решение. На момент публикации статьи кейс уже можно будет посмотреть на сайте агентства.
Если говорить о портфолио, то разумеется нужно смотреть на релевантные отраслевые работы в области UX. Но здесь много нюансов.
Во–первых, проекты под NDA. Например, у нас их больше, чем без NDA. Отчасти потому, что за счет более глубинного погружения в продукт мы получаем доступ к чувствительной информации о компании–клиенте и не всегда можем ей делиться. А без неё собрать полную картину о проекте не получается.
Во–вторых, сам процесс оформления кейсов. Это занимает время, и в редких случаях получается публиковать большие завершенные проекты своевременно. В самих кейсах некоторые факты могут быть приукрашены, поэтому лучше узнавать всё подробно в процессе живого общения.
По поводу позиций в российских digital–рейтингах — ситуация неоднозначная. Многие участники рынка считают их непрозрачными.
По поводу наград, стоит также обращать внимание на их происхождение и методологию выдачи. Если агентство получило международную медаль, как например на отраслевой площадке дизайнеров Behance — круто. Но еще круче, когда прозрачно видно, в каких условиях конкурировала компания, и кто по каким критериям выбрал её победителем.
Я знаю только одну подобную инициативу — Pioneum, и горжусь, что в 2021 году мы победили в ней в категории Телеком, сделав кейс для «МегаФона».
Вопросы для тендерного интервью UX–агентства
Не пожалейте время на брифинг, и задайте несколько простых вопросов:
— С чего вы начинаете работу над проектом и какую информацию просите у клиента?
— Какую информацию вы собираете самостоятельно и каким образом?
— А были проекты, в рамках которых вы проводили исследования?
— Какие бизнес–цели решал интерфейс?
— Какие были ключевые метрики проекта?
— Почему вы проводили исследования именно таким образом?
— Как эти исследования повлияли на то, что вы в итоге создали?
Вопросы схожи с интервью при найме Product Owner'a. Это одна из ключевых экспертиз, на которую нужно обратить внимание при выборе агентства для решения UX–задач.
Один из тревожных сигналов псевдо-продуктового подхода на интервью — частое использование баззвордов. Agile, research, benchmarking и коридоры ограничений — это всё здорово, но на самом деле, чтобы донести, как ваш продукт будет работать набора русских слов всегда достаточно.
Требования к штату сотрудников: 100 человек — хорошо, но 10 — не всегда плохо.
По результатам опроса CMS Magazine треть представителей российских компаний считают большой штат показателем высокого уровня студии. Однако большинство опрошенных отмечают, что важно не количество сотрудников, а их качество как специалистов и экспертиза.
Плюсы маленькой команды
- более гибкие процессы и скорость принятия решений;
- легко встраивается в ритм и методологию работы клиента;
- часто руководитель крупного проекта — основатель агентства.
Минусы маленькой команды
- если захотите заказать сильно больше, агентству понадобится время, чтобы нанять новых людей и адаптировать процессы;
- если агентство молодое, поначалу ему может не хватать опыта в работе с крупными клиентами и юридической документацией.
Давая небольшой лот на UX-работы маленьким агентствам вы развиваете рынок. Если на примете есть такая команда, лучше начинать с ней работу с фиксированной зоны ответственности, где у вас будет возможность увидеть результат на практике. После чего обсуждать потенциальное увеличение объемов.
Если у вас жесткая тендерная политика — включайте мелкие агентства в пул. Вам это ничего не стоит, а для них это возможность сделать выдающееся коммерческое предложение, которое заставит обратить на себя внимание.
Требования к экспертизе специалистов
Лучший способ определения уровня команды — запросить резюме сотрудников, и ознакомиться с их профессиональным опытом в личном интервью. Предварительно можно подписать соглашение о том, что не будете переманивать их в свой коллектив. Это вполне уместно, когда речь идет о выборе долгосрочного партнера.
Во многих агентствах роли сотрудников пересекаются, и один специалист выполняет сразу несколько ключевых процессов. Иногда это нормально, но важно, чтобы функции между собой сочетались.
В выборе команды также стоит обращать внимание на то, какую роль занимает руководитель, и насколько эффективно студия распоряжается своими ресурсами.
Примеры сочетания ролей:
Нужен опыт в одной отрасли или нескольких?
Большинство агентств работают с несколькими индустриями, но есть и те, которые фокусируются только на одной, например, на недвижимости. С одной стороны, таким командам явно не придется рассказывать про специфику покупки жилья в ипотеку, и они смогут применить релевантный опыт.
С другой стороны, когда команда постоянно работает над разными проектами, это позволяет ей мыслить нестандартно. Лично нам в проектах для недвижимости помогает опыт из сфер финтеха и телекома. Так мы не закапываемся в одном, а берем лучшее отовсюду.
Широкий отраслевой портфель можно сравнить с широким кругозором. Команда с опытом в нескольких индустриях может отработать лучше, чем узкопрофильное агентство.
Заключение
Если у вас на руках есть четкое техническое задание, которое нужно реализовать в сжатые сроки при ограниченном бюджете, подойдет студия–исполнитель. Она постарается как можно быстрее завершить проект с минимальным количеством правок.
Если хотите создать UX–решение, требующее погружения в продукт, метрики и запросы бизнеса, нужно агентство с высокой инициативностью. Распознать его поможет workflow, происходящий до разработки дизайна.
Размер агентства, место в рейтинге и количество наград не всегда расскажут, насколько компания глубоко погрузится в ваш проект и решит поставленную задачу.
Запрашивайте фактические артефакты работ и не жалейте времени на брифинг, он позволяет сразу отсеять неподходящих подрядчиков.
Небольшая команда может решить UX–задачу лучше крупного агентства. Зовите такие команды на тендеры, а если есть сомнения — предлагайте сначала небольшие проекты, чтобы убедиться в качестве услуг.
Читайте другие наши материалы:
- я умею прототипы собирать
- а я со сбером работал