AR и VR — инструменты других реальностей
AR и VR помогают строить без чертежей, не покупать лишнего и поверить, что пол — это лава.
По понедельникам раз в две недели мы выпускаем подкаст, посвящённый архитектуре в цифровую эпоху. «Дом, который построил код» ведут практикующий архитектор Алина Черейская и искусственный интеллект Седрик. Каждый эпизод дополняется шпаргалкой — такой, как эта. Рекомендуем читать материал до или после прослушивания: здесь ключевая информация дополнена ссылками на исследования, проекты и технологии, упоминаемые в выпуске.
«AR и VR — инструменты других реальностей»
Выпуск 4, в котором Седрик цитировал «Ералаш», а Алина поделилась самыми интересными приложениями с дополненной и виртуальной реальностью.
Augmented Reality
Если с помощью смартфона или очков мы видим обычный физический мир, в который включён цифровой объект, значит мы используем AR — дополненную реальность.
- 42% покупателей считают, что использование дополненной реальности помогает принять решение о последующей покупке;
- 69% покупателей ждут, что бренды дадут им возможность взаимодействовать с товаром с помощью AR;
- 76% людей уверяют, что совершали бы больше покупок, если бы могли осматривать продукты с дополненной реальностью;
- 78% пользователей выберут AR вместо просмотра рекламных роликов;
- 30% разных покупок возвращают, но с помощью AR покупательский опыт пытаются сделать более осознанным.
IKEA в 2019 году выпустила приложение IKEA place для «примерки» товаров в квартире: наведите телефон на комнату и подставьте позиции из каталога. Недавно была выпущена улучшенная версия, в которой есть возможность удалить свою старую мебель и поместить на её место новую.
Приложение Room Decorator от Amazon помогает рассмотреть товар в интерьере.
Даже Седрик знает, что процесс сборки мебели способен причинить боль. Разработано приложение, которое облегчило эту задачу, трансформировав бумажные инструкции IKEA в AR.
В 2020 году датчики LiDAR были встроены в новые iPad и iPhone. Благодаря этому архитекторы и строители могут обмерять помещения без рулеток и ручных обмеров, используя только гаджеты. Так же просто можно выделить часть интерьера и подобрать материалы для отделки.
Фильтры Snapchat значительно повлияли на популяризацию дополненной реальности. Например, Landmarkers можно наложить на городские улицы, чтобы изгибать, раскрашивать и украшать здания новыми объектами, превращая город в холст.
Apple совместно с New Museum в Нью-Йорке запускали серию из шести сууупер-масштабных арт-инсталляций, расположенных на улицах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Гонконга и Токио. В физическом виде такие проекты сложно монтировать, изготавливать, доставлять и согласовывать, но — не в цифровой среде.
Если вы всё ещё способны поверить, что пол — это лава, и захотите превратить квартиру в квест, можно поиграть с приложением #Passthrough.
Работать с пространством в игровой форме и получать новый опыт коммуникации можно с AR-приложением Minecraft Earth — в нем пользователи совместно создают виртуальные воксельные миры.
С помощью AR можно помещать объекты в цифровое пространство — сканировать, загружать в приложения с учетом объёмов, пропорций и работать с ними. По этому принципу действует приложение Scantastic.
Приложение AR Companion от Unity позволяет удивительно точно оцифровать любые объекты — даже свою комнату.
Дополненная реальность помогает с навигацией — например, приложение от BAHN не даст заблудиться на вокзале.
В строительстве и архитектуре используется Fologram — он работает с софтами Rhino+Grasshopper. В эпизоде Алина рассказала, как между AR и инструментами алгоритмического проектирования налаживается двусторонняя синхронизация, похожая на чудо. В 2019 году на Таллинской биеннале без единого чертежа был построен деревянный павильон сложной формы — строители использовали Fologram, чтобы изгибать элементы и монтировать их. Проект компании Soomeen Hahm Design объединил технологии и традиционные подходы к работе с деревом в Эстонии.
Смотрите, что получилось.
Ещё один классный кейс с Fologram сделали студенты The Bartlett School of Architecture. Они создали AR-платформу reBENT, в которую загрузили проект павильона и количество необходимых материалов, пошагово увидели этапы строительства, с помощью встроенного ИИ проанализировали качество сборки и возможные дефекты. Проект построен за 2 дня строителями, которые ранее никогда не использовали AR.
AR-технологии могут менять взгляд не только на окружающий мир, но и на самого человека. Приложение Superyou добавляет разные эффекты в режиме реального времени.
Есть приложение, которое позволяет сканировать лицо и тело, чтобы создавать аватары и подгружать их в метавселенные.
AR добавляет в повседневность эстетические радости. Приложение Revolv AR визуализирует звуковую волну музыкальных пластинок — очень красиво.
А в книге Prosthetic Reality V.2, посвящённой арту и NFT, иллюстрации оживают при наведении камеры смартфона.
Virtual Reality
Полностью цифровая модель, которая создаёт виртуальный мир, а не дополняет физический. Для погружения в VR используют шлемы, перчатки и костюмы виртуальной реальности.
Технология активно внедряется в инструменты обучения: симуляции хирургических операций, управления самолетами или спортивных тренировок. Стартап Immerse разработал приложение для изучения языков в VR с настоящей группой.
Программа для архитектуры и дизайна Arkio позволяет создавать и изменять 3D-пространство в VR. В кросс-платформенное приложение встроена интеграция с софтами Rhino, Unity, SketchUp, BIM 360 — он даёт возможность экспортировать результаты и упрощать процесс разработки. Работает с разными масштабами архитектуры от градостроительных моделей до интерьеров.
Функция Room Setup помогает работать с геометрией помещения и уже не просто его замерять, но и добавлять стены, окна и двери в проект.
VR может быть местом для встреч. AltspaceVR — социальная платформа виртуальной реальности, которая используется для проведения мероприятий, концертов и встреч с пользователями по всему миру.
Ubisoft выпустила VR-игру «Save Notre-Dame on fire», которая рассказывает о пожаре в соборе Парижской Богоматери в 2019 году. По сюжету у игроков есть 45 минут, чтобы присоединиться к команде пожарных и спасти здание. Разработчики использовали 3d-модель собора из игры Assassin’s Creed Unity и кадры из документального фильма «Notre-Dame on Fire».
VR прокладывает людям путь в метавселенную и внедряется в большое количество сфер — от гейминга до искусства, архитектуры и строительсвта. Развитие AR и VR зависит от развития технологий — чем более доступными и легкими станут VR-шлемы и AR-очки, тем больше людей получат возможность взаимодействовать с цифровым измерением. Взаимосвязь технологий с архитектурой помогает архитекторам создавать более отзывчивый и гибкий мир, близкий человеку — кроме того, устраняя пробелы в процессе проектирования и строительства.
Мы привыкли спорить, какие софты учить архитекторам, как лучше выстроить pipeline, но теперь технологии освобождают руки архитекторов от черчения и повторяющихся итераций, производя их в сотни раз быстрее, чем люди. Архитекторам следует расширить взгляд на собственную работу — она перестаёт быть ремеслом, и мы можем создавать нечто большее.
В предыдущих эпизодах подкаста Алина и Седрик рассказали от том, как архитекторы могут проектировать метавселенные, использовать нейронные сети и вообще учитывать в профессии развитие цифрового измерения реальности. А следующий выпуск будет посвящён роботам. Подписывайтесь на подкаст «Дом, который построил код», чтобы слушать нас первыми.
Мы пишем об архитектуре и технологиях > https://t.me/SAlab_daily
Сотрудничать с «Домом, который построил код» > edu.salab@gmail.com