Разбор сайтов магазинов «Магнит», «Пятёрочка» и «Дикси»
В чём польза, удобство и удовольствие сайта — искало и нашло digital-агентство Red Collar.
Как оцениваем
В сайте главное, чтобы он мог легко открываться на разных устройствах, работал на бизнес, был удобен пользователю, приятен и помогал людям становиться сторонниками бренда. Пирамида ниже как раз перечисляет эти параметры. Дадим по каждому пользовательско-экспертную оценку и увидим, кто победил.
Мы не можем влезть в нутро компаний и узнать о метриках сайта и конверсии, но убеждены, что если убрать те ошибки в дизайне, что нам встретились, — пользователи станут счастливее, и бизнес только выиграет.
- 1 — функции нет на сайте.
- 2 — есть, но пользоваться почти невозможно.
- 3 — есть, но неудобная.
- 4 — есть, удобная, но с косяками.
- 5 — реализована отлично.
Надёжность
Начнём с технических моментов, без которых сайт не сайт: проверим, что он не просто открывается, но работает быстро, оптимизирован, доступен с разных устройств и браузеров и, конечно, адаптивен.
Со скоростью загрузки у «Магнита» всё хуже, чем у соперников — speed index 11.110 ms: скорее всего, это происходит из-за не ужатых изображений. А ещё не минифицированных JS-файлов: это когда код написан огромным столбом, а не сокращён до одной строки.
Сайт для широкой ЦА должен быть доступен людям с разными возможностями: например, им должно быть легко пользоваться и без мыши. У «Магнита» при переключении кнопкой Tab подсветка не попадает в выбор города, а значит, невозможно найти магазин рядом. Производительность в порядке, но пятёрку не поставим, так как сайт по реализации несложный и не за что оценить виртуозность разработчиков.
«Пятёрочка» сделала адаптив только на своих промостраницах: выручай-карте и детском клубе. Хорошая скорость загрузки сайта, но отсутствие адаптива перевешивает. Если нажмёте Tab, чтобы воспользоваться сайтом с клавиатуры, ни одна кнопка не подсветится, хотя сами кнопки активны.
У «Дикси» страницы разработаны так, чтобы быть удобными при просмотре с телефона, но небольшой косяк с карточками товаров: фото продукции не адаптируется. Со скоростью загрузки всё в порядке, как и с доступностью сайта.
Разработчики сайта поленились перед выгрузкой на сервер удалить свои почеркушки на полях: остался вывод значений и ошибок в консоль, также закомментирован HTML. Вылетела масса ошибок: отключаются некоторые скрипты и значения атрибутов.
Функциональность, удобство, удовольствие
Для сайтов «магазинов у дома» не так много реальных кейсов использования. Все взаимодействие с брендом находится в офлайне, и вопросы решаются на месте. Нашли несколько историй, когда сайт может быть полезен.
Кейс 1: найти магазин
Может понадобиться, когда ищите ближайший магазин, чтобы проверить, какие там акции. Или находитесь в незнакомом районе, но хотите взять любимые хлопья на завтрак, которые точно есть в этой сети.
У «Магнита» геолокация определяется криво, приходится выбирать руками. Причём в блоке «Найти ближайший магазин» дадут выбрать только из региона, который вбит в шапке сайта. Не продумали путь пользователя. С первой попытки на поиск нужного магазина у нас ушло 1:42 минуты с десктопа, это очень долго.
С точки зрения удобства «Магнит» зря поставил все галочки сразу. Возможно, хотел показать масштабность сети, но для пользователя это визуальная каша и лишние раздражающие действия. К тому же во многих городах нет половины магазинов сети.
«Пятёрочка» не определила на старте геопозицию и не предложила ею поделиться. Зато в разделе «Адреса магазинов» можно написать любой адрес, и сайт покажет ближайшие магазины. Нашли нужный за 50 секунд на десктопе.
На сайте «Дикси» из шапки есть прямой доступ к «Найти ближайший магазин». И самый удобный из трёх сайтов вид поиска: отсечение по области, городу и улице, который не зависит от города в шапке. Нашли точку за 43 секунды.
Поиск ближайшего магазина как функция заложена у всех трёх сайтов, но с удобством воспользоваться ею можно только у «Дикси».
Кейс 2: узнать акции
Допустим, вы дома и планируете сходить в ближайший магазин. Составляете список и, чтобы не тратить время на месте, находите выгодные для себя предложения по акциям.
Акции у «Магнита» делятся только по типу магазина, по категориям нет. Видно, что сайт хочет поговорить с покупателями через обилие акций — это плюс, но по ним неудобно навигировать — большой минус.
У «Магнита» поиск по сайту выдаёт только совпадение по новостям. Он для представителей СМИ, а не клиентов.
У «Пятёрочки» есть фильтры по категориям, хотя самих категорий нет. Классно, что предлагает выбрать акции в магазине рядом.
Поиск в «Пятёрочке» работает странно: если не находит нужного в товарах, выдаёт совпадение по новостям, если искомого нет нигде — не подскажет, где посмотреть вручную.
В акциях собирается список покупок — лайк, но где он хранится, мы так и не нашли. Скорее всего, надо залогиниться, но на экране об этом никак не сообщают.
У «Дикси» акции есть на главной странице как промоблок, а в разделе «Акции и скидки» ничего не нашли. Зато в «Каталоге товаров» оказались как раз акционные позиции. Фильтрация не работает.
Кейс 3: ищу работу
Поиск сотрудников — одна из важнейших задач для крупных федеральных сетей с штатом сотрудников около 280 тысяч человек. Посмотрим, как сайты справляются с HR-задачами.
У «Магнита» есть целый раздел для соискателей: от FAQ и мотивирующих текстов до горячих вакансий, заработной платы и множества контактов. Оформлено не слишком завлекающе, но информация исчерпывающая и удобно распределена по городам.
«Пятёрочка» упомянула об открытых вакансиях только в футере сайта, откуда переходишь на страницу с поиском работы. Дальше всё не продумано: работа в офисе есть только в Москве, а к складам и магазинам прикрутили карту, которая не работает.
На первый взгляд и не скажешь, что «Дикси» нуждается в сотрудниках. На главной нигде нет кнопки «Вакансии». Всю HR-информацию спрятали в «О компании». Вакансии найти почти невозможно, например, по всей Москве и Московской области нет ни одной вакансии в магазинах, не верим.
С наполнением большие проблемы: повторение слов, заголовки как при черновой работе, битые картинки, незаполненные блоки вакансий. Между тем это показатель заботы об имидже бренда и о пользователе: ведь на криво заполненном трудно что-то найти.
Можно сделать два вывода: или компаниям не нужны новые сотрудники, или они не используют свои сайты с максимальной пользой для бизнеса. Кстати, большое количество открытых вакансий показывает, что сеть стабильно растёт и развивается — большой плюс HR-бренду.
Сверхценность
Это не интернет-магазин одежды, где ты можешь сидеть часами и с удовольствием рассматривать товары. Тут быстрое взаимодействие: зашёл, глянул и вышел. И от того, насколько зацепит информация, какое впечатление останется у человека, — зависит, купит ли он эту вещь в офлайне и вернётся ли на сайт ещё раз.
Посмотрим, что на сайтах сделали самым впечатляющим, чем они цепляют пользователя и как стараются сделать сторонником бренда.
«Магнит» поддерживает свой фирменный стиль в цветах: белый и красный. В то же время на страницах и акционных баннерах слишком много мусора. Из-за большого количества красного фирменного цвета непонятно, на что смотреть, нет акцентов на странице, что тоже создаёт кашу. Сетка в стиле метро-дизайна устарела и не создаёт образ современного бренда.
У баннеров «Магнита» вроде как есть шаблон, но он не слишком симпатичный и плохо поддерживается. Например, одну акцию делают под копирку, для другой сохранили фирменную плавную линию, но расслоили и покрасили салатовым, а акцию с Arko как будто взяли от поставщика и просто налепили логотип.
В «Пятёрочке» видно, что тоже старались соблюсти фирменный стиль: на фоне главной страницы нарисовали красные помидоры и листик салата, сделали красные и зелёные иконки. Но на той же странице блоки не продуманы: в «Специальных предложениях» просто продублированы баннеры с первого слайда, даже те же картинки и заголовки.
У «Дикси» слайды с массой крохотных лишних текстов, правил проведения и так далее. Понятно, что сами магазины бюджетные, но это не значит, что сайты надо делать устаревшими и неприятными.
Все три сайта одинаково-унифицированные, даже шапка у сайтов по структуре одна и та же, визуально кроме логотипа ничем не отличается.
Каждый из сайтов выбрал своим «лицом» акционные баннеры и поместил их на приветственный слайд. Но никто не позаботился о том, чтобы эта деталь была выполнена на уровне: чтобы и сайт не испортила, и пользователям была приятна, и клиентов приводила.
Вариант, чтобы исправить сейчас — отдать эту задачу команде со вкусом, которая разработает шаблон под все виды акций и будет его придерживаться. Но если с баннерами было понятно ещё при разработке сайта, то надо было поставить задачу агентству и чётко озвучить, что акции крайне важны.
Тогда бы дизайнеры подобрали концепцию подачи и провели специальное упражнение для сотрудников на стороне клиента: разобрали хорошие и плохие примеры оформления, объяснили, как пользоваться руководством по оформлению баннеров.
Итог — в целом сайты приятные, мы ожидали худшего, как в разборе фастфудов. Две основные проблемы: ни у одного сайта нет отличительной от конкурентов черты, чего-то, что выделяло бы сайт в глазах пользователя. И конечно, баннеры, которые портят всё впечатление.
Приложение
Мы знаем, что у сайтов есть приложения, хотя внимание на этом акцентирует только «Магнит». Это неплохая вещь, если у человека есть приверженность паре магазинов, чтобы отслеживать скидки. Но это не отменяет того, что у сайтов есть пользователи и о них тоже следует заботиться.
Победитель
«Пятёрочка» провалилась в вакансиях, плохом адаптиве и недоступности с клавиатуры, но показала себя стабильно хорошо в остальных параметрах и с небольшим отрывом смогла обогнать соперников.
Вывод
«Магазины у дома» не определились с целью своих сайтов. Впечатление, что сайты им не нужны: здесь нельзя сделать покупку, а значит, всё внимание уходит в офлайн. Именно поэтому действительно качественного дизайна и контента на сайтах нет, а со временем они перестают развиваться и тухнут под гнётом бессистемного наполнения.
Сайты таких крупных сетей требуют не только создания с чётко продуманными целями, но и постоянной поддержки в каждой мелочи — тогда они будут работать на пользу обеим сторонам во всю мощь.
Господи помилуй, у них, оказывается, есть сайты! Лет 15 уже покупаю в Пятёрочке, мысль о сайте никогда даже в голову не приходила
А карточку не регал?
Какие-то неизвестные и непонятные ребята дают икспертные оценки большим сайтам. Норм чо. Пойду Твиттеру оценки поставлю. Ждите новостей
Стрнно, что за стеб. Так то ребята — крутые. http://redcollar.ru/about/ Вряд ли у тебя больше наград )
з.ы. Просто так совпало что слежу за студией уже давно, у них что ни сайт, огонь просто.
Если не они, то кто?)
Компании небольшие, экономят как могут. На сэкономленные деньги от разработки сайтов, наверняка сделали больше скидки на пельмени)
Впечатление, что сайты им не нужныНу, в целом так и есть.