3D-печать в индустрии моды: как бренды интегрируют новые инструменты и зарабатывают на этом?
В последнее время 3D-печать стала популярным инструментом в арсенале брендов в индустрии моды. Но до сих пор нельзя дать однозначный ответ касаемо практичности или массовости использования 3D-принтеров. Прежде чем рассказать о том, какие продукты создают fashion бренды с помощью 3D-печати, необходимо понимать плюсы и минусы интеграции в своё производство подобных технологий.
Одним из очевидных преимуществ является возможность создания уникальных и сложных моделей, которые традиционными методами было бы сложно или невозможно создать. Кроме того, 3D-печать позволяет делать каждую вещь «под заказчика», используя 3D-сканирование тела, для более индивидуальной и подходящей для каждого человека посадки. Еще одним преимуществом является экономия материалов, так как производство на 3D-принтере практически безотходное. 3D-печать позволяет дизайнерам экспериментировать с формами и текстурами, создавать уникальные и индивидуальные изделия без швов, что делает ее более комфортной и удобной. Но стоит понимать, что и у такого инструмента есть недостатки, основные из них это:
Ограниченный выбор материалов, которые можно использовать для печати, несмотря на то, что каждый год эта сфера развивается с молниеносной скоростью. Относительно высокая себестоимость изделия при массовом производстве, а также проблема прочности и износостойкости изделий.
3D-печать в одежде.
1. Платье от Анук Виппрехт.
Одним из наглядных примеров использования 3D-печати в моде - это роботизированное платье от Анук Виппрехт, созданное с помощью 3D-принтера, которое было представлено на тематическом ужине-релизе в Нью-Йорке. Цель такого платья - социальное дистанцирование.
Как только нарушается личное пространство человека, платье начинает расширяться с помощью специальных встроенных устройств и датчиков, которые были напечатаны на принтере (воротник и набедренный механизм).
Для создания своих дизайнов Анук использовала селективное лазерное спекание (SLS), процесс при котором материал затвердевает слой за слоем. Детали из ТПУ долговечны и могут иметь взаимосвязанные элементы.
2. Белоснежный топ от Айрис ван Херпен.
Но настоящая революция 3D-печати в мире моды началась с голландского дизайнера Айрис ван Херпен. В 2010 году она представила свой первый творческий проект, который стал настоящим переворотом на международной неделе моды в Амстердаме. Её белый топ "Кристаллизация" изготовленный из полиамида и стал символом синтеза между искусством, технологиями и модой.
3. Вегетарианское платье из какао-бобов.
На Неделе моды в Париже в этом году голландский дизайнер Фото предоставлено дизайнером Iris van Herpen представила уникальное платье с 3D-принтом, созданное в коллаборации с бельгийским брендом мороженого Magnum.
Платье вдохновлено веганским мороженым Magnum и выполнено в коричневых тонах, имитируя шоколадную глазурь мороженого. Оно отражает в себе характерный стиль Ирис ван Херпен.
Чтобы воплотить это уникальное видение, дизайнер обратилась к коллегам Эрику Кларенбеку и Мартье Дрос, специализирующимся на создании биоорганических материалов. В результате совместных усилий был разработан органический биополимер, изготовленный из шелухи какао-бобов. Этот материал не только экологически чист, но и помог вдохновить на дизайн платья.
Важным элементом в создании этого платья стала технология SLS (селективного лазерного спекания), которая использовалась для печати элементов с медным покрытием, напоминающих корни дерева, на коричневой ткани. Этот релиз сделал платье с 3D-принтом ещё более уникальным, задав вектор на устойчивую моду.
Применение 3D-печати в производстве обуви.
1. Человек-паук x Adidas.
Ограниченная коллекция кроссовок, состоящая из 10 035 пар, которые поступили в продажу уже сегодня – 3 ноября.
В коллаборации двух мощных брендов родилась новая физическая модель кроссовок Ultra 4D Mid по мотивам Человека-паука. Уникальным аспектом этой обуви является 3D-печатная подошва, которая имитирует молнии вдоль боковой части кроссовок.
2. Обувь от ROOTS & BALENA.
Концепция ROOTS – это история о совмещении природы и передовых технологий в мире моды. Модель вдохновлена природой, а именно корнями деревьев, и стремится воспроизвести их формы и изгибы в дизайне обуви.
Процесс создания сандалий ROOTS включает 3D-печать, которая позволила воплотить концепцию в жизнь, используя специально разработанную 3D-модель.
Модель была изготовлена напечатаны с использованием экологически чистой нити, которая призвана создать более экологичный продукт.
3. Обувь и мифология.
Сотрудничество студентки факультета моды Антверпена, дизайнера Виолетт де Розо (Violette des Roseaux) и бельгийского сервиса 3D-печати PrintPlace произвело на свет уникальную обувь, изготовленную на 3D-принтере. Такая коллаборация способствовала эффективному созданию прототипов и производству с помощью 3D-печати, сохраняя при этом оригинальное видение дизайна обуви Nymphea Flower.
Объединение мифологии, технологий и моды – это сложная задача, которая требовала креативности и передовых технологий. Всё же в этом проекте было решено использовать 3D-печать.
4. Обувь для гольфа Adidas MC87 4D.
В мире моды старое и новое, прошлое и будущее иногда сливаются вместе, создавая уникальные образы.
Эта обувь объединяет в себе ретро-дизайн в стиле 1980-х годов и передовые 3D-технологии. Новая модель состоит из резиновой подошвы (сделанной на принтере) без шипов с выступами, которые создают сцепление с полем.
Но эта обувь не только о функциональности - она также позволяет добавить индивидуальности благодаря съемному килту снаружи.
5. Futurecraft 4D от Adidas.
Снова пара обуви от Adidas, которые уже давно являются лидером в области применения современных технологий в обуви. Futurecraft 4D - это одно из их последних достижений, созданных с использованием 3D-печати.
На основе 17-летнего сбора данных о спортсменах и 5 миллионов вариаций структуры подошвы, они использовали 3D-печать для создания промежуточной подошвы в новой модели для бега.
6. Reebok & BOTTER.
BOTTER совместно с Reebok создали «Venus Comb Murex Shell», вдохновлённую морской раковиной и Карибами, всё это прослеживается в цветовой гамме и форме, которую имеют кроссовки.
Модель была изготовлена с использованием многоструйного 3D-принтера Fusion (бренд HP) и представлена на неделе моды в Париже.
7. Ботинки от Dior.
Еще одним важным событием в мире моды стала попытка Dior внедрить 3D-печать в создание обуви.
Бренд создал технологичные классические ботинки с помощью 3D-принтера и также представил их на Неделе моды в Париже.
8. Monstera Stomper.
Monstera Stomper (от лат."чудовищный" или "ненормальный") - это обувь, которая объединяет искусство и технологии. Модель от бренда Aliveform стала популярной благодаря своему смелому и неоднозначному дизайну. В этот раз 3D-печать позволила создателям сделать акцент на необычной форме.
Вся обувь изготавливается индивидуально под заказчика и от момента заказа, до готовности обуви пройдёт 25 дней, таким способом бренд заботится об окружающей среде и не производит заранее много лишней обуви, которая, возможно, не будет востребована. Клиенту за такой индивидуальный подход придётся платить временем.
3D-печать ювелирных украшений.
Стоит сказать, что и для разработки ювелирных украшений есть свои составы, которые используются в 3D-принтерах, а именно, специальные смолы. С такими смолами легко работать. Ведь они точно воспроизводят четкие настройки, острые выступы, гладкие стержни и мелкие детали.
Согласно данным отчета USD Analytics, мировой рынок металлопроката в 2023 году оценивается в 4,9 миллиарда долларов, и ожидается, что он увеличится на 22,85% к 2030 году. Керамическая 3D-печать, хотя и ограничена в сравнении с металлом, прогнозируется достичь объема рынка около 3,5 миллиарда долларов к 2030 году.
3D-печать изменила правила игры в ювелирной промышленности, но мы должны проводить различие между быстрыми процессами прототипирования и прямой печатью на металле. Учитывая тот факт, что наиболее распространенной и принятой технологией производства в ювелирном секторе является литье, 3D-печать моделей из воска или смолы обеспечивает более гибкий подход по сравнению с прототипами ручной работы. Прямая 3D-печать по металлу существует уже более десяти лет, и, несмотря на повышение качества обработки поверхности, этот процесс по-прежнему содержит множество проблем, которые еще предстоит устранить.
1. Браслет Bharata от Филиппо Мамбретти.
Браслет Bharata создан для того, чтобы подчеркнуть тактильную и эмоциональную связь, которая формируется между человеком и его телом посредством танца. Браслет полностью напечатан в 3D из нейлона, а затем отделан вручную и раскрашен.
Разработанный для итальянского ювелирного бренда Bijouets, он вдохновлён этническим и племенным искусством. Его название происходит от имени танцовщиц Bharatanatyam, которые надевают вдохновляющие драгоценности во время исполнения обычного танца в Индии и на Ближнем Востоке. При ношении браслет служит напоминанием о тактильных взаимоотношениях между людьми, землей, танцем, телом и чувствами, вызванными всем этим.
2. Коллекция ювелирных украшений «Shifted Craft» от Ganit Goldstein
Новая экспериментальная коллекция украшений от дизайнера была представлена на Неделе дизайна в Милане.
Проект был поддержан Stratasys (одним из лидеров по производству 3D-принтеров по всему миру) и состоял из семи ювелирных изделий, в которые были интегрированы бриллианты от Swarowski.
Как итог - огромное количество кейсов и неординарных подходов не только к выбору материалов и формы, но и к концепциям продуктов в целом. Каждый из брендов и предпринимателей стремится адаптировать современную 3D-печать под себя, чтобы создать новый продукт, не похожий на конкурентов.