Юзабилити. Что это и как это улучшить?

Юзабилити. Что это и как это улучшить?

Юзабилити — удобство использования продукта, веб-сайта или приложения, эта метрика определяет, насколько пользователям удобно пользоваться, соответствует ли ваш проект их ожиданиям.

Чтобы понять, как улучшить юзабилити, нужно для начала его измерить. Способов много, но один инструментов — опросник SUS (System Usability Scale), с помощью него можно узнать общие данные. Принцип такой: есть 10 утверждений, а пользователи оценивают, насколько они с ними согласны.

Вопросы могут быть, например, такие: «мне удобно пользоваться этим сайтом», «сайт быстро прогружается», «мне пришлось многое изучить перед тем, как я смог комфортно пользоваться сайтом». И еще 7 интересующих вас вопросов, по которым можно проставить оценку от 1 до 5, они покажут степень согласия с этим утверждением.

Также существуют следующие метрики, которые помогут измерять юзабилити сайта:

Юзабилити. Что это и как это улучшить?
  • Успешность выполнения задач. Можно оценивать радикально: справился/нет. Или по методу Нильсона:

— 100% — справился с задачей почти без проблем;

— 50% — были трудности, но человек решил задачу;

— 0% — человек не выполнил задание.

Одна из самых наглядных метрик, подходит для анализа любой категории пользователей. Кто-то справится без проблем, а кто-то столкнется с трудностями. Подходит для анализа задач с четкими целями.

  • Время выполнения задач. Относительная метрика, потому что сложно понять хорошо или плохо, что человек прошел задачу за 30 минут. Однако, если это в три раза меньше, чем на предыдущем тесте — результат замечательный.

  • Субъективная удовлетворенность. Бывает, что на сайте тебя что-то необъяснимо раздражает, поэтому добавьте возможность написания отзыва в свободной форме.

  • Частота ошибок. Дайте возможность пользователям сообщать об ошибках на сайте (привет #500 и #404), а также отслеживайте, на каких этапах человек спотыкается, не может закрыть задачу.

А уже после анализа полученных данных, можно будет или улучшить интерфейс, сделать проще. Возможно понадобиться упростить навигацию, чтобы пользователь понимал, куда нажимать. Или заняться производительностью, чтобы ничего не тормозило.

Для того, чтобы быстрее перейти от анализа к конкретным действиям по улучшению есть огромный выбор сервисов. На основе полученных данных они сами сформируют отчет о взаимодействии пользователя с вашим сайтом. Собрали подборку лучших:

Топ-5 сервисов для измерения юзабилити

Юзабилити. Что это и как это улучшить?

1. Яндекс.Метрика — бесплатный инструмент, идеально подходящий для количественного анализа пользователей сайта. Она фиксирует действия пользователей: передвижения мыши, заполнение форм, клики и копирование текста. Все данные отображаются в видеозаписях посещений сайта. Ключевые инструменты Яндекс.Метрики включают:

  • Вебвизор — для наблюдения за поведением пользователей.

  • Тепловая карта — показывает наиболее кликабельные участки страницы.

  • Аналитика форм — анализирует взаимодействие с формами, выявляя, какие поля заполняются без проблем, какие пропускаются и как часто пользователи используют поисковую строку.

  • Карта скроллинга — помогает понять, как долго пользователи задерживаются на контенте и как быстро прокручивают страницу.


2. CrazyEgg — инструмент для анализа поведения пользователей, схожий по функционалу с Google Analytics. Он помогает выявить проблемы юзабилити и оптимизировать интерфейс сайта. Основные функции включают:

  • Определение источников трафика.

  • Анализ разделов с наибольшим временем пребывания пользователей.

  • Возможность A/B тестирования.

  • Простые и понятные отчеты, позволяющие оптимизировать сайт и увеличить коэффициент конверсии.


3. UserTesting — платформа для тестирования с реальными пользователями, предоставляющая обратную связь о взаимодействии с веб-сайтами, мобильными приложениями и другими цифровыми продуктами. Преимущества:

  • Запись действий пользователей для анализа их поведения и выявления проблем.

  • Доступ к разнообразной базе пользователей для выбора целевой аудитории.

  • Быстрое получение обратной связи — всего за несколько часов.


4. UsabilityHub — это онлайн-сервис, который помогает компаниям проверять, насколько удобен их веб-сайт или приложение для пользователей. С его помощью можно проводить различные тесты, например, показывать макеты и спрашивать, что пользователи думают о них, или как они понимают интерфейс. Сервис предлагает три основных инструмента для оценки юзабилити:

  • Navflow — помогает выяснить, насколько удобно пользователям ориентироваться на странице.

  • Fivesecondtest — позволяет выявить наиболее привлекательные элементы сайта за пять секунд просмотра.

  • ClickTest — формирует карту кликов, показывающую области веб-страницы с наибольшей активностью пользователей.

5. Mouseflow — сервис, который предоставляет интерактивные аналитические инструменты для отслеживания движения мыши и прокрутки на веб-сайте. Он позволяет принимать обоснованные решения на основе реальных действий пользователей, помогая улучшить юзабилити и повысить уровень конверсии.

Основные функции включают:

  • Показывает визуальная аналитика и отчеты в виде тепловых карт.

  • Создает сводку со статистикой по каждой странице и демонстрирует работу различных инструментов.

  • Анализирует поведение при заполнении форм и рассчитывает конверсии.

Инвестируя время и ресурсы в анализ пользовательского опыта, вы сможете значительно повысить уровень удовлетворенности клиентов и, в конечном итоге, увеличить конверсии и прибыль вашего бизнеса. Если у вас есть дополнительные вопросы о юзабилити, не стесняйтесь оставлять их в комментариях.

Начать дискуссию