Сделали кастомную CRM-систему для сети химчисток обуви

Если вы хотите стать номером один на рынке — вам точно нужна своя кастомная CRM

Сделали кастомную CRM-систему для сети химчисток обуви

Привет! Я Трофим Жугастров, основатель компании Elonsoft. Мы помогаем среднему бизнесу стать крупным с помощью создания кастомных web, mobile и корпоративных IT-продуктов для цифровой трансформации бизнес-модели.

Это кейс о том, как мы работаем над кастомной CRM-системой для самой крупной сети химчисток и ремонтов обуви в России, Sneaknfresh. Мы ранее создали систему обучения для передачи знаний от франчайзера ко всем сотрудникам сети, а CRM — это уже второй продукт для холдинга.

Рассказываю, с какими сложностями сталкивались химчистки при работе на нескольких платформах без единой системы, что мы сделали в своей системе — и что было важно выяснить у линейных сотрудников, чтобы в будущем им было удобно пользоваться продуктом.

Зачем сети химчисток понадобилась своя CRM

В Sneaknfresh сейчас более 100 франчайзинговых точек, это 75 городов в 7 странах. Основатель компании — Дмитрий Моргунов строит крупнейшую в России франчайзинговую сеть чисток и ремонта обуви. Раньше для автоматизации процессов франчайзи использовали несколько CRM, приложений и гугл-таблицы — единого решения на рынке не было.

Например, в amoCRM удобно вести учет франчайзи и клиентов, сохранять историю переписок, но функционала для отслеживания заказов там нет. Так что для заказов приходилось пользоваться Hello Client. А в гугл-таблицах считали зарплату и остатки на складе расходников и косметики для обуви, которая продавалась в химчистках.

Но так работать сложно: приходится сопоставлять данные вручную, переходить из одной программы в другую и можно что-то упустить.

Хуже того, у франчайзи нередко расходились цифры в Excel и CRM по выручке и сумме платежей. А где и почему возникает ошибка, было непонятно.

Еще одна сложность, когда бизнес пользуется чужими системами — начинаешь зависеть от их обновлений. Обновления выходят неожиданно и иногда в неудобное время, так что это может затормозить работу. А какие-то сервисы блокируются или уходят с рынка, так что ты как будто всё время находишься в состоянии поиска варианта для подстраховки.

Нашей задачей было создать единую CRM-систему и для общения с клиентами, и для ведения заказов. При этом она должна быть удобной для линейных сотрудников — мастеров и администраторов.

В CRM-ках, которыми химчистки пользовались раньше, с точки зрения пользователя интерфейс сложный, недружелюбный. Чтобы совершить нужное действие, нужно сделать много кликов в разных окнах. Мы хотели сделать приятный и понятный интерфейс с минимальным количеством кликов, чтобы сотрудники могли быстро внести заказ или получить нужные данные.

Стратегическая цель создания своей CRM — собственная разработка дает управляющей компании конкурентное преимущество. Когда партнеры пользуются одной удобной и эффективной системой, им выгоднее работать в составе сети, чем самостоятельно вне франшизы.

Еще одно преимущество, которое привлекает партнеров — возможность сравнивать свои показатели с показателями других точек в аналогичных условиях и получать рекомендации как увеличить свою прибыль.

Дмитрий Моргунов
Серийный предприниматель, основатель компании Sneaknfresh

Мы станем Uber’ом в мире химчисток

Это условно можно назвать главной страницей системы — на ней отображаются все заказы, мастера, суммы, информация по клиентам и торговые точки, в которых заказ был сделан  
Это условно можно назвать главной страницей системы — на ней отображаются все заказы, мастера, суммы, информация по клиентам и торговые точки, в которых заказ был сделан  
Чтобы посмотреть полные данные по заказу, достаточно кликнуть на строку с ним — и появится «шторка» с подробной информацией 
Чтобы посмотреть полные данные по заказу, достаточно кликнуть на строку с ним — и появится «шторка» с подробной информацией 

Как работает химчистка обуви и что поможет сэкономить время

Когда человек приносит в химчистку пару, администратор заносит в систему его данные и контакты, тип обуви, указывает, что за услуга — например, чистка кожи или замши, нужно ли будет что-то подкрасить или очистить подошву. Вносит стоимость заказа и данные об оплате.

Потом обувь передают мастеру, и дальше по ходу работы администратор и мастер меняют статус заказа, чтобы по готовности сообщить клиенту, что пару можно забирать.

Это схема взаимодействия клиента, администратора и мастера — администратор сообщает клиенту, когда заказ взят в работу и когда заказ готов. А у мастера он должен проверить качество химчистки или ремонта  
Это схема взаимодействия клиента, администратора и мастера — администратор сообщает клиенту, когда заказ взят в работу и когда заказ готов. А у мастера он должен проверить качество химчистки или ремонта  

Мы делаем CRM, ориентированную на конечного пользователя — людей, которые будут с ней работать. Так что нам нужно было напрямую узнать мнение франчайзи и сотрудников химчисток — мастеров и администраторов.

Мы провели опрос, каких функций или аналитических инструментов не хватает, какие сложности были с прежними CRM и как было бы удобнее вносить данные и менять статусы.

В итоге мы выяснили, что поможет сэкономить время:

  • у администраторов уходит много времени на сообщения о том, что заказ готов. Нужно сделать так, чтобы клиенту автоматически приходило уведомление в мессенджер, когда мастер меняет статус заказа;
  • иногда клиент приносит несколько пар обуви. Если они будут учитываться в системе как один заказ, это может привести к ошибочным выводам при аналитике. Нужно сделать так, чтобы каждая пара обуви считалась отдельным заказом;
  • нужно, чтобы в CRM-ке был справочник с данными, сколько дней занимает каждый вид работ. При создании заказа срок должен проставляться автоматически, чтобы его не приходилось вносить или корректировать вручную;
  • для работы с повторными заказами нужно, чтобы сохранялась история клиента, но при этом подтягивались только актуальная информация. Например, раньше в старой CRM к повторному заказу по ошибке часто подтягивались скидки, которыми клиент уже воспользовался, и это приводило к неверным расчетам.

Мы учли все эти моменты, что-то уже сделали или дорабатываем сейчас.

Почему в этот раз мы перешли к разработке без этапа исследования и как снизили риски

Наш клиент привлекает деньги инвесторов, поэтому ему важно было скорее продемонстрировать им работающую CRM. Мы сделали ее за пять месяцев, а сейчас продолжаем дорабатывать.

Обычно сначала мы берем время на исследование: изучаем конкурентов, собираем аналитические данные, составляем подробное ТЗ и согласуем каждый пункт с клиентом. На всё это уходит один-два месяца. И только потом мы приступаем к разработке.

Но в этот раз мы и наш клиент смогли сразу верно определить объем минимального функционала и сразу же начать создавать продукт. Сейчас важнее всего было уложиться в срок, но не на каждом проекте возможно пропустить исследование. Во многом помогло то, что мы уже работали с этим клиентом и некоторый функционал решили реализовать по аналогии с нашим первым проектом.

Чтобы ускорить работу, мы шли по эпикам: в начале недели проводили координации с клиентом, выясняли требования к конкретному блоку CRM-системы, проектировали задачу и передавали в разработку. Дальше делали минимальный функционал и отдавали клиенту на тестирование. Получали обратную связь — совпадает ли продукт с его ожиданиями — дорабатывали и переходили к следующей задаче.

У клиента на коммуникации с нами уходило примерно час-полтора в неделю: мы созванивались на час для координации, и еще минут 15 ему надо было, чтобы протестировать, что мы сделали за эту итерацию.

Постоянный контакт помогал сразу же что-то скорректировать. Например, когда мы разрабатывали блок создания новых клиентов, мы сделали его по аналогии с предыдущей CRM. А там не было проверки на дублирование, то есть одного человека теоретически могли внести в систему несколько раз. Наш заказчик вовремя это заметил, так что мы быстро переработали логику, чтобы не допускать дублей.

Если клиент уже есть в базе, система предупреждает об этом, и данные по нему просто подтягиваются 
Если клиент уже есть в базе, система предупреждает об этом, и данные по нему просто подтягиваются 

Сейчас, когда MVP продукта уже готов, мы поменяли принцип работы. Все задумки мы вносим в банк идей: небольшие задачи берем в план разработки на ближайшее время, а крупные эпики обсуждаем, чтобы сразу учитывать возможные изменения в коде — это поможет в будущем избежать конфликта функций системы.

Импорт данных лучше предусматривать заранее

Момент, из-за которого задача оказалась сложнее, чем мы планировали — мы не предусмотрели, что клиенту нужно будет импортировать данные по клиентам и заказам из старых CRM-систем. Изначально обсуждали, что новую CRM будут заполнять с нуля, а о необходимости переноса стало известно в самом конце разработки. Так что реализовать импорт было уже достаточно сложно.

Если бы мы продумывали импорт заранее, мы бы подстроили поля в новой системе под формат выгрузки. А так мы всё это делали уже в процессе: запрашивали файл выгрузки из старой CRM — например, базу данных в Excel — делали скрипт для переноса и импортировали данные.

Что уже сделано: готова часть про ведение заказов, дорабатываем клиентские блоки

Сейчас минимальный функционал уже готов. Можно создавать новые заказы, менять статусы и просматривать историю.

Страница с историей заказов клиента — тут же считается сумма, которую клиент заплатил за всё время обращений в химчистку, и его средний чек 
Страница с историей заказов клиента — тут же считается сумма, которую клиент заплатил за всё время обращений в химчистку, и его средний чек 

Квитанции и акты выполненных работ для клиента заполняются автоматически, вписывать вручную ничего не нужно — можно их просто распечатать.

Так выглядит страница с приемной квитанцией в интерфейсе CRM — сюда подставляются данные клиента 
Так выглядит страница с приемной квитанцией в интерфейсе CRM — сюда подставляются данные клиента 
А в таком виде администратор распечатывает квитанцию и отдает клиенту — на скрине в ней тестовые данные  
А в таком виде администратор распечатывает квитанцию и отдает клиенту — на скрине в ней тестовые данные  

Химчистки сети уже пользуются нашей СRM в тестовом режиме и есть много идей по развитию системы. Например, планируем сделать функционал для клиентов сети, чтобы они могли сами отслеживать статус заказа.

Что сделаем в ближайшие месяцы

Сейчас мы занимаемся разработкой клиентских блоков. Подключаем бота в телеграме и исследуем возможность подключения вацапа. С помощью бота в мессенджерах будут автоматически отправляться сообщения о статусе заказа — администраторам не нужно будет в течение дня писать десятки сообщений о том, что заказ готов. Кроме того, боты можно использовать для рассылки новостей с акциями и спецпредложениями.

Еще делаем интеграцию сайта сети и CRM-системы, чтобы автоматически подгружать данные клиентов, которые оставили заказ на сайте.

Помимо клиентского блока, сейчас в разработке расчет зарплат и сбор отчетности.

Например, один из отчетов будет выводить показатели по средним чекам новых и повторных клиентов точки, отражать выручку и возвращаемость. Для управляющей компании это позволит быстро отслеживать отклонения от нужных показателей по всем точкам сети, а франчайзи будут наглядно видеть результаты своей работы.

Так будет выглядеть отчетность по всем точкам — сейчас это тестовые данные
Так будет выглядеть отчетность по всем точкам — сейчас это тестовые данные

И еще один важный момент, которым мы занимаемся — функционал, который помогает соблюдать договоренности между участниками франшизы. Если франчайзи перестанет вовремя платить роялти, то после всех уведомлений и напоминаний управляющая компания сможет ограничить доступ к CRM-системе всем торговым точкам партнера до момента оплаты.

С начала нашей совместной работы мы не слышали о таких случаях, но, на всякий случай, клиент будет готов к такому сценарию.

Дмитрий Моргунов
Серийный предприниматель, основатель компании Sneaknfresh

Я уже много лет занимаюсь бизнесом и всегда ищу способы сделать его более эффективным. К Elonsoft обратился по совету партнера, который уже работал с ребятами и очень рекомендовал.

Команда приступила к разработке очень быстро. Для нас это было особенно важно, так как проект связан с привлеченными инвестициями, и мы не могли позволить себе затягивать сроки. Elonsoft не только уложились в оговоренные сроки, но и соблюли бюджет.
После релиза ребята продолжают оперативно отвечать на вопросы наших партнеров, помогая им адаптироваться к работе в новой системе, и быстро выпускают новый функционал на основе наших требований и требований франчайзи. Благодаря этому продукт быстро развивается в нужном направлении.

Мы занимаемся разработкой кастомных web, mobile и корпоративных IT-продуктов.

Можно написать мне в Телеграм — обсудим вашу задачу и прикинем, чем мы сможем помочь. А если ее можно решить без нового софта, напрямую об этом скажем.

Веду канал Переводчик с айтишного — тут всё, что нужно знать предпринимателям о разработке, ИТ-стратегиях для бизнеса и как сделать классный ИТ-продукт за разумный бюджет.

25
7
1
1
26 комментариев

Бота в телеге подключаете для оповещения клиента о готовности? А как клиент на этот бот подписывается? Без подписки ж бот не будет присылать оповещение

2

Да, бот в телеге реализуем для оповещения клиента о готовности заказа и отправки документов, необходимых при оформлении заказа. Подписка на бота будет через ссылку, в самом боте, клиенту потребуется ввести только номер телефона для идентификации. 99% что ссылку в смс будем отправлять. При создании заказа клиент получит ссылку на тг-бота. Пока точно не согласовали, так же QR еще можно на кассе показывать со ссылкой на бота.

1

а как персонал опрашивали, прям точки посещали? или может как тайный покупатель — принесли свою обувь на чистку и оценить систему)

2

Онлайн созванивались, проводили интервью со всеми ролями. Тайного покупателя запланировали, скоро реализуем. Как раз в тех городах где есть сотрудники Elonsoft и открыты химчистки Sneaknfresh проведем. Разработчикам всегда интересно, как работают живые люди с их ИТ-продуктами

Я первый же это сделаю! ))

1

Система только для внутреннего пользования? Или ее могут другие франшизы купить

2

Пока для внутреннего, но у Димы есть планы продавать её в будущем.

1

Ха! Благое дело ) Когда узнаёшь, что кроссовки можно просто ПОЧИСТИТЬ, реже порываешься купить новые )

2