Чистая вода: как это получилось на mos.ru

Часть дел мы делаем потому, что привыкли их делать. Мы привыкли открывать кран, привыкли наливать воду в чайник, мыть посуду. Мы это делаем, держа в голове мысль, как бы побыстрее закончить, чтобы заняться чем-то другим. При этом мы не спрашиваем себя, как речная вода попадает в наши квартиры и дома, как она очищается, а потом грязный канализационный сток превращается обратно в чистую воду – что может быть сложнее?

Чистая вода: как это получилось на mos.ru

Ниже – наш рассказ о том, как мы делали спецпроект «Чистая вода: как это получается», что в нём интересного, и как им пользоваться, а также много полезной и важной информации о воде и тому, как и зачем ее экономить.

Как сделать интересный проект и не навредить ему

Наш рассказ стоит начать с того, что идея создания спецпроекта появилась, когда мы решили попробовать методики «подталкивания» на моs.ru. Собрали большое количество идей и остановились на этой – мотивировать жителей Москвы экономить воду.

Остановились именно на ней, во-первых, потому что она соответствует одной из 17 целей в области устойчивого развития, установленных ООН до 2030 года. Речь идёт о цели №6: «Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех». Во-вторых, мы опирались на успешный мировой опыт Англии, США и Сингапура. На основе исследований опыта этих стран мы решили сделать свой проект и PR-кампанию.

Так, в начале года, мы добавили в существующий удобный сервис, с помощью которого жители города онлайн передают показания водосчетчиков, несколько новых функций:

· Графики и сравнения. Пользователям теперь доступна визуализированная аналитика потребления воды в сравнении со средними показателями по городу, учитываются данные 4,5 млн домохозяйств.

· Эмоциональные подкрепления. Например, если потребление воды снижается, сервис оповестит об этом стикером с позитивной эмоцией.

· Советы о том, как можно снизить расход воды.

Чистая вода: как это получилось на mos.ru

Также мы предложили пользователям пройти интерактивный тест, который поможет проверить, насколько бережно используется вода в доме. По итогам теста пользователь видит рекомендации, как избежать повышенного расхода водных ресурсов.

Как мы повысили конверсию проекта

Следующий шаг – рассказать как можно большему числу горожан о новых возможностях сервиса и привлечь их к осознанному потреблению воды.

Мы начали с проекта «Цена воды». Идея проекта – показать, как много на самом деле сил и энергии тратится на то, чтобы доставить воду в наши дома. QR-код, напечатанный на обратной стороне единого платёжного документа (ЕПД), вёл на AR-презентацию, где в режиме дополненной реальности показывался путь воды (похожий на тот, который сейчас есть в спецпроекте). Через три месяца кампания завершилась, а AR и материалы остались. Но, как вы понимаете, АR без офлайн взаимодействия, не имеет смысла. Тогда мы поняли, что у нас есть классный контент, который мы можем положить в интерактивный спецпроект.

После мозгового штурма внутри команды мы переосмыслили подачу материала и переделали этот контент в спецпроект, который на одной странице подробно рассказывает о том, какой путь совершает вода, прежде чем попадает в городские квартиры. Именно так в начале июня и появился наш спецпроект на портале mos.ru «Чистая вода: как это получается».

Чистая вода: как это получилось на mos.ru

Нужен «лендинг не на вчера» …

А теперь погрузим вас немного в процесс разработки лендинга. Нужно понимать, что это сложная работа. Поэтому давайте по порядку. Сначала мы подготовили структуру, потом контент, подачу и иллюстрации, а затем мы это все долго компоновали и правили. Когда создавали структуру лендинга, мы хотели сделать его таким же интерактивным, как и AR (так появилась анимация), мы много работали с контентом, чтобы сложная информация легко воспринималась. Именно поэтому мы сначала приступили к разработке концепции, которая определила

· Какие смыслы проект будет доносить людям;

· Какие блоки будет содержать;

· В каком стиле будет выполнена страница;

· Какой порядок элементов будет присутствовать.

Проект мы готовили долго, детально прорабатывая каждый блок анимации. Например, очень много времени заняла визуализация воды, текущей из крана. И, кстати – это первый проект на моs.ru, в котором так много пошаговой анимации. И даже этот эффект, когда ты «влетаешь» в окно очистительной станции, — тоже использован впервые.

Мы долго выбирали название спецпроекта, например, перед самым стартом, появилось забавное: «Пить или не пить». Потом были ещё: «Вода из под-крана: что мы пьём и чем моемся», «Путь воды: из реки в раковину», «Какая вода у меня в кране», «Откуда в кране вода», «Московская вода: как её очищают», «Как вода попадает в кран». В итоге мы единодушно выбрали «Чистая вода: как это получается», и знаете, нам оно очень нравится!

Чистая вода: как это получилось на mos.ru

Научились экономить воду, а не просто принимать душ вместо ванны

А ещё с лендинга можно перейти на тест, который подсказывает, как можно экономить воду. Один из советов в нём — закрывать кран во время чистки зубов. Делая это, можно сохранить свыше одной тысячи литров воды в месяц. А если принимать душ вместо ванны, можно сэкономить около шести тысяч литров в месяц — такого количества воды хватит, чтобы наполнить домашний бассейн на пять человек.

Цифры уже ошеломляют. Так, первые результаты с начала запуска интерактивного теста показали, что умеют экономить воду более 70% пользователей, готовы закрывать кран во время процесса чистки зубов – 84%, а принимать душ вместо ванной – 74% участников. Но есть нюанс. С момента запуска со спецпроектом познакомились более 33 тыс. человек, но узнать, как экономить воду, захотела только половина. Хотя нам кажется, что это хороший результат, и это вдохновляет нас придумывать что-то ещё.

Чистая вода: как это получилось на mos.ru

При создании контента для интерактивного тестирования мы обращались к экспертизе Мосводоканала, который готовит материалы по этой теме. Также коллеги поделились с нами информацией о том, из каких рек и водохранилищ берут воду для столицы. Воду для городского снабжения собирают с площади более 50 тысяч квадратных километров. Для сравнения: это территория Эстонии или Доминиканы. Мы подробно рассказали об этом здесь.

Победы наших сервисов, направленных на сокращение потребления воды в Москве:

· сервис передачи показаний счётчиков воды входит в ТОП-3 самых популярных услуг на портале mos.ru;

· проект по экономии воды стал одним из лучших умных сервисов для жизни в городе в категории Smart living на международной премии German Innovation Award.

Примеры приложений и смс-оповещений в США, Англии и Сингапуре, показывают, что дизайн поведения является эффективным методом для экономии воды в городах. Так, например, американцам предлагают сравнить своё потребление воды в настоящем и прошлом, с другими потребителями, поощряют и подсказывают, как снизить потребление воды. В результате за два года в городе Фолсоме потребление снизилось на 7%, за 3 года в Остине - на 15%.

Мы предлагаем сравнить свои показатели потребления воды с помощью сравнительной статистики в сервисе передачи показаний водосчётчиков, а также различных эмоциональных подкреплений. То есть, если человек тратит меньше воды, мы ему говорим: «Молодец», а если он потратил больше, отвечаем: «Эгегей, друг! Посмотри и узнай, как тратить меньше воды, а то ты что-то больше воды стал тратить». Также мы рассказываем ему, как он может сократить потребление воды, и как она появляется в его квартире.

Чистая вода: как это получилось на mos.ru

Апеллируя и к рациональной, и к эмоциональной составляющей, мы рассчитываем мотивировать горожан еще бережнее относиться к экологической устойчивости своего большого дома – города Москвы, и снизить потребление воды среди пользователей сервиса на 2%. Кстати, мы планируем замерить первые результаты уже в конце этого года. Обещаем вернуться к вам с фидбэком 😉

16
5 комментариев