Обучение и развитие руководителей: почему тренинги не работают?

В этой статье мы разберем причины низкой эффективности тренингов для руководителей, узнаем, какую аналитику нужно проводить на старте проекта, и поймем, как поменялись подходы к развитию лидеров в новую эпоху.

Обучению руководителей в компаниях всегда уделяют особое внимание, так как именно руководители в большей степени влияют на процессы и их эффективность. Руководитель — это ролевая модель, на которую смотрят сотрудники и потом двигаются в том же направлении. Обязанность управленца — растить рядом с собой людей и развивать их.

Роль руководителя заключается не только в достижении результата, но и в том, чтобы развивать команду, растить преемников, растить людей не только для себя, а для компании в целом…

Ключевые проблемы в обучении руководителей
Любое изменение, а особенно в подходе к обучению руководителей, начинается с понимания проблематики: «что в обучении сейчас идет не так». За годы работы TSQ Consulting выявил четыре ключевые трудности, с которыми сталкиваются HR. Именно эти трудности приводят к снижению эффективности процесса обучения и его результативности. Далее перечисляем топ-4 ключевые проблемы, которые есть в компаниях:

  • Отсутствие системности в процессе обученияОбучение становится неэффективным и не приносит результата, так как состоит из точечных событий: то есть не встроено в слаженную систему. Одним из важных индикаторов этого является ситуация, когда обучение проводится «для галочки». Например: тренинг проводится, потому что он стоит в плане обучения, кровь из носу его нужно провести в этом квартале, а не потому, что это необходимо для развития.
  • Отсутствие экспертизы
    Индикаторы:
    - Обучение не учитывает бизнес-задачи и не решает ключевые проблемы компании
    - Бездумное обучение, непонимание особенностей отрасли и специфики бизнеса. Большое влияние на то, какие стороны нужно развивать и усиливать у руководителей, оказывает специфика отрасли, в которой работает компания
  • Непонимание картины

    Индикаторы:

    - Отсутствие аналитики на старте проекта
    - Отсутствие кастомизации под Заказчика
    - Отсутствие замера результата в конце
  • Шаблонный подход

    Индикаторы:

    - Отсутствие креативного подхода в обучении
    - Отсутствие гибкости
    - Отсутствие подстройки под новые обстоятельства, вводные внешних обстоятельств и внутренних перестроек в компании
Обучение и развитие руководителей: почему тренинги не работают?

Критерии построения системы обучения сотрудников и руководителей

Какие решения нужны сегодня бизнесу? Всем компаниям нужны системные решения, поэтому необхо��имо смотреть на обучение руководителей как на систему. Когда речь идет о системном подходе, нужно смотреть на три основных аспекта:
Анализ текущей ситуации

Начиная проект обучения руководителей, в первую очередь нужно провести анализ и обратить внимание на то, какие компетенции не развиты в полной мере. На старте необходимо четко осознавать точку, с которой начинается обучение, какие проблемы имеются на данный момент, а также каких результатов хочется добиться.

Кастомизация

Важно оценивать специфику отрасли, так как в любой отрасли существует множество подводных камней. То, что будет хорошо для IT, не будет эффективно для производства. Поэтому создание обучения «по шаблону» или согласно каким-то успешным практикам рынка без поправки на специфику бизнеса и текущие задачи организации — фатальная ошибка. Также обращайте внимание на корпоративную культуру, потому что от нее зависит концепция программы.
Замер результатов
Частая проблема T&D — непонимание того, подходит ли обучение и выполняет ли оно свои задачи. Оценивать эффективность обучения следует по той же структуре, что и предварительный анализ. Например, если аналитика проводилась через метрики, то и в конце проекта нужно смотреть на метрики. Также эффективным способом измерения результатов обучения можно считать тестирование знаний. А если проводить оценку уровня знаний через некоторое время после завершения обучения, то можно увидеть и прирост в умениях и навыках: если участники обучения не растеряли знания, значит велика вероятность, что они их применяют на постоянной основе.
Оцениваем управленческие компетенции и создаем мощные команды руководителей. Проводим модульные программы, бизнес-симуляции и тренинги для руководителей организации. Смотреть подробнее.

Начать дискуссию