Чему учиться социальным предпринимателям в 2025 году

Какие навыки необходимо осваивать сегодня? Поговорим не только о профессиональных знаниях, но и о том, без чего сложно развиваться не только предпринимателю

Чему учиться социальным предпринимателям в 2025 году

Как известно, чтобы стоять на месте, нужно очень быстро бежать: чтобы не потерять бизнес, надо всё время учиться. Осталось лишь понять, какие навыки необходимо осваивать социальным предпринимателям сегодня? Мы оттолкнулись от трендов 2025 года и спросили экспертов. В целом мнения единогласны: самым актуальным сегодня является сочетание технических знаний (hard skills), мягких навыков (soft skills) и — метанавыков (meta skills).

Много полезного для обучения можно найти на сайте Лаборатории социального предпринимательства Фонда «Наше будущее».

Цифровая грамотность

«Цифровая грамотность в социальном бизнесе — это умение эффективно использовать технологии для решения социальных проблем, от анализа данных и онлайн-коммуникаций до продвижения в цифровой среде», — говорит кандидат социологических наук, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.

В цифровые компетенции входят аналитические навыки: сбор, анализ и интерпретация данных в компьютерных программах, в том числе на специализированных онлайн-платформах. В числе прочего, они необходимы для оценки социального воздействия и формирования отчетности перед инвесторами. Другое важное направление — умение работать с искусственным интеллектом.

Не обязательно сразу погружаться в профессиональную аналитику и ставить 1С — вполне можно начать с более простых аналогов вроде встроенных банковских онлайн-продуктов для бизнеса. Работу с ИИ можно начать, воспользовавшись одним из многочисленных тематических мануалов в сети.

Работа в команде и коммуникативные навыки

Чему учиться социальным предпринимателям в 2025 году

Кандидат экономических наук, академический директор программы магистратуры «Менеджмент» ВШМ СПбГУ, эксперт Фонда «Наше будущее» Юлия Арай отмечает: «Часто социальные предприниматели сталкиваются с коммуникативными барьерами при работе не только с клиентами и подчиненными, но и чиновниками, бизнесом, местным сообществом. Важно находить общий язык с представителями разных сфер».

«Работа в команде основана на кооперации, распределении ролей и совместном решении социальных проблем», — поддерживает Мерсиянова. Нередко социальные предприниматели создают прекрасный продукт, но не могут представить его целевой аудитории. Команда объединяет общей целью специалистов с разными умениями, берущими на себя профильные задачи.

Коммуникативные и командные навыки можно освоить только в общении. Книги и соцсети помогут советами, но для их отработки нужны корпоративные мероприятия. Например, оригинальные тренинги, мозговые штурмы, совместные поездки и походы, а главное — неформальный контакт в коллективе.

Креативность и адаптивность

Чему учиться социальным предпринимателям в 2025 году

Умения связаны — приспосабливание к меняющимся условиям невозможно без способности принимать нестандартные решения. «Для соцбизнеса это особенно важно: нужно не только сохранить предприятие, но и в выполнить обязательства перед благополучателями», — комментирует Юлия Арай.

Высокая скорость изменений требует как нового взгляда на привычные вещи, так и способности быстро замечать явления, которых не было раньше. «Креативность — не просто творчество ради идеи, а умение соединять воображение с практичностью, находить нестандартные, инновационные решения для сложных социальных проблем», — говорит Ирина Мерсиянова.

О развитии креативности и адаптивности написано множество полезных книг. В экспертных соцсетях и блогах есть простые и эффективные упражнения. Например, поиск неожиданных связей между случайными словами.

Работа в социальных медиа

«Недавно наши студенты проходили на социальном предприятии летнюю практику. Это было в рамках программы “Больше, чем идея”, разработанной совместно с Фондом “Наше будущее”, — вспоминает Юлия. — Программы отличные, есть каналы взаимодействия с клиентами через соцсети, но каналы эти абсолютно неактивные. Отдельного SMM-щика в штате не было, а руководитель в этом не разбирался».

Группа в соцсети — мощный инструмент продвижения и поиска клиентов, деловых партнеров и единомышленников. С умением работать в соцсетях связаны навыки digital-маркетинга, вроде навыка сочетать эмоциональный сторителлинг с реальными действиями. Он позволяет превращать вовлечение аудитории в социально значимые проекты.

При этом обучиться основам продвижения в соцсетях несложно. Собственные курсы есть у любого крупного SMM-агентства. Часть программ, посвященная азам, обычно бесплатна. Много полезного есть и в каналах SMM-специалистов. Для начала можно подписаться на них, чтобы узнать, как начать и что делать.

Стратегическое планирование

Чему учиться социальным предпринимателям в 2025 году

Многие социальные предприниматели в целом справляются с кризисами за счет оптимизации затрат и бизнес-процессов. Значительно реже они используют стратегии роста, выхода на новые рынки, запуска и развития новых продуктов. Отчасти это связано со слабыми компетенциями в области стратегического планирования.

«Я работаю с соцпредпринимателями более десяти лет на различных программах и вижу, что профессионализм постоянно растет, — отмечает Юлия Арай. — Но до сих пор у многих крайне слабы знания в части стратегического планирования. Превалирует тактический, операционный подход. Это опасно, потому что планирование нужно для нивелирования рисков, видения перспективы, эффективного использования ресурсов».

Научиться смотреть далеко вперед помогут книги и курсы (последние есть практически во всех бизнес-школах). В бесплатном режиме доступны советы экспертов, поэтому стоит подписаться на их каналы в соцсетях.

Эмоциональная гибкость

Мерсиянова связывает этот софт-скилл с эмпатией и эмоциональным интеллектом. «Не понимая свои и чужие эмоции, — отмечает она, — невозможно успешное лидерство, то есть умение вдохновлять команду и управлять ею в условиях неопределенности. Эмпатия позволяет глубже понимать потребности целевых групп и создавать решения, действительно улучшающие их жизнь».

В свою очередь, Арай акцентирует внимание на том, что очень часто социальные предприниматели работают со сложными проблемами, которые требуют эмоционального включения. Поэтому им очень важно сохранять душевный баланс и самообладание, и этому тоже можно учиться. В интернете достаточно экспертных статей и каналов в соцсетях, где даются конкретные практические советы.

Где и как обучиться нужным навыкам

«Навыки можно получать как традиционно, проходя обучение в вузе, так и в других форматах, — отмечает Юлия. — Например, через общение с коллегами, менторами в акселерационных и инкубационных программах. Хороший эффект дает вовлечение студентов к решению практических задач: происходит взаимный обмен знаниями и навыками, а предприниматели получают необходимые решения при правильной организации программ».

Для освоения комплекса компетенций удобны традиционные формы. Например, программа профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство».

Другие форматы позволят быстро овладеть отдельными навыками. В этом, в частности, способны помочь акселерационные программы, реализуемые Фондом «Наше будущее» совместно с учрежденной им Лабораторией социального предпринимательства.

8
2 комментария