Как эффективно учиться в зависимости от сложности навыка?
На этот вопрос ответил психолог, исследователь методов обучения Бенджамин Блум. Он разработал систему постановки учебных целей, которые классифицированы по уровням от простого к сложному (так называемая таксономия Блума).
Согласно его идее обучение — это последовательный процесс, состоящий из шести когнитивных уровней, где каждый последующий опирается на предыдущий.
- Знание: это базовый уровень, где учащийся просто запоминает и воспроизводит ключевую информацию. Давайте возьмем в качестве простого примера готовку еды. Я знаю, что для приготовления еды надо брать ингредиенты, смешивать их и иногда делать тепловую обработку.
- Понимание: на этом уровне обучающийся демонстрирует способность объяснить и интерпретировать информацию. Помните, в школе нас просили: «Расскажи своими словами»? Сделать это мы можем тогда, когда понимаем смысл происходящего и значение основных терминов для его описания. Я понимаю, как именно сырое яйцо становится готовым и зачем на сковороду при жарке яичницы надо наливать масло.
- Применение: учащийся может использовать знания и понимание для решения задач. Я могу приготовить съедобную яичницу.
- Анализ: уровень, на котором учащийся может разбираться в сложной информации, выделять ее составляющие и определять связи между ними. Я понимаю суть химических процессов и могу приготовить яицо разными способами: вкрутую или всмятку, глазунью или омлет, шакшуку или чирбули, безе или бенедикт.
- Синтез: учащийся способен объединять различные элементы в новые комбинации, создавая новые идеи или решения. Я могу импровизировать и готовить из яиц новые блюда своего авторства — и причем вполне успешно.
- Оценка: наиболее высокий уровень, где обучающийся может анализировать и оценивать информацию, аргументированно принимать решения и оценивать результаты. Я могу обоснованно объяснить, почему один омлет получился вкуснее другого, и другие согласятся со мной. Экспертиза!
Разумеется, у вас нет задачи освоить каждый навык до шестого уровня, на котором должны быть ваши ключевые, профессиональные навыки. А вспомогательные могут быть на уровне третьем или четвертом. Ну а если говорить о хобби, иногда достаточно и первого‐второго.
Приступим прямо сейчас?
Подумайте о том, какие навыки составляют ядро вашего профессионализма. А какие вспомогательные, бытовые? А хобби? Распределите их в зависимости от уровня владения ими. Так вы можете понять свои зоны развития. Оцените актуальный и желаемый уровень. Получится две цифры: как навык развит сеичас и, если вы хотите его развить, какова цель.
Статья написана Никитой Неряхиным на основе его книги в соавторстве с Дмитрием Скворцовым «Надо думать! Тренажер мышления», издательство «Альпина Паблишер».