Как планировать обучение, чтобы не бросить на полпути?

Часто, занимаясь планированием дел, мы слишком оптимистичны и неверно оцениваем свои время и ресурсы. В процессе выполнения плана это может демотивировать: покажется, что процесс слишком сложный, или появятся сомнения по поводу важности этого обучения. Не спешите расстраиваться, это нормальная реакция мозга — так он пытается сохранить ресурсы, и делает он это с перестраховкой.

Как планировать обучение, чтобы не бросить на полпути?

Как рассказывал один инструктор по скалолазанию, новички, когда карабкаются по учебному вертикальному маршруту, часто начинают паниковать на середине пути. Мозг отправляет сигнал: «Мы страшно устали, давай‐ка застынем и прилипнем к стене. Лезть вверх нет сил, а падать страшно». Инструктор сообщает ученику, что это типичная реакция и на самом деле сил хватит, чтобы доити до конца маршрута. Мозг перестраховывается, и его прекрасно можно понять в этои ситуации. Для этого и нужно изучать его и то, как именно он принимает решения.

В самом начале обучения важно честно рассчитать силы, избегая как излишнего пессимизма, так и чрезмерного оптимизма. Это достигается через детализацию плана.

Сравните: «Я выучу английский за полгода» и «Я готов уделять англиискому 10 часов в неделю в течение полугода».

Что из этого выглядит реалистичнее? Ответьте себе на вопрос: «Сколько часов в неделю я могу посвятить занятиям — три, а может, 15»?

Чтобы сформировать навык постоянного обучения, важно не перенапрягать себя, но и вместе с тем давать себе регулярную нагрузку. При разработке курсов методологи и эксперты по обучению в самом начале систематизируют весь учебный материал, делят его на уроки, теорию и практику, урочное и внеурочное погружение в материал.

Если вы самостоятельно разрабатываете траекторию обучения, постарайтесь учесть все детали, включая расписание занятий, список ресурсов и материалов, которые вам понадобятся. Рекомендую чередовать теорию и практику.

В планировании важно распределять время по принципу триады:

  • первая часть — погружение в теорию,
  • вторая часть — практика,
  • третья часть — анализ проделанной работы, самостоятельно или с помощью эксперта.

В зависимости от того, к какому типу обучающегося вы относитесь, пропорция может меняться. Но помните, что по мере продвижения по траектории количество практики должно постоянно увеличиваться.

Осталось только правильно распланировать время и составить календарный план. Чтобы повысить эффективность календарного планирования, важно соблюдать два правила.

1 — Записывайте время и действия максимально конкретно.

Например, просто записи «обучение» в календаре будет недостаточно.

Нет понимания, что нужно сделать в это время — прочитать 30 страниц конкретной книги, посмотреть видеоурок, подключиться к вебинару. Велика вероятность, что время уйдет на поиск информации — видимость обучения.

Записывайте конкретные д��йствия, заранее прикрепите все необходимые ссылки. Если задача будет сформулирована слишком обобщенно, мозг выберет выполнение наиболее легкого и понятного дела (например, поискать новые книжки по теме и закинуть их в корзину покупок).

2 — Через заранее определенные промежутки времени не забывайте фиксировать прогресс.

Следите за продвижением, отмечайте успехи. Проанализируйте, как изменилось ваше поведение и понимание навыка. Это поможет вам замечать изменения и усилит мотивацию. Забронируйте в календаре отдельные окна для такого самоанализа — это часть обучения!

Контроль и планирование помогут сделать обучение эффективным, и через некоторое время вы скажете себе за это спасибо. Особенно в части поддержания мотивации, ибо это самый большой подводный камень в саморазвитии — целый айсберг, о который разбился не один «Титаник».

И кстати, о поддержании мотивации подробно написано в нашей с Дмитрием Скворцовым книге «Надо думать! Тренажер мышления».

Как планировать обучение, чтобы не бросить на полпути?
Начать дискуссию