Конспект конференции «Больше чем обучение» от СберУниверситет
О чем рассказали крупнейшие Корпоративные университеты страны: Банк России, НЛМК, РЖД. Трансформация роли КУ, новые задачи и тренды на 3-5 лет.
Меня зовут Наталья Балоч, я коммерческий директор iMpact LMS – первой платформы для развития и адаптации персонала, созданной на базе Битрикс24.
Основатели IT-продуктов постоянно находятся в среде, которую формируют его пользователи и клиенты. В нашем случае – это все, что касается корпоративного обучения и развития человека. Поэтому не смогла пройти мимо конференции «Больше чем обучение» и собрала короткий конспект по одной из дискуссий.
Дискуссия: «Человек будущего и чему его учить: миссия корпоративных университетов»
Спикеры: Андрей Афонин (Директор Университета Банка России), Полина Колесова (Директор Корпоративного университета НЛМК), Андрей Шобанов (Заместитель директора Корпоративного университета РЖД по научно-методической работе)
Модератор: Александр Шаталов (Проректор по обучению, СберУниверситет)
Трансформация роли Корпоративного университета:
Каждый из представителей компаний поделился своим мнением. Общая картина сложилась таким образом, что за последние несколько лет Корпоративный университет стал площадкой для:
1. Внедрения изменений
Внутри компаний регулярно появляются новые гипотезы, которые нужно быстро и массового протестировать. КУ решает эту задачу путем запуска пилотных проектов в рамках учебных целей.
2. Исследования портретов целевых аудиторий (сотрудников)
По мере проведения интервью и сбора обратной связи внутри КУ, накапливается большой массив данных. Они помогают выявить глобальные потребности сотрудников не только в вопросах обучения, но и других аспектах. Эта информация полезна всем структурам компании.
3. Общения и принятия стратегических решений
Все чаще КУ принимает участие в поддержке бизнес-стратегии или становится непосредственно физическим местом встреч для лидеров и топ-менеджмента.
4. Внедрения лучших практик из внешней среды
КУ разных компаний и отраслей объединяют усилия для получения синергетических эффектов. В рамках таких проектов одна организация делится экспертизой с сотрудниками другой и наоборот.
Актуальные задачи Корпоративного университета:
События последних лет многое изменили в потребностях бизнеса и человека, вслед за этим изменились задачи КУ. Спикеры отметили:
1. Co-creation и партнерские отношения
Ранее практикуемые роли «поставщик образования – клиент» трансформируются в связку «партнер со стороны образования – партнер со стороны ученика». В результате создаются совместные воркшопы, тренинги и даже курсы, где сами сотрудники становятся учителями.
Мой комментарий: В рамках дистанционного обучения практика UGC (User Generated Content) решается с помощью наделения конкретных сотрудников временными правами на редактирование и создание контента внутри конструктора курсов. Также эту задачу можно решить благодаря ленте новостей внутри корпоративного портала, где каждому доступна публикация статей о своем профессиональном опыте.
2. Основной задачей КУ становится «удивлять и вовлекать»
Конкуренция с информационными и развлекательными системами становится причиной внедрения новых методов обучения, например, иммерсивных. Даже офлайн обучение больше не гарантирует, что сотрудник находится здесь и сейчас, а не в телефоне или своих мыслях.
3. Пересмотр и обновление моделей компетенций
За последние годы сильно трансформировалась роль лидера. От них компании ждут уже совершенно иных качеств и знаний. Среди компетенций будущих лидеров Директор Университета Банка России выделил:
- Визионерство;
- Человекоцентричность;
- Digital native (цифровая грамотность).
Тренды корпоративного обучения на 3-5 лет:
Что ждет Корпоративные университеты и к чему начать готовиться прямо сейчас:
1. Переход от обучения -> к развитию
Развитие как более объемный термин включает в себя 2 аспекта: человеческое и деятельностное развитие. Обучение же традиционно воспринимается как обязательные курсы про прокачке hard skills. Чтобы перевернуть устоявшийся подход начать стоит с названия и новых ценностей.
Такое расширение горизонтов особенно актуально крупным устоявшимся организациям, которые могут расти только за счет драйва и свежего взгляда самих сотрудников.
2. Самообучающаяся организация
Двигаться в эту сторону поможет трансформация центров компетенций. Вместо инициирования новых проектов ЦК начнет все больше помогать самой компании получать и делиться знаниями в различных форматах.
Компоненты самообучающейся организации:
- Контент, создаваемый самими сотрудниками;
- Система наставничества;
- Профессиональные сообщества, где сотрудники по своей инициативе учат друг друга.
3. Чему учить: hard + soft
От сотрудников все чаще поступает запрос на обучение тому, как работают смежные департаменты, вертикали, дирекции для более глубокого понимания возникающих взаимосвязей и противоречий внутри бизнеса.
Приоритеты по soft skills:
- Креативное и критическое мышление (умение выходить за рамки шаблонов);
- Человекоцентричность (умение выстраивать процессы, продукты и задачи вокруг клиент внешнего / внутреннего);
- Толерантность к риску (умение просчитывать риски и брать их на себя);
- Восстановление (умение быстро учиться на своих и чужих ошибках).
4. Работа с мотивацией
Переход от парадигмы «мотивация нужды» к «мотивации смысла». Когда сотрудники учатся не потому, что так прописано в его профиле компетенций, а потому, что есть внутренний запрос на обучение.
5. Развитие человека через искусство
В конкуренции с нейросетями человека отличает способность проявлять эмоции. А для развития чувственного опыта помогает искусство. Директор Корпоративного университета НЛМК поделилась внутренним проектом: "Металлургическая пьеса", где главные актеры – металлурги компании.
Ставьте лайк, если понравилась статья.
Еще больше материалов про развитие, оценку и адаптацию персонала читайте в Telegram-канале «HR рефакторинг»: