Культ продуктивной работы мешает вам быть продуктивным
Мнение исследователя бизнес-школы Warwick
Джесси Витлстоун из британской бизнес-школы Warwick на протяжении нескольких лет изучает личную продуктивность. Она пришла к выводу, что концентрация на персональной эффективности только мешает работе. Вместо этого Витлстоун рекомендует постоянно оценивать свою деятельность и задавать вопросы о её целях.

Последние несколько лет Джесси Витлстоун увлекалась изучением способов повысить собственную эффективность. После окончания университета и нескольких лет работы фрилансером Витлстоун попробовала различные методики и системы, чтобы как можно меньше прокрастинировать и больше работать.
Даже после того, как я открывала какой-нибудь способ быть более целенаправленной и продуктивной, иногда в конце дня я испытывала чувство неудовлетворенности. После продуктивного дня мне казалось, что он прошел как в тумане: я сидела несколько часов за столом и ни на что не обращала внимание. Я не разговаривала с окружающими. Я ела прямо во время работы — при этом даже не чувствовала её вкус. Я не выходила на улицу, поэтому мой день не был разнообразным.
Продуктивность, по словам исследователя, сегодня стала «вирусом». Многие предприниматели мечтают о её повышении. Однако продуктивность сама по себе бесполезна, если её же и ставить целью.
Ваша цель — делать вещи эффективнее. Сама продуктивность не может быть вашей целью. Это инструмент.
«Чтобы быть более продуктивным в наиболее распространенном значении этого слова, нужно посмотреть на свою деятельность со стороны и понять, какие цели действительно важны. Нужно принимать во внимание то, как вы себя чувствуете, что вас мотивирует, а что приводит к падению мотивации», пишет Витлстоун.
Например, удаление маловажных писем кажется человеку продуктивным занятием, хотя, на самом деле, намного эффективнее провести это время в работе над большим проектом.
Поэтому вместо того, чтобы оценивать продуктивность прошедшего дня, Витлстоун решила ориентироваться на собственные ощущения.
Для меня одним из самых неприятных и разочаровывающих чувств является ощущение, когда я оглядываюсь на прошедший час и удивляюсь, как я могла провести целый час за новостной лентой Facebook. Чтобы избегать таких ситуаций, я регулярно спрашивать себя: оглянись назад и подумай, что нужно было сделать, чтобы чувствовать, что это время я провела не зря.
Вместо того, чтобы «закрывать» небольшие задачи, Витлстоун предлагает каждый раз анализировать свою деятельность на предмет того, в каком направлении продвигается работа.
Для этого Витлстоун составила несколько рекомендаций:
1. Планирование.
Каждый день Витлстоун начинает с составления плана. Однако она прописывает не только список работ, но и время, за которое нужно их выполнить — благодаря этому рабочий день не начинается с выполнения самых простых задач.
Иногда автор материала также составляет план для досуга. «Это может показаться излишним, однако такой список снижает лишнюю трату времени на поиск занятий. Так я размышляю больше о том, чего хочу», заключает Витлстоун.
2. Простые вопросы.
«Иногда простые вопросы, которые задаешь себе, могут быть очень эффективными для того, чтобы выбрать наиболее важные задачи». Витлстоун приводит примеры таких вопросов:
- Посмотрите на прошедший час: что нужно было сделать для того, чтобы у вас были хорошие впечатления о потраченном времени?
- Что нужно сделать, чтобы я мог гордиться собой прямо сейчас?
- Что бы делала сейчас «лучшая версия меня»?
3. Контрольные точки.
Витлстоун заранее планирует контрольные точки в течение дня — в фиксированное время она спрашивает себя, насколько она мотивирована в выполнении той или иной задачи, что заставляет ее прокрастинировать.
Очевидно, что невозможно постоянно задавать себе такие вопросы. А даже если мы их задаем, то понятно, что невозможно выполнить все задачи и быть всем довольным. Однако, это ключ к тому, чтобы научиться менять фокусировку своего внимания в течение дня, регулярно делать шаг назад, чтобы понимать, как я себя чувствую и как эффективно я провожу своё время.
Производительность не может быть навыком, который нужно культивировать. Способность быть продуктивным позволяет тратить время эффективнее на пути к достижению целей, которые важны, считает Витлстоун.