Как изменились закупки в Китае за последние 10 лет, что сейчас важно покупателям и продавцам

Мы ChinaToday, 10 лет занимаемся ВЭД с Китаем. Помогаем российским предпринимателям искать, закупать и привозить товары из Китая в Россию на перепродажу.

За это время закупки в Китае сильно изменились. Что именно поменялось и что сейчас в тренде. На что смотрят покупатели, какой товар лучше выбрать для доставки, как сэкономить на логистике. На эти и другие вопросы отвечаем в статье.Крупные ВЭД-компании пришли на смену карго компаниям однодневкам

Как изменились закупки в Китае за последние 10 лет, что сейчас важно покупателям и продавцам

Еще 10 лет назад на рынке в основном были небольшие карго-компании. Некоторые работали честно, но у большинства не было не то что офисов, а даже зарегистрированных ИП. В основном они действовали так: искали китайца, договаривались с ним о выкупе товара, ему же переводили деньги. Ни о каких документах, страховках, проверке товара тогда не шло речи.

Условия на первый взгляд в таких компаниях привлекательные: низкий процент комиссии и тариф на доставку. Но уже после оплаты выяснялось, что в комиссию не входили дополнительные услуги, вроде страховки и упаковки. В итоге сумма получать не меньше, а иногда даже больше чем у проверенных карго-компаний.

Кроме того, если товар по пути терялся или приходил бракованный, компании-однодневки просто пропадали с радаров.

Как изменились закупки в Китае за последние 10 лет, что сейчас важно покупателям и продавцам

Сейчас же большинство компаний по доставке грузов из Китая — средние или крупные, давно работающие на рынке, с множеством отзывов и репутацией. Компании по ВЭД с Китаем помогают предпринимателям не только с карго, но и с белой доставкой.

Челноки через Маньчжурию окончательно исчезли в 2019

Нелегальная схема ввоза небольших партий в Россию через приграничный китайский город Маньчжурия существовала с 90-х годов. Товар через границу в Амурскую область или Забайкальский край переносили на себе люди, которых называли челноками.

Как работала схема:

«Турист», а по факту челнок грузится в Китае товарами общим весом до 50 кг. Такая партия раньше не попадала под беспошлинный ввоз.

Челнок с заказом проходит через границу Китай–Россия

В России у челнока забирают товар, грузят в фуры и отправляют покупателям

При доставке из Маньчжурии заказ раздавался челнокам, а в России собирался заново в одну фуру
При доставке из Маньчжурии заказ раздавался челнокам, а в России собирался заново в одну фуру

Схема была разработана для того, чтобы не платить пошлины и таможенные сборы. При этом ограничения по объему не было, только по весу. Поэтому через Маньчжурию было выгодно возить объемные товары: мягкие игрушки, одежду, обувь, постельное белье. Никаких требований по составу заказа и однородности тоже не существовало. Покупатель мог заказать две пары перчаток, три шапки, двое штанов, и ему это все бы доставили без проблем.

При таком способе доставки было много рисков:

  • товар часто портился: бился, промокал;
  • часть заказа могла «случайно потеряться» при перевозке;
  • при погрузке партии в фуры часто происходил пересорт.

В 2019 году схему постепенно прикрыли. Вес для беспошлинного ввоза товара снизился до 25 кг, на таможне начались массовые проверки.

Товар из Маньчжурии в Россию переносят в баулах челноки — как в 90-х
Товар из Маньчжурии в Россию переносят в баулах челноки — как в 90-х

Уменьшилась ставка фрахта и средние сроки доставки

Ставка фрахта — стоимость перевозки контейнера из Китая в России, начала резко расти в декабре 2020 года из-за коронавируса и карантина в КНР. В январе 2021 года ставка меньше чем за месяц выросла с 2 000$ до 5 000$. В октябре 2021 цифра достигла предельного значения в 10 300$, а потом пошла на спад. Сейчас стоимость фрахта держится на уровне 2800-4000$.

За последние несколько лет сроки белой доставки сильно сократились. Раньше контейнер можно было ждать 90-100 дней. Сейчас средний срок доставки — 49 дней.

Средние сроки белой доставки клиентов ChinaToday
Средние сроки белой доставки клиентов ChinaToday

Меняются тренды

Трендовые товары были всегда. 10 лет назад, сейчас и спустя 10 лет продавцы будут продолжать закупать трендовые товары, стараясь попасть в пик спроса и получить максимальную прибыль.

Тренды есть во многих категориях: одежда, аксессуары и даже в СИЗах, как показывает практика 2021 года. Например, среди игрушек в этом году популярны капибары и «улыбающиеся твари». В свое время это были спиннеры, говорящие кактусы и хомяки, Хагги-Вагги, уточка Лала Фанфан.

Трендовые игрушки 2024
Трендовые игрушки 2024

Но с популярными товарами будьте аккуратнее. Нужно просчитать спрос, сроки доставки, оперативно найти поставщика и привезти товар в Россию. Если доставка займет слишком много времени или конкуренты найдут поставщика с более низкой ценой, есть риск, что останетесь без денег и с партией неликвида.

В последние года есть тренды не только на конкретные вещи, но и на общие темы вроде заботы об экологии, здоровье, тренд на естественность, возможность быть собой и не прятать недостатки. При грамотном позиционировании компании могут это обыграть и использовать в своих продуктах. Например, продавать экологичные товары: тканевые сумки-шоперы, бамбуковые зубные щетки, минеральные дезодоранты.

Качество стало важнее цены

За последнее десятилетие оборот с Китаем и рынок в России сильно вырос. Доступно больше вариантов различных товаров, а в некоторых нишах предложение превышает спрос. Смотрят не только на цену, но и на другие характеристики: бренд, материалы, качество изготовления, упаковка и внешний вид. Покупателям уже неинтересна паль с сомнительным качеством: им нужен оригинальный товар отличного или хотя бы нормального качества.

Поэтому предприниматели и компании теперь ищут и покупают в Китае не самый дешевый товар, а оптимальный по соотношению цена–качество. И хотя в КНР можно найти что угодно, в том числе и кроссовки по 10 юаней, не факт, что получится успешно их продавать.

Даже если некачественный товар с первого взгляда выглядит хорошо, со временем продавцу начнут приходить такие отзывы
Даже если некачественный товар с первого взгляда выглядит хорошо, со временем продавцу начнут приходить такие отзывы

Продавцы из КНР уже давно адаптировались под рынок. Сейчас Китай ≠ Товар плохого качества. Китайцы произведут товар, соответствующий оговоренной цене. Хотите кроссовки за 10 юаней, которые развалятся через месяц — сделают. Хотите кроссовки за 200 юаней — отошьют оригинальную модель из натуральной кожи с качественными шнурками и стелькой.

Предприниматели и компании все чаще выбирают белую доставку

Будем честны: не все переходят на белую доставку только потому, что хотят работать легально. Хотя и эта причина возможна: оформил все документы, заплатил пошлины, налоги и спишь спокойно, не боясь 115-ФЗ.

Но также есть другие причины, по которым компании все чаще уходят от карго и склоняются к белой доставке:

  • можно посмотреть, где груз на любом этапе доставки;
  • риск задержки намного меньше, чем при карго;
  • есть полный комплект документов: сертификат, декларация, СГР, номер ДТ;
  • на большинство товаров не нужна дополнительная жесткая упаковка, так как груз аккуратно укладывается в контейнер и не перегружается по пути;
  • доступна доставка с НДС и без НДС;
  • белая доставка бывает дешевле карго: цена зависит от типа товара, веса, объема. Пример из практики ↓

К нам обратился клиент, нужно было привезти 555 тысяч стеклянных флаконов общей стоимостью 661,5 тысяч рублей. Вес партии составил 6 292 килограмма, объем — 3,46 м³.

Сделали три расчета: в белую, карго с документами с оплатой на расчетный счет и без документов, с оплатой наличными. Вот что получилось:

Белая получилась на 58% дешевле, чем карго за наличные и на 64% дешевле, чем карго с оплатой на р/с
Белая получилась на 58% дешевле, чем карго за наличные и на 64% дешевле, чем карго с оплатой на р/с

Вместо разной мелочевки — однородные грузы

Прошли те времена, когда можно было в Китае закупить практически любой недорогой товар и сразу продать его втридорога на маркетплейсах. Возросшая конкуренция, необходимость оптимизировать затраты и снижать себестоимость вынуждает предпринимателей и сотрудников компаний искать новые способы экономии.

Один из них — возить однородные грузы. Это когда в одном заказе едет однородный товар весом не менее 20 кг. Разные модели из похожих материалов тоже относятся к однородным грузам. Например, кожаные сумки-шоперы и кросс-боди можно привезти как однородный груз.

Обе сумки кожанные → их можно провезти как однородные
Обе сумки кожанные → их можно провезти как однородные

Однородный тариф появился относительно недавно. Главное преимущество в том, что стоимость перевозки таких товаров ниже примерно на 30% и более, чем смешанных грузов.

Пример расчетов. Клиент возит су-вид машины. Одну партию он заказал по тарифу на смешанный груз, а вторую — по монотарифу на однородный груз. Вес партии 1 595 кг, объем 10,85 м³, обе ехали карго через Казахстан.

Смотрите, что получилось ↓

Клиент перешел на новый монотариф и сэкономил 20% бюджета на доставку
Клиент перешел на новый монотариф и сэкономил 20% бюджета на доставку

Советы для тех, кто работает с Китаем

  • Присматривайтесь к трендам и умело их используйте в своем товаре. Например, используйте при производстве экологические, безопасные материалы.
  • Будьте аккуратнее с трендовыми товарами, которые быстро выходят из моды: игрушки,товары на основе фильмов и мультфильмов. Нужно уметь предугадывать спрос, быстро реагировать и анализировать все риски.
  • Качество важнее цены. Не гонитесь за товаром с максимально низкой себестоимостью.
  • Белая доставка не всегда дороже карго. При заказе товара просите посредника сделать два расчета: в карго и белую.
  • Возите однородные товары: так сможете сэкономить более 30% бюджета на доставку.

В целом за последние 10 лет товарооборот между Россией и КНР активно растет и нет предпосылок, чтобы думать, что он снизится. Тема бизнеса с Китаем актуальна и, скорее всего, будет актуальна ближайшие годы.

Статистика по товарообороту с Китаем за последние 10 лет
Статистика по товарообороту с Китаем за последние 10 лет

Чтобы быть в курсе всех новостей, следить за трендами и изменениями, подписывайтесь на наш Telegram канал. В нем публикуем только полезную и актуальную информацию по теме бизнеса с Китаем.

11
Начать дискуссию