Выйти из тени и зарабатывать на узнаваемости: гайд по личному бренду
Привет! Я Павел Молянов, руковожу агентством «Сделаем» и веду телеграм-канал на 20 тысяч подписчиков. Восемь лет назад я решил развивать личный бренд, потому что устал искать заказы. И теперь половина клиентов агентства приходят через меня: читают мои каналы, видят меня на конференциях и знают, что можно со мной можно вести дела. Плюс личный бренд приносит мне доход с консалтинга, выступлений и рекламы.
В 2016 году я зарабатывал 25 тысяч рублей в месяц на копирайтинге. Занялся личным брендом и через полгода начал зарабатывать 100 тысяч, еще через год — 200 тысяч. За полтора года стал зарабатывать в восемь раз больше, потому что желающих поработать со мной стало много. Я мог просить больше денег за свою работу и не боялся, что клиент откажется: ну, откажется и откажется, завтра придут два других.
Потом я сделал агентство. Первых клиентов искал через личный бренд, первых сотрудников — тоже. Мое имя сейчас приносит деньги и агентству тоже.
Предположение про выгоду личного бренда, которое я сделал в начале карьеры, оказалось верным. Если я трачу время на поиск заказов, то в итоге получаю один заказ. Если трачу время на продвижение себя как эксперта, то получаю бесконечное количество заказов, хоть и позже. Удочка, а не рыбка )
Расскажу по шагам и на своих примерах, как построить личный бренд ↓↓↓
Шаг 1. Определите, зачем вам личный бренд
Этап банальный, но крайне важный: прежде чем что-то делать, разберитесь, зачем это вам и какая будет польза. Как правило, личный бренд отвечает на следующие запросы:
- Привлечь клиентов и партнеров. Люди охотнее покупают у «своих» — тех, кого знают.
- Повысить доход. Цена на услуги часто зависит не от темы или сложности продукта, а от востребованности исполнителя. Например, если с автором хочет поработать больше людей, чем он способен взять, он может без страха повышать цены.
Продавать услуги через личный бренд проще, чем как-то еще. Если я прихожу на созвон с клиентом — конверсия повышается. Если статья написана от моего лица — конверсия повышается. Если что-то рекомендую лично я, а не другой сотрудник агентства, — конверсия повышается.
Мой друг Никита сказал об этом так: даже если Молянов анонсирует продажи путеводителя по литовским кладбищам, всё равно найдется несколько десятков людей, которые его купят. Просто потому, что автора знают, доверяют, хотят поддерживать его проекты
- Вырастить узнаваемость. Личный бренд — это социальное доказательство крутости. Вас просят выступить экспертом на конференциях, дать комментарии в СМИ — вы авторитетная персона в профессиональных кругах.
- Получить буст в карьере. Из двух высококлассных специалистов крутые компании выберут того, кого знает вся индустрия. И, скорее всего, платить ему будут больше, чем ноунейму.
- Преподавать и консультировать за деньги. Консультации — дополнительный источник доходов, который базируется на популярности эксперта.
- Претендовать на визу талантов. Некоторые страны привлекают к себе состоявшихся профессионалов с громким именем, и личный бренд поможет получить визу талантов.
Шаг 2. Сформулируйте свою ценность
Отнеситесь к себе как к проекту: сформулируйте свое УТП, сильные стороны, конкурентные преимущества. Ответьте на вопрос, чем вы будете интересны людям.
Не стоит зацикливаться на каком-то особенном позиционировании — просто оставайтесь собой. Если вы уважаемый профессор из МГУ, не стоит вести канал в стиле Артемия Лебедева или подражать Папичу с Твича. Выбирайте позиционирование и подачу от себя. Подсвечивайте и подчеркивайте те свои грани, которые помогут строить личный бренд.
Сейчас много экспертов, которые предлагают так называемую распаковку личности: якобы помогают раскрыть сильные стороны, интересы и таланты. Наверняка среди них есть грамотные специалисты, которые работают на стыке коучинга, психологии и продюсирования. И действительно могут помочь человеку раскрыться, перестать стесняться, найти, о чем он может круто и интересно рассказывать. Но бОльшая часть того, что предлагают на рынке, это бесполезная ерунда.
Раскрыть себя можно и самому — ведь вы знаете себя лучше всех. Просто экспериментируйте, пробуйте разное. Смотрите, что получается, и делайте этого больше. Но если сложно начать или постоянно спотыкаетесь о какие-то вопросы, тогда лучше обратиться за помощью к проверенным ребятам, а не к инфоцыганам.
Шаг 3. Оцените ресурсы
Прикиньте, сколько и чего вы можете инвестировать в развитие личного бренда:
- Сколько времени вы готовы тратить и насколько регулярно?
Поначалу я вкладывал в построение личного бренда четыре часа ежедневно: тусил во всяких профессиональных чатах, участвовал в дискуссиях, при случае давал дельные советы, добавлялся к нужным людям в контакты, болтал с ними в личке. Постепенно начал всё больше рассказывать о себе в блоге. Это была планомерная ежедневная работа, и постепенно она начала приносить результаты: люди знали о моем существовании и приходили ко мне с заказами.
- Сколько денег вы можете вложить в рекламу и продвижение?
Я начинал с небольших вложений — вкладывал в трафик каждый месяц по пять тысяч рублей. Тогда на эту сумму можно было привлечь много подписчиков. Но вообще пока был фрилансером, я инвестировал больше время, а не деньги. Сейчас личный бренд — это отдельная статья бюджета. Точные цифры не назову: поскольку мой бренд работает и на агентство тоже, расходы на продвижение считаем вместе с расходами агентства на маркетинг, в совокупе это полмиллиона в месяц.
- Какие у вас есть навыки?
Что вы умеете делать лучше всего — писать? Выступать на публике? Записывать ролики? Преподавать? Что из этого быстрее всего поможет вам выстроить имя?
Для продвижения личного бренда я чисто интуитивно выбрал то, что уже умел делать хорошо, — писать тексты. Завел личный блог, рассказывал про свои кейсы, делился какими-то лайфхаками, общался в чатах. Навык написания был понятным ресурсом, и я знал, как его применять.
Шаг 4. Определите вашу ЦА
Ответьте на вопросы: кому я буду интересен и кто будет интересен мне в качестве читателей, клиентов, партнеров? Иначе говоря: кому хочу показывать свой личный бренд?
Определить ЦА — это полезное упражнение. Но я в свое время его пропустил, действовал интуитивно. Я просто пошел к копирайтерам и редакторам и начал рассказывать им что-то полезное. Постепенно понял, что надо растить узнаваемость в среде потенциальных заказчиков. Сейчас в блоге я вообще не пишу ничего про копирайтинг. Рассказываю про агентство, про нашу внутрянку и кейсы. И аудитория у меня накопилась соответствующая: управленцы, продакт-менеджеры, руководители агентств.
Шаг 5. Определитесь с контентом
Здесь можно пойти двумя путями:
- Понять, что интересно вашей ЦА: изучить вордстат, посмотреть, что люди гуглят, о чем спрашивают в комментариях.
- Рассказывать о своем опыте, делиться кейсами. Буквально: сделал что-то — рассказал.
Лучше в создании контента отталкиваться от того, что интересно самому. Иначе быстро выгоришь, всё надоест и захочется бросить. Я видел сотни блогов этих несчастных предпринимателей-экспертов, где они опубликовали десять постов, а больше не знают, о чем писать: им скучно, результатов нет, зря потратили время. Поэтому я бы советовал в первую очередь ориентироваться на свой интерес — а дальше искать, как этот интерес монетизировать.
Еще один совет — уходите от энциклопедичности. Контента в мире так много, что еще один сборник банальных знаний людям не нужен. Рассказывайте про свой уникальный опыт, делитесь лайфхаками, удачными решениями и факапами, шутите в тему. Поучаствовали в крутой конференции, прошли курсы сомелье, получили диплом MBA Синергии — похвастайтесь, расскажите про свой опыт. Не бойтесь показать себя экспертом, профессионалом и просто хорошим человеком. Люди приходят за пользой, и остаются из-за личности автора.
Скорее всего, нащупать нужные форматы получится не сразу. Пробуйте разное, экспериментируйте, смотрите на реакцию и корректируйте контент-стратегию. Отвечайте на комментарии, проводите опросы, общайтесь в личных сообщениях. Это формирует лояльность вашей аудитории.
Часто у предпринимателей возникает соблазн делегировать задачи по личному бренду, например поручить автору писать вместо себя. Не рекомендую: скорее всего, получится ерунда.
Делегировать можно рутинную техническую часть, например:
— договориться о размещении статьи в СМИ,— перепостить статью на разные площадки,
— оформить в текст выступление на вебинаре,
— сделать ресайз статьи,
— проверить ошибки.
Но писать тексты и общаться с аудиторией надо все-таки самостоятельно.
Я видел много предпринимателей, за которых пишут копирайтеры — блог получается пресный и без личности автора. Вернее, предприниматель в блоге и в жизни — как будто два разных человека. Люди это видят и чувствуют. Еще хуже, если один пост пишет автор, а другой — его помощник. Это вообще выглядит как шизофрения у человека )
Шаг 6. Разработайте стратегию продвижения
Как бы интересно и круто вы о себе ни рассказывали, вы не станете известным, если не будет людей, которые будут вас читать и смотреть.
Если решили продвигаться через блог и соцсети, озадачьтесь вопросом: откуда к вам будут приходить люди, как они будут узнавать о вас? Это будет пиар в СМИ? Каналы с органикой, например SEO-статьи или YouTube? Выступления и подкасты? Платный рекламный трафик?
Самая частая ошибка — когда человек создает себе канал в Телеграме на 100 подписчиков и считает, что у него есть личный бренд и он его будет тут, в канале, развивать. Так это не работает. Надо повышать узнаваемость и набирать аудиторию: лить платный трафик, работать с органикой, посевами у инфлюенсеров, создавать виральные полезные штуки. Нужно выстраивать воронку и работать над конверсией в подписку.
Развивать личный бренд можно без ведения соцсетей и мелькания в медиапространстве. Он может опираться только на репутацию и авторитет в узких профессиональных кругах.
Например, вы подрядчик, который делает станки для заводов. Вы ходите на каждую отраслевую конференцию и общаетесь там с руководителями всех 50 заводов, которые есть в России. Вас все знают, у вас офигенно крутой личный бренд, который мощно работает на вас, приносит контракты на миллиарды рублей, покрывает все потребности. При этом у вас нет никакого блога, нет никаких публикаций или выступлений. Вы просто ходите на мероприятия и имеете дело с людьми, которые владеют заводами. Это тоже личный бренд.
Шаг 7. Инвестируйте в развитие
Не расслабляйтесь, личный бренд — это постоянная работа над собой.
- Повышайте насмотренность. Выберите десяток публичных людей, которые вас вдохновляют. Смотрите, как они продвигают личный бренд, какие приемы используют, как общаются с аудиторией. Перенимайте лучшие практики.
- Выступайте на конференциях и вебинарах, участвуйте в профессиональных конкурсах и премиях, читайте лекции.
- Обучайтесь новому: ораторскому искусству, сторителлингу, копирайтингу, основам актерского мастерства, основам маркетинга.
Когда меня начали приглашать на конференции, я понял, что нужно учиться выступать. Прошел курс по публичным выступлениям, взял преподавателя по ораторскому мастерству. Всё это помогло быть увереннее на сцене, меньше стесняться, рассказывать бодро и вдохновляюще, перестать запинаться.
Не вижу смысла инвестировать в какие-то технические навыки. Если вы предприниматель, зачем учиться монтировать видео? Дешевле и проще найти хорошего подрядчика. А самому в это время обучиться сторителлингу или взять уроки по импровизации и актерству.
Другое дело, если вы блогер или вам просто интересно самому полностью делать ролики, тогда, конечно, можно и обучиться.
Если нет времени самостоятельно развивать личный бренд или не хватает навыков, можно пойти другим путем. Знаю, что многие предприниматели и топы из крупных компаний обращаются за помощью к профессионалам и покупают качественное обучение.
Например, берут комплексную программу Synergy Executive MBA. Она нацелена на подготовку управленцев, способных действовать нестандартно и результативно.
В рамках программы есть отдельный трек по личному бренду. Каждый слушатель получает своего ментора международного уровня, 100+ шагов в формате видеоинструкций и все необходимые документы для формирования личной концепции.
Итак, чтобы создать личный бренд:
- Определитесь с целями — зачем вам развивать личный бренд, что это даст
- Сформулируйте свою ценность — чем вы будете интересны людям
- Подумайте, что из ресурсов у вас есть: деньги, время, навыки
- Определитесь с контентом — что и как будете транслировать аудитории
- Проработайте стратегию. Экспериментируйте и используйте маркетинговый подход — для продвижения себя как продукта
- Вкладывайтесь в свое развитие и образование.
Реклама. Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», ИНН: 7729152149, erid: 2VtzqxWZUHh