Пример: Николь работает в небольшой технологической компании с ненормированным графиком. Ее работа непредсказуема, а руководитель порой ведет себя неадекватно. Но ей нравится то, чем она занимается, она считает, что многому учится на этой работе и здесь есть большой потенциал для личностного роста. «Не знаю. Нам отовсюду советуют следовать своей мечте, и я думала, что эта работа и есть моя мечта, но иногда она скучна, иногда расстраивает, и я просто не знаю, что чувствую, работая здесь». Николь считает, что ей не следует неоднозначно относиться к своей работе. Она уверена, что работа должна быть ее мечтой. Она постоянно думает, что должна иметь поистине удивительную работу, на которой ей никогда не должно быть скучно… в противном случае либо с ней что-то не так, либо это не та работа. Николь не в состоянии мириться со смешанными чувствами в отношении работы.
Есть личные чувства, а есть приобретенные с опытом, стереотипами, установками в социуме, поступками людей и тд. Когда личные чувства стоят на первом месте, то и амбивалентность не читается как нечто невротическое. Проблемы начинаются, когда происходит давление установок извне. К примеру, если родители тираны, то у ребенка скорее всего сложатся двойственные чувства: личное: я не люблю тиранов, я боюсь их; и коллективное бессознательное: но это же родители, я должен их любить потому что так установлено обществом. Если долго игнорировать личные чувства, начинаются невротические проблемы, постоянное ощущение давления извне и своя слабость и никчемность как невозможность противостоять одному сложившимся обществом правилам. Происходит внутриличностный конфликт со всеми вытекающими проблемами.
Если изначально прислушиваться к личным чувствам и ощущениям, распознавать их, можно быстрее находить решения для освобождения от давлеющих внешних установок. (Тот же пример: родители тираны, я боюсь их, запишусь в спортивную секцию, буду их меньше видеть, начну раньше зарабатывать, чтобы быстрее съехать и тд)