Как азербайджанец открыл кофейню в Берлине
Орхан Ахмедов шесть лет назад уехал из Азербайджана в Германию учиться, а вернулся с франшизой своего кофейного бренда. Сейчас сеть кофеен Ormado Kaffeehaus и производство зерна приносят ему более 2 млн евро выручки в год.
Орхан Ахмедов, основатель и владелец немецкого кофейного бренда Ormado Kaffeehaus, родился и вырос в Баку. В 24 года он уехал в Германию учиться и приехал в Азербайджан лишь через четыре года на открытие первой франшизы своей берлинской кофейни.
Сейчас в сети уже пять кофеен, есть свой цех по обжарке кофе и линия готовых напитков. Бизнес приносит 10 тыс. евро чистой прибыли в месяц. «Это сейчас, пока пандемия», — уточняет он. Орхан поделился, почему он не остался жить в Баку и что ему стоило открыть бизнес в Берлине.
Кофейня Ormado Kaffeehaus в Берлине — первая в городе, открытая по франшизе
По словам Орхана Ахмедова, учеба в Германии была прикрытием. Поступление в Европейский университет Виадрина во Франкфурте-на-Одере дало возможность под благовидным предлогом уехать за границу.
Магистратуру по гуманитарному праву он все равно закончил — обещал родным. Однако возвращаться не планировал. Еще в Баку, когда выбирал вуз, решил, что откроет в Германии бизнес — читал, что там поддерживают предпринимателей.
В Германии у меня не было никого — ни друзей, ни знакомых. Язык я тоже плохо знал. Я жил на кампусе, потом работал в Берлине на таких позициях, где немецкий не требуется: был секьюрити, доставщиком пиццы, бариста. И все равно это было лучше, чем в Баку. Там у меня не было бы шансов. Это совсем другой уровень.
Дедушкино наследство
Решение открывать именно кофейню Орхан принял, когда работал бариста в разных заведениях: и в сетевых вроде Starbucks, и в местных. Понял, что сможет вести дела не хуже. На старт потребовался год. Четыре месяца ушло на регистрацию фирмы в Берлине, полгода на продажу его квартиры в Баку, остальное время он закупал оборудование и готовил помещение к открытию.
Орхан вспоминает, что регистрировать фирму начал, еще работая баристой. Все документы собирал сам — денег на юристов или консультантов не было. Так что процесс затянулся. Как и продажа квартиры, доставшейся от дедушки, — в Азербайджане начался кризис, курс евро сильно подскочил, стоимость недвижимости стремительно падала.
В итоге почти все деньги от покупки квартиры — 80 тысяч евро — вложил в открытие первой кофейни. «Сейчас я бы вложил в открытие такой же кофейни меньше, — признается Орхан. — Если бы я тогда закупался у одного поставщика, а не у нескольких, то сэкономил около 30 тысяч евро».
Сколько стоит открыть кофейню в Берлине
Аренда помещения — 14 000 (из них депозит 5 000)
Дизайн и ремонт — 7 000
Вывеска на фасаде — 4 000
- Мебель внутри — 4 500
- Мебель на веранде — 2 500
- Прилавок и витрина — 2 000
- Кофемашина Royal Synchro — 4 500
Оборудование для кухни — 3 500
- Оборудование для кассы — 1 000
- Сырье (кофе, выпечка и др.) — 5 000
- Сопутствующие товары — 2 000
- Другие расходы — 2 500
Если в Азербайджане пить кофе стало модно недавно, то в Германии кофе — это старая привычка. Почти как курение. Здесь разбираются в кофе, есть кофейни на разный вкус и разную аудиторию. Аудитория Ormado Kaffeehaus — люди среднего возраста, которые никуда не торопятся, любят вкусный кофе и джаз. Как и я, собственно.
Месяцы в минус
Первая кофейня Ormado Kaffeehaus открылась в декабре 2017 года на Айнбеккер штрассе, недалеко от Музея Штази. Площадью 100 кв.м, на оживленной улице, с рассадкой внутри и на веранде. Выбор места Орхан объясняет просто: помещение находится под квартирой, в которой жил.
Хотя изначально он хотел открыть первую точку в Mall of Berlin — огромном ТЦ в центре города. Однако там ему отказали — нужно было предоставить данные по выручке, которой тогда еще не было. Кофейня Ormado Kaffeehaus в Mall of Berlin все же появилась — через два года, когда у бренда уже было свое производство кофе и работала франчайзинговая кофейня в Баку.
Первые три месяца, по словам Орхана, кофейня работала в минус. Предприниматель сам стоял за прилавком, готовил кофе, обслуживал гостей. Не было рекламы, время на обслуживание одного клиента уходило много, меню было перегружено горячими блюдами.
После работы над ошибками в меню остался кофе и горячие вафли, сотрудников в смену стало больше, а готовить кофе стали быстрее — и бизнес пошел в гору. Сейчас эта, самая первая кофейня приносит по 5 тысяч евро в месяц чистой прибыли, до пандемии — больше на 30%. Еще 3 тысячи евро в месяц приносит производство кофе.
Цех по обжарке кофе я открыл через год после старта. Он находится в Гронау — небольшом городке на границе с Австрией. Там всего десять тысяч жителей. Если открываешь предприятие в таком месте, немецкое правительство освобождает от налогов и помогает с инвестициями. В обычной ситуации мне понадобилось бы три года, чтобы получить такую поддержку. Правда, приходилось ездить из Берлина по 600 км туда и обратно два раза в неделю.
Пограничное производство
Зерно в Гронау доставляют из Кении, напрямую с местной фермы. Орхан вспоминает, что сам ездил в Африку общаться с поставщицами. В цеху кофе обжаривается и фасуется на продажу. В месяц здесь производится 10 тонн кофе: половина идет на собственные нужды сети, а половина распродается в розницу и оптом в другие кофейни по всей Европе. Плюс цех выпускает линию готовых напитков под брендом Ormado Kaffeehaus — кофейных, энергетических и винных.
Их можно купить онлайн на сайте или в кофейнях. Предприниматель говорит, что ему было принципиально, чтобы вкус кофе во всех точках Ormado Kaffeehaus был одинаковым. Тогда те, кто попробовал этот кофе в Вене, захочет найти его и в Берлине.
Сейчас в сети Ormado Kaffeehaus пять кофеен — две собственные в Берлине и три франчайзинговые (в Берлине, Вене и Баку). Во всех точках единое меню, единый вкус кофе, стандарт обслуживания и общая CRM. Все франчайзи проходят двухнедельный курс в учебном центре в Гронау — учатся стандартам, менеджменту, приготовлению кофе.
Предложения по вводу новых позиций в меню обсуждаются, но принимаются только после одобрения технологов и экономического просчета. Головной берлинский офис отслеживает финансовые показатели точек и по видеокамерам контролирует соответствие витрин, формы сотрудников и норм обслуживания стандарту.
За нарушение франчайзи не штрафует, мотивирует по-другому: премирует за хорошие показатели выручки и отзывы гостей.
Изначально я не думал запускать франшизу. Это получилось само собой — друг захотел открыть такую же кофейню в Баку. Он и стал первым франчайзи. Ormado Kaffeehaus в Баку — популярная кофейня. Из-за того, что, с одной стороны, принадлежит азербайджанцу, а с другой стороны, европейского уровня. Это вызывает доверие. Я иногда приезжаю туда и сам готовлю кофе для гостей.
Кофе для туристов
Если открытие первой франчайзинговой точки было экспериментом и все делалось по наитию, то сейчас франшиза Ormado Kaffeehaus готова к быстрому открытию в европейских странах и в России. Каждый новый партнер получает комплект документов и проходит курс обучения.
Новая кофейня подключается к общей кассовой системе учета, получает доступ к приложению для клиентов и к сайту, чтобы работать онлайн. Поставки кофе и продуктов происходят централизованно — этим занимается головной офис.
Инвестиции варьируются от 25 тысяч до 100 тысяч евро в зависимости от формата кофейни. Прибыль тоже зависит от формата: у большой кофейни выручка около 30 тысяч евро в месяц, у маленькой в формате to go — 20 тысяч, зато она окупается быстрее. В среднем срок окупаемость — полтора года. Все, по словам Орхана, зависит от активности партнера.
Если франчайзи вовлечен в процесс, сам занимается развитием кофейни и заинтересован в успехе, то бизнес окупится быстрее. Главное — найти правильное место. Треть выручки Ormado Kaffeehaus приносят туристы. Поэтому особый интерес вызывают новые партнеры из Италии, Франции, Испании, Греции и России.
У меня честный бизнес и качественная франшиза, не хуже Starbucks и Costa Coffee. Недавно я проводил аудит фирмы — ее оценили в миллион евро. Для трех лет это очень неплохо. В Баку у меня бы не получилось построить такой бизнес. А здесь я вижу большие перспективы.
К 2024 году планирую перевести производство в Берлин и сделать из него музей. Думаю, к этому времени под моим брендом будут работать уже 30 кофеен. Кто-то скажет, что это немного, но я реально смотрю на свой бизнес.