Пейджинговая система в общепите. Каменный топор или маст хэв.
Всем привет, меня зовут Александр, я разработчик и в последнее время моя работа сильно связана с общепитом. Сегодня хотелось бы поговорить о пейджерах для оповещения гостей о готовности их заказов и почему эта система не так актуальна в 2025 году.
Что такое пейджинговая система
Пейджеры - это достаточно архаичное устройство, которое используется общепитом для уведомления гостей о том, что их заказ готов. Скорее всего каждый как минимум их где-то видел, а как максимум даже держал в руках.
Если посмотреть чуть ближе, то это максимально простая система (а значит, надежная), состоящая из базовой станции, которая является передатчиком и принимающих устройств. Кассир пробивает заказ, отдает гостю пейджер и, как только заказ был приготовлен, кассир нажимает на базовой станции нужный номер пейджера, станция передает на него сигнал по радиоканалу, и тот издает звук.
Такое решение актуально на фудкортах, когда время приготовления блюд может быть сильно больше 5 минут.
Не собираюсь высасывать из пальца проблемы, такая система в основном работает стабильно. Есть ограничение на расстояние, но маловероятно, что ваш гость уедет к себе домой ждать свою пиццу.
Почему биперы неактуальны в современном общепите
Здесь нужно сказать, что я в принципе являюсь адептом киосков самообслуживания (или касс самообслуживания), чуть позже планирую рассказать как мы создавали собственный и почему не выбрали готовое решение.
Проблема №1: Дополнительный труд кассира
За пейджерами надо следить, отдавать и принимать их от гостей обратно, работать с базовой станцией. Системы, которые интегрированы в кассовое ПО, я встречал только на картинках, в основном все пользуются самыми дешевыми и простыми.
Проблема №2: Следует из первой - пищевая безопасность
Как таковых отдельных кассиров я уже ни у кого не видел, обычно это сотрудник, который и принимает заказы и помогает их готовить.
Сколько рук видели эти пластиковые устройства, куда их клали, носили в туалеты и что на них проливали - несложно представить. Любая сторонняя вещь, которую сотруднику нужно трогать руками, создает узкое место и угрозу. Это же касается и наличных денег.
Проблема №3: Не работает с киосками
Бипер кто-то должен выдать. Когда мы говорим о системах самообслуживания - выдавать их там некому.
Проблема №4: Решает только узкую задачу
Да, гостя нужно уведомить, никто не хочет стоять рядом с заведением в ожидании заказа 30 минут. Но пейджер решает только эту задачу и создает проблемы в других местах.
Решение - современный подход и автоматизация
Если у нас в заведении есть касса немного современнее чем ОКА 4401 - почему она не может выступать базовой станцией. И зачем вообще нужна какая-то базовая станция, если у нас уже есть кассовое ПО.
А что может выступать пейджером? - верно, смартфон гостя, который никто кроме гостя не трогает.
Итого я смог составить для себя некоторые требования и задачи:
- Кассир или другой сотрудник не должны участвовать в работе системы уведомлений
- Нужно использовать доставку уведомлений на смартфон гостя, это поможет избежать узких мест и потенциальных угроз
- Связать все это уже с имеющимися киосками самообслуживания
- Сделать систему полезной не только для заведения, но и для гостя
Собрав всю информацию воедино, я приступил к разработке. Так как заведение работает с IIKO, нужно было написать плагин, который бы понимал, что заказ принят, генерировал номер, выдавал этот номер гостю и оповещал его о готовности. Оповещать гостя я планировал в Telegram-боте - мессенджером пользуется уже большая часть, у него удобный API, никакое другое решение (приложение, сайт, смс) тут не подойдет, так как касание будет очень долгим, а никто не хочет тратить свое время.
Что получилось на выходе:
- Плагин для IIKO - как только заказ был оплачен, печатает на чеке или на дополнительном чеке уникальный номер в пределах одного дня и QR-код на бота в Telegram
- Telegram-бот - принимает номера заказов и отправляет уведомления
- Гость отправляет код с чека боту, подписываясь на уведомление о готовности своего заказа
- Как только на экране кухни заказ переходит в статус "выдан" - гостю автоматически отправляется уведомление
Не только бипер
Для меня было важно не только автоматизировать часть работы с пейджерами, но и предоставить какую-то ценность для гостя и заведения. И думать долго не пришлось, раз у нас есть такой близкий контакт с гостем - почему не спросить у него о его впечатлениях о посещении?
Какая еще есть боль? - отзывы. Особенно негативные. Особенно те, что попадают в Яндекс.Карты или 2ГИС.
Фактически, когда публикуется негативный отзыв на картах - все что нам остается, это "тушить пожар". Пытаться ответить, а обычно это будет максимально однотипный комментарий, который гость или не прочитает или забудет. А позитивные отзывы на картах пишут намного реже. Когда все хорошо - редко кто будет тратить время, а когда плохо и гость разочарован или в бешенстве - точно будет.
Почему бы нам не перехватить инициативу и во-первых не спросить гостя о посещении уже после получения заказа, а во-вторых не дать возможность оставить любой отзыв в принципе. И почему бы не интегрировать ИИ, который соберет всю нужную информацию.
Сказано — сделано
После небольших доработок система уже не просто заменяет пейджер, а решает гораздо более сложную и важную задачу.
Итого мы имеем:
- Возможность уведомлять о заказах гостей без покупки пейджеров, без угроз пищевой безопасности и без трудозатрат сотрудников заведения
- Максимально близкий контакт с человеком, не просто проходящим мимо, а воспользовавшимся услугами
- Средство не для "тушения пожаров", а для их предотвращения. Недовольства всегда можно перехватить и решить проблему быстро и безболезненно, а позитивные отзывы можно перенаправить сразу на Яндекс.Карты
- Интегрированный ИИ, который сам соберет все нужные данные и перенаправит обращение к сотруднику, если отзыв негативный, или предложит оставить его на картах, если отзыв позитивный
А еще можно разместить единый QR-код где-нибудь в заведении и принимать отзывы даже без уведомлений о заказах, дополнить бота возможностью отправлять подарочные сертификаты или купоны на негативную обратную связь, рассылать важные уведомления и т.д. и т.п., тут главное — держать фантазию в руках.
Лирическое отступление про карты
Да, можно накрутить любые оценки и отзывы, но от этого инструмент не перестает быть важным. Купленные восхваляющие комментарии обычно сразу видно, а вот негативные скорее всего оставили сами посетители. И если вы до сих пор не отвечаете на такие отзывы или отвечаете раз в полгода или отвечаете на одни, но игнорируете другие - самое время этим заняться.
Спасибо, что дочитали, будет очень интересно узнать ваше мнение, особенно если вы работаете в сфере общепита или сталкивались с системой пейджеров, когда были гостем.
Считаете ли вы, что их время ушло или они останутся с нами навсегда?