Как появилась компания Eattery: от идеи до успешного бизнеса в сфере готового питания
Говорят, что из профессиональной спортивной карьеры нет оптимистичного выхода. Но если собрать все знания, характер и опыт крупных интересных компаний воедино, то можно создать собственный успешный бизнес. Яркий пример – появление компании «Eattery» на рынке готового питания.
Идея создания «Eattery»
Будущие основатели компании успели пожить в Южной Корее, Великобритании, Испании и Америке. Взгляд на зарубежные стандарты ведения бизнеса и успех крупных компаний вызвали желание создать что-то своё. Спустя несколько лет после возвращения в Россию и работы в разных сферах было принято решение осваивать рынок общественного питания, а именно направление готовой еды. За образец взяли западный пример – привлекали представленность, разнообразие продукта и возможности роста этого сегмента. Прообразами Eattery стали супермаркеты Tesco, Sainsbury's, El Corte Inglés и проект Nostrum в Барселоне.
Если магазины демонстрировали широкий ассортимент качественной продукции, то бизнес-модель Nostrum стала отправной точкой. У компании 150 кафе по всей Европе и крупное производство, а добавить разнообразие продуктовой линейки, то получится базовая концепция Eattery. Эта модель должна была успешно внедриться и на российский рынок, ведь с каждым годом время становится ценнее, ритм жизни ускоряется, поэтому готовая еда идеально вписывается в глобальные тренды.
Основатели Eattery с самого первого дня планировали создать компанию с миллиардными оборотами, поэтому выбрали большой рынок и масштабируемую бизнес модель. Так было принято решение создать собственное производство, которое могло бы работать автономно и развивать собственные каналы – сеть кафе готового питания с налаженным ритейлом и возможностью открытия франшизных точек. Проект стартовал в начале 2018 года, а официальное открытие производства и кафе состоялись 15 августа 2019 года. В открытие было инвестировано порядка 100 миллионов рублей, которые пошли на строительство производства, закупку оборудования и открытие трех кафе.
Сейчас Eattery – централизированное производство площадью 1000м2, которое занимается созданием готовых блюд высокого качества по доступной цене. У компании три кафе в г. Краснодар, а также партнерства с сервисами доставки продуктов Самокат, Яндекс.Лавка, Ozon, с кофейнями, продуктовыми магазинами и договоры по поставке корпоративного питания.
Предыдущий 2021 год компания закончила с выручкой 120 миллионов рублей, расширила географию поставок в три новых региона и закрыла третий и четвёртый кварталы с операционной прибылью. Показатель Like for Like за декабрь 2020 и 2021 годов по количеству произведенных блюд в месяц увеличился в два раза с 36 тысяч до 71 тысячи блюд.
Первые шаги и сложности
Трудностей, как и у любой компании на момент запуска, было достаточно. Какие-то связанные с масштабированием, какие-то с ошибками в ценообразование, а какие-то с резким ростом объемов и потерей качества.
Eattery начинала свой путь в Краснодаре, и на первых этапах у потребителей возникало большое количество возражений и негатива из-за отсутствия опыта взаимодействия с категорией готовой еды. Людей пугали сроки годности и разогрев еды в микроволновке. Многие не верили, что готовые блюда могут оставаться свежими на протяжении 7 дней без заморозки. Так как компания Eattery стала первой в производстве подобного рода продукции в Краснодаре, то приходилось знакомить аудиторию со всеми нюансами, особенностями и технологиями.
В самих кафе сотрудники объясняли, что в еду не добавляются никаких консервантов и все готовится из натуральных ингредиентов, а срок годности продлевает технология «vacuum-gas», которая извлекает кислород из контейнера и добавляется чистый пищевой азот, что замедляет ферментацию ингредиентов. Если у человека оставались сомнения, то компания давала попробовать блюдо за счет заведения и, как показывала статистика, люди становились клиентами Eattery.
Еще одна сложность заключалась в том, что Eattery стала быстро расти и сотрудничать с федеральными сетями. Уже через 6 месяцев работы поступили предложения о сотрудничестве от руководителей «Х5» и «Магнит». Они попробовали продукт и предложили совместную работу. Однако трудности ситуации заключались в резком росте объемов – тут сразу стали понятны все узкие места производства. Необходимо было докупать оборудование, инвентарь, расширять производственные площади и адаптировать технологические процессы.
Резкий рост объемов повлиял и на качество самих блюд, что совершенно не устраивало руководство компании. Было решено расширить команду поваров, а это уже привело к увеличению ФОТа и снижению рентабельности.
Сотрудничество с сетями продолжалось более года, но, в итоге, было решено приостановить работу. Поскольку продукт находился в более высоком ценовом сегменте и это влияло на продажи. Но основным катализатором стала потеря репутации, так как продукция Eattery находилась не на своих полках, не соблюдались температурные режимы и не было надлежащего товарного вида. Компания получила колоссальный опыт, расширила производство и поняла, как работать с крупными заявками. Возвращение в сети всё же планируется позже, но с другим продуктом, который будет подходить под целевую аудиторию ритейлеров.
Важным уроком для Eattery стало и ценообразование. Так как основное стремление – дать максимально высокое качество продукта и широкий ассортимент (сейчас у компании более 180 блюд в портфеле), то на начальном этапе была допущена ошибка в ценообразование из-за нехватки специалистов, которые должны отвечать за данный процесс. При первом серьезном анализе стало понятно, что что-то не так. Вариантов было два: убрать некоторые товары из ассортимента или повысить цену, чтобы добиться нужных показателей. Было выбрано поднятие цен на продукцию. Это привело к потере небольшой доли аудитории, но улучшению показателей.
Для привлечения клиентов была запущена новая линейка блюд «Eattery life» с меньшей граммовкой и более низкой ценой. Так люди стали возвращаться и приводить с собой новых гостей. Самое ценное из данного опыта – понимание, за какую продукцию клиенты готовы платить более высокую стоимость, а за какие – нет. Это помогло улучшить товарный портфель и систематизировать процессы контроля себестоимости товара, определения необходимой маржинальности и конечной продажной цены.
Руководителям Eattery нравится фраза: «Опыт берет дорого, но объясняет очень доходчиво». Все сложности, которые возникли, воспринимались позитивно. Ведь единственный способ расти – быть готовыми рисковать и терпеть неудачи. Но самое главное – делать правильные выводы, учиться и двигаться вперед.
Философия и культура компании
Поскольку у основателей Eattery был богатый профессиональный футбольный опыт, жизнь и учеба заграницей, общение с разными людьми – это сформировало определенные принципы и философию. Футбол помогает становиться самостоятельными с детского возраста, с 9 лет ребята самостоятельно ездили на тренировки к 07:00 утра через весь город, занимались, ходили в школу, снова тренировались и отправлялись домой. Спорт учит не только дисциплине, но и преодолению сложностей, стойкости и командной работе. Будущие основатели компании играли под руководством разных специалистов, у которых существовали свои требования, взгляды на игровой процесс, команды и методы выстраивания взаимоотношений в коллективе.
Есть много определений понятия «культура». Но, самое подходящее в этом случае – принципы, поведение и люди. Футбол помог понять эти вещи и адаптировать их под бизнес. Теперь культура помогает компании расти, принимать решения и дает возможность талантливым людям проявить себя.
В Eattery определен ряд качеств, принципов и правил, которые помогают команде общаться на одном языке. Вот некоторые из них:
- Порядочность: каждый сотрудник уникален и непохож на остальных, но у всех членов команды должно быть одно качество, которое их объединяет. Поэтому для всех объясняется принцип – поступай по совести. Необходимо вести себя культурно и не забывать, что в любом месте сотрудник представляет компанию и ее ценности.
- Трудолюбие: важное качество для успеха любого человека. Даже если работник талантлив, но ленив – он не сможет раскрыть свой потенциал на сто процентов. Eattery высоко ценит трудолюбие и вознаграждает за него.
- Стойкость: дает возможность вставать после ошибок или неудач, получать опыт, извлекать уроки и двигаться вперед.
- Поругались и хватит. Конфликты всегда могут возникать в командах, но Eattery учит своих сотрудников придерживаться простого правила – поругались и хватит. Ведь вся команда – одна большая семья. Сотрудники понимают, что на самом деле никто никого не хочет обидеть. Всегда нужно приходить к общему согласию, а после работы можно пойти в бар и посмеяться над ситуацией вместе.
- Команда на первом месте. В Eattery могут быть специалисты разного уровня, с разными опытом, возрастом и взглядами. Но важно дать понять, что все игроки, от звезд до запасных, должны быть готовы поставить интересы команды выше личных. Это и есть преданность компании и демонстрация причастности к общему делу.
За два с половиной года команда выросла с 2 до 60 человек. В обучение сотрудников инвестировано около 350 000 рублей. И сейчас в Eattery большая база курсов, лекций, собственная система обучения, которая позволяет растить талантливых людей и давать им возможность себя проявить. За этот период в компании выросло большое количество классных молодых специалистов, которые координируют деятельность, развивают продукт, работают в бухгалтерии, занимаются SMM или отвечают за продажи. А большинство из них начинали с должности «продавец-кассир».
Культура Eattery, HR, бренд компании по-прежнему притягивают интересных молодых ребят, которые хотят добиваться серьезных результатов.
Планы компании
Для Eattery важно реализовать стратегию, которая разовьёт конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе. Компания убедилась в работе нынешней бизнес-модели – это подтверждает ежемесячный рост. Но также очевидна и необходимость проработки новых источники доходов. Для этого в планах протестировать доставку рационов питания на неделю и расширить географии поставок.
Доставка рационов будет реализовываться через сайт Eattery, который уже работает в MVP-версии. Клиент выбирает продолжительность программы, знакомится с ассортиментом блюд, производит оплату. Далее осуществляется доставка в удобное для клиента время. В ходе тестирования стало понятно, что целевая аудитория рационов отличается от аудитории, которая заказывает еду через сервисы доставок.
Сервисы доставок – более импульсивная покупка, решающая конкретную проблему, как, например, закрыть потребность в завтраке или обеде. Поэтому люди делают заказ через сервис. Рационы – более спланированная потребность, решающая совсем другую проблему.
Представительство в других регионах позволит компании увеличить долю рынка и существовать не только в онлайн-пространстве, но и в магазинах, кофейнях, аналогичных заведениях. Также в планах открывать собственные точки в этих городах для повышения знания об Eattery. Для этого необходимо дать людям опыт взаимодействия с брендом в офлайн. И это не просто мечты – уже начата отработка модели в одном из городов России. А далее будет произведен анализ и масштабирование схемы в другие города.
Компания Eattery составила стратегию развития на ближайшие пять лет в которую вошли следующие цели:
- добавить 10 новых городов к концу 2022 года;
- привлечь крупный раунд инвестиций для масштабирования к лету 2022 года;
- развить направление доставки готовых рационов и создать полноценное приложение к концу 2022 года (уже проводится тестирование);
- стать технологичной компанией: разработать продукт для B2B сегмента и автоматизировать внутренние процессы. Пока не можем сказать, что это будет, так как это станет конкурентным преимуществом. К концу 2022 года MVP продукт должен быть готов;
- нарастить количество B2B партнеров к концу 2022 года;
- нанять талантливых специалистов, которые смогут реализовать стратегию к лету 2022 года: директор производства, операционный директор, снабженец, специалист по продажам, финансовый директор, трейд-маркетолог, бренд-менеджер;
- увеличить ежегодный оборот до 500 миллионов рублей к концу 2025 года на текущем производстве;
- стать единогласным лидером в ЮФО в сегменте готовой еды к 2025 году;
- запустить новое производство в Краснодарском крае к концу 2026 года.
Общие инвестиции в проект составили 100 миллионов рублей, сейчас компания ведет переговоры с фондами для крупного раунда инвестиций. Eattery находится в таком положении, что может выбирать себе партнера без стремления привлекать деньги любой ценой.
Eattery ищет партнеров, которые помимо денег смогут дать необходимые опыт, видение и разделят совместный успех. Компания хочет, чтобы инвестиционная философия сходилась с мышлением руководителей команды, и потенциальный партнер вносил свой вклад в развитие не только финансами, но и собственным виденьем стратегии, советами.
Компания мыслит в долгосрочной перспективе и четко понимает, где она должна оказаться и за счет чего это нужно сделать.
Вот несколько принципов, которых придерживается Eattery в этом направлении:
- готовность жертвовать краткосрочной прибылью ради сохранения долгосрочной лояльности клиентов;
- способность мыслить широко, инновационно и всегда оценивать долгосрочную перспективу. Это то, что значительно увеличит капитализацию компании, без потери операционной эффективности;
- возможность всё решать совместно с молодой талантливой командой, которая готова учиться, работать и добиваться целей.
Сейчас Eattery инвестирует собственные средства в размере 30 миллионов рублей для формирования сильной команды, повышения эффективности производства, созданию IT-инфраструктуры и наращиванию объемов продаж.
Текущая ситуация
Нестабильность рынка, которую повлекли февральские перемены должна была внести серьёзные корректировки в планы. Многие представители краснодарской индустрии общественного питания уже заявили о проблемах, поднятии цен, в среднем, на 25-40%, и о сплошной неизвестности в дальнейшем существовании их бизнеса. Но Eattery не из тех, кто останавливается перед сложностями. Поэтому стремление к максимальной реализации задуманного не поддаётся правкам.
Безусловно, реакция компании на изменения не заставит себя ждать. Но на помощь здесь приходят такие инструменты, как:
– работа с себестоимостью товаров;
– оптимизация фонда оплаты труда;
– оптимизация бизнес-процессов;
– поиск новых источников прибыли.
К тому же, Eattery отличается форматом от большинства заведений общественного питания Краснодара. Здесь доставка и быстрое обслуживание сыграют на руку, даже если трафик посетителей в кафе сократится – он никогда и не был первостепенным в работе компании. Поэтому к списку планов добавится параллельная активная работа с минимизацией рисков, но курс на расширение уже взят. Всё что остаётся – жить в сегодняшних реалиях и стараться добиваться желаемого, а не просто держаться на плаву.
Eattery в социальных сетях:
По любым вопросам: che@eattery.ru или telegram @cheyc