Чего не стоит бояться при открытии ресторана
Собственный ресторан по франшизе — удачный способ зайти в сферу общественного питания. Быстрая окупаемость и здоровая конкуренция привлекают многих предпринимателей, но не все решаются стартовать в незнакомом бизнесе.
Мы проанализировали главные страхи, которые мешают открыть собственный ресторан. В этой статье расскажем, как с ними бороться, — нам поможет Захар Кусков, руководитель отдела продаж франшизы «Шашлыкoff».
Страх № 1. Я не справлюсь без опыта в ресторанном бизнесе
Почему не стоит этого бояться
Главный плюс работы по проверенной франшизе — вы приходите на всё готовое. Команда разобралась в тонкостях, отладила процессы, составила чек-листы и научилась рассчитывать рентабельность ресторана.
Если нет опыта в ресторанном бизнесе, мы поможем на всех этапах. Вместе с партнёром подберём место, посчитаем рентабельность, сроки запуска и окупаемости, обновим меню, дадим советы по рекламе. Наша цель — помочь ресторатору развиваться.
Когда у партнёра есть опыт ресторатора, кураторство нашей команды всё равно понадобится. Обычно предприниматель следует своей отлаженной модели бизнеса, а «Шашлыкoff», как и любая франшиза, создан под конкретный формат работы. И применить к нему иную бизнес-модель будет неверным решением. Поэтому мы помогаем клиенту перенять наш опыт, чтобы он преуспел под брендом «Шашлыкoff».
Мы работаем на взаимовыгодное сотрудничество — эта модель называется win-win. Благодаря ей открыли уже 89 баров «Шашлыкoff» в 48 городах.
Как на практике
Мария и Юрий из Якутска открыли ресторан «Шашлыкoff» в 2017 году вообще без опыта в этом бизнесе. Пара хотела открыть кофейню, но выбранное помещение было слишком большим — так и решили открыть ресторан.
В итоге всё получилось. Как говорит Мария, при подготовке к запуску «франчайзи снимает с себя часть головных болей, которые выпадают на долю самостоятельного ресторатора. <...> …Команда франчайзера давно знает о них и, самое главное, знает, как все эти проблемы решить». За первый год выручка составила около 50 миллионов рублей; часть ее Мария и Юрий вложили в новые рестораны.
Страх № 2. Не смогу правильно подобрать локацию
Почему не стоит этого бояться
У специалистов «Шашлыкoff» есть чек-лист, по которому можно оценить место под ресторан. Например, какой там будет трафик? Не все задаются этим вопросом, а ведь целевой трафик играет ключевую роль в успешности ресторана. Объясню почему.
Представьте метро: условно через одну крупную станцию проходит два миллиона человек каждый месяц. Сколько из них — ваша целевая аудитория? Уж точно не все два миллиона. Поэтому всегда важно оценивать, на какой клиентопоток вы можете рассчитывать по факту, а не гипотетически.
Другой важный фактор — интересы аудитории. По опыту знаю, что открывать свой первый ресторан в спальном районе города — идея, которую стоит несколько раз взвесить. Все стремятся к центру города, чтобы посещать заведения общепита. Соответственно, в спальном районе открываться можно, если бренд узнаваем в городе, а основной трафик приходится на вечера и выходные дни.
Команда франшизы смотрит на всё, от проходимости до потенциальных вложений в ремонт помещения. Подобрать неправильную локацию в такой ситуации будет крайне непросто.
Как на практике
Наш партнёр открывал гриль-бар «Шашлыкoff» в центре Благовещенска на улице Ленина. Локация была незаметной, непопулярной — по расчётам партнёра и специалистов «Шашлыкоff» трафик был около 60 тысяч человек. Но партнёр прогнозировал большую прибыль, опираясь на знание города. И не прогадал: локация оказалась выгодной и принесла выручку больше запланированной в бизнес-плане.
Страх № 3. Не смогу быстро запуститься
Почему не стоит этого бояться
Запуск ресторана может отсрочиться, если на арендованном помещении есть ограничения. Поэтому партнёрам мы советуем привлекать юриста с опытом работы в сфере общественного питания. Если нужно, команда «Шашлыкоff» поделится контактом проверенного специалиста — при необходимости он помогает партнёру проанализировать договор, выбрать выгодные для партнёра и арендодателя условия и оценить риски помещения, а также участвует в переговорах с собственником помещения.
Например, вы решили открыться в здании — объекте культурного наследия. Юрист предупредит, что запуск может занять до года вместо трёх месяцев. Дело в том, что с такими помещениями нужно согласовывать каждую стадию ремонта в нескольких инстанциях. Это занимает больше времени.
Команда франшизы дополнительно поделится опытом: расскажет, сколько времени может потребоваться на запуск ресторана с учётом выбранного помещения. Учтёт всё: подведение канализации, организацию ремонта, установку пожарной сигнализации и прочее, а также поделится советами, как сэкономить. Например, как договориться с арендодателем уменьшить сумму арендной платы за то, что вы ставите пожарную сигнализацию за свой счёт.
Мы поддержим всегда:
- проконсультируем по всем вопросам;
- поможем найти подрядчика, который составит дизайн-проект, опираясь на технологический план помещения;
- предоставим команду из 11 человек для открытия ресторана.
Как на практике
Чтобы запуск прошёл вовремя, менеджер «Шашлыкoff» курирует весь процесс строительства до открытия ресторана. Поначалу он консультирует дистанционно, а за две недели до открытия приезжает на локацию, чтобы проверить соответствие ремонта формату, дать рекомендации по несоответствию и уточнить сроки готовности в соответствии с планом запуска партнёра.
Сроки запуска зависят от подрядчиков:
- Если партнёр выбрал подрядчиков, которые раньше не занимались открытием ресторанов, открытие может затянуться.
- Если выбрал стороннюю строительную компанию, с которой работало большинство партнёров «Шашлыкoff», процесс пойдёт быстрее. Опытная компания знает последовательность работ, допускает минимум ошибок и позволяет открыться раньше.
Это важно, если у вас арендные каникулы три месяца, а мастера затягивают работу. Как минимум придётся оплатить аренду за ещё не открывшийся ресторан. Как максимум можно лишиться места, если у арендодателя строгие правила к запуску новых локаций.
Все заинтересованы, чтобы вы открылись быстро и качественно.
Страх № 4. Мне никто не поможет при запуске
Почему не стоит этого бояться
Если работать по франшизе, этого не случится. На момент написания статьи у «Шашлыкoff» уже 89 предприятий, ещё три в процессе запуска. Мы консультируем на каждом этапе: бизнес-плана, локации, стройки, ремонта, подбора персонала, маркетинга, запуска. Все пункты расписаны.
За каждым партнёром закрепляем менеджера проекта — он проследит, чтобы качество работ и помещение соответствовали требованиям для быстрого запуска ресторана. Менеджер консультирует:
- по обмерочному плану с согласованием мест для установки оборудования;
- технологическому проекту;
- дизайн-проекту с последующей корректировкой рассадки, размещения кассы и вывесок;
- согласованию систем вентиляции, водоснабжения, канализации, пожаротушения и видеонаблюдения;
- закупке оборудования от видеокамер до холодильников (этот шаг берёт на себя партнёр: он может использовать своих поставщиков или тех, которые поставляли оборудование большинству партнёров «Шашлыкоff». Можно закупить б/у оборудование, но только с пройденным ТО и гарантией);
- соответствию строительно-монтажных работ плану.
«Шашлыкоff» обновляет меню дважды в год. За этими словами скрывается огромная работа, которая вовлекает много ресурсов с нашей стороны. Франчайзи нужно только впитывать информацию, вникать и контролировать процессы. А мы поддержим на каждом этапе — для этого и разработали подробный брендбук.
Как на практике
Весной 2023 года в Комсомольске-на-Амуре открылся первый ресторан «Шашлыкoff». Наш партнёр выбрал для ресторана здание, которое требовало доработки: не было горячей воды, отопления и вентиляции. Потребовалось установить дополнительное котельное оборудование для обеспечения производства горячей водой и установить вентиляцию. Также были получены дополнительные электромощности.
После уточнения нюансов и выполнения технических требований и нормативов партнёры смогли в штатном режиме подготовить здание к работе.
Страх № 5. Бизнес не окупится или будет окупаться очень долго
Почему не стоит этого бояться
Ключевая причина такой проблемы — неправильный выбор локации. В основе бизнес-плана лежит много факторов: выручка конкурентов, интересы целевой аудитории, трафик клиентов. От этого и зависит, насколько быстро бизнес окупится.
Команда «Шашлыкoff» накопила значительный практический опыт. Поэтому мы вместе с партнёрами франчайзи анализируем бизнес-план и помогаем его скорректировать: получить более реалистичную и приближённую к реальности версию. Если видим, что срок окупаемости слишком большой, дадим рекомендацию не открываться в выбранном месте. Никому не нужно, чтобы бизнес ушёл в минус.
Страх № 6. О моём ресторане никто не узнает
Почему не стоит этого бояться
Этот страх актуален для любого бизнеса, не только ресторанного. Если запуститься без рекламы, клиенты о вас не узнают.
Чем в этом случае хороша франшиза — наша команда вместе с вами составит маркетинговый план. В нём распишем всё, что повлияет на узнаваемость ресторана: листовки, СМС-рассылки, таргетированную рекламу и прочее. Останется только следовать плану, и всё получится.
Как на практике
Мы помогаем каждому партнёру: за два месяца до открытия подключаем штатного маркетолога. Он вместе с партнёром составляет для ресторатора план рекламной кампании, согласно которому:
- партнёр выбирает, в каких каналах размещать рекламу;
- с помощью дизайнера помогаем подготовить макеты и проработать контент для соцсетей.
После открытия маркетологи анализируют, откуда гости узнали о ресторане. Эти данные показывают самые эффективные каналы размещения.
С командой «Шашлыкoff» ресторанный бизнес становится не сложнее любого другого. Если у вас нет опыта в сфере общепита, не проблема. Мы поддержим на каждом этапе запуска, а если уже появились вопросы, обращайтесь.