Как создать ИТ-продукт для энергосбытовой компании?

Совместно с Yandex мы разработали ИТ-продукт для ПАО «‎Пермэнергосбыт». Это один из кейсов, когда робот научился повторять человеческие действия и взял на себя функции всего отдела call-центра.

Пришлось ли компании сократить штат сотрудников? Должен ли бизнес автоматизировать рабочие места?

Как создать ИТ-продукт для энергосбытовой компании?

Фраза «‎скоро всех заменят технологии» звучит не более, чем страшилка. Многие говорят об искусственном интеллекте (Artificial Intelligence ИИ), который постепенно захватывает мир. А создателей нейросетей призывают остановить исследования систем и их обучение.

Но мало кто обсуждает дополненный интеллект (Augmented Intelligence ДИ), который автоматизирует рутинные задачи человека, а не пытается полностью заменить их.

Зачем нужен дополненный интеллект?

Искусственный интеллект работает автономно и не зависит от действий человека.

Например, с 2019 года в холдинге JPMorgan торговые операции по ценным бумагам проводят исключительно машинные алгоритмы. Ранее за это отвечали сами трейдеры.

Дополненный интеллект совершенствует возможности штатного специалиста: помогает ему работать быстрее и эффективнее. Поэтому компании из разных экономических сегментов все чаще автоматизируют бизнес-процессы.

Когда бизнесу внедрять ДИ?

Чтобы определить, нужны ли вашему бизнесу такие технологии, проанализируйте специфику выполнения задач сотрудников.

Они должны отвечать трем требованиям:

  1. Процесс выполнения задач состоит из 2 частей: рутинной и творческой;
  2. Рутинная часть повторяется на регулярной основе и ее можно автоматизировать, высвободив рабочее время сотрудника;

  3. Результат выполнения рутинного бизнес-процесса должен влиять на экономический эффект, чтобы был смысл разработки специальной технологии.

На примере кейса ПАО «Пермэнергосбыт» нам удалось автоматизировать работу операторов call-центра. Наиболее трудоемкая часть состояла в приеме звонков от пермяков, которые передавали показания по счетчикам электричества, газа и воды.

Для автоматизации приема показаний был внедрен голосовой робот, использующий сервис синтеза и распознавания речи от Yandex SpeechKit.

Прием входящих звонков роботом - это дополненный интеллект для бизнеса

В энергосбытовую компанию поступало 50 000 звонков каждый месяц!

Самый популярный запрос клиентов - передача показаний счетчиков. Эта часть абонентов говорила по одинаковым сценариям: приветствие оператора, озвучивание данных.

Как создать ИТ-продукт для энергосбытовой компании?

Такие однотипные звонки и тормозили работу компании, снижали качество клиентского сервиса:

  • Гневные отзывы клиентов.

Люди звонили на линию и передавали показания счетчиков в течение 3-4 дней в конце каждого месяца. Операторы не справлялись с нагрузкой, а клиенты жаловались на долгое ожидание и невозможность дозвониться в «часы пик».

  • Перегруз call-центра.

Операторы тратили более 6-7 рабочих часов на прием и запись показаний вместо того, чтобы заниматься важными вопросами, поступающими от клиентов.

  • Неэффективность тонового набора.

Как правило, показания по телефону передают люди старшего поколения. Им был непонятен механизм тонового набора: пользователи смартфонов часто допускали опечатки, им приходилось заново повторять ввод данных.

Разработка ИТ-продукта для ПАО «Пермэнергосбыт»

Мы погрузились в предметную область заказчика, изучили отчеты, базу данных, специфику работы операторов. Это важно, чтобы быть в курсе деталей и создать продукт, который принесет пользу заказчику.

1 этап: разработка технологии

Команда Zvonobot сотрудничает с Яндекс, поэтому мы создали робота на основе технологий Yandex SpeechKit, которые позволяют ему обучаться на базе машинного обучения, понимать речь и эмоциональную интонацию человека.

2 этап: тестирование

Процессы настройки и тестирования робота проходили с участием реальных абонентов в течение 1 месяца.

Мы прорабатывали десятки сценариев разговора и варианты их ветвления в зависимости от реакции абонентов. А чтобы прием показаний не останавливался, все модификации и их первичная проверка производились в нерабочее время.

Когда мы определили «идеальный» сценарий, специалисты Zvonobot тестировали его в работе - прослушивали ответы клиентов и добавляли в сценарий новые действия для робота.

3 этап: запуск

Робот Zvonobot понимал все, что говорили клиенты по телефону. Он обрабатывал и синтезировал человеческую речь, продумывал ответы, действовал, как «живой» сотрудник:

  • Уточнял информацию лицевого счета у абонента;
  • Сверял информацию с базой данных;
  • Вносил новые данные в систему компании;
  • Соединял с узкопрофильным специалистом ПАО «Пермэнергосбыт»;
Пермэнергосбыт - гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Перми и Пермского края.
Пермэнергосбыт - гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Перми и Пермского края.

call-центр роботизирован на 70%

Искусственный интеллект распознал около 70 % от всех обращений граждан Перми. Это позволило «Пермэнергосбыту» сократить экономические расходы на звонках до 10 раз!

Как это работает?

При входящем звонке робот просит назвать номер лицевого счета, показания счетчиков и без участия оператора заносит их в базу данных компании.

Если у клиента более сложный вопрос, робот переводил человека на «живого» оператора. Таких звонков в среднем около 30%.

Схема работы робота Zvonobot
Схема работы робота Zvonobot

Голосовой робот не требует от абонента ничего, кроме голоса — достаточно «идти по подсказкам», назвать номер своего лицевого счета и показания. Мы исключили человеческий фактор: теперь наши клиенты могут передать показания даже при самых пиковых нагрузках на линии нашего колл-центра. Тем самым мы улучшили клиентский сервис и «разгрузили» операторов для работы с более серьезными вопросами.

Павел Гирев, начальник отдела администрирования ПАО «Пермэнергосбыт»

Робот сокращает штат сотрудников?

Нет, робот выполняет функции помощника.

С автоматизированными системами компания позволяет сотрудникам сосредоточиться на решении более важных задач, проектах и получает очень большой объем преимуществ:

  1. Сокращает расходы на трудозатраты, уменьшает количество ошибок из-за человеческого фактора;

  2. Оптимизирует использование ресурсов, что в итоге снижает общие издержки бизнеса;
  3. Быстро, точно обслуживает клиентов и повышает их лояльность;
  4. С помощью технологий собирает, анализирует большие объемы данных, чтобы построить новые бизнес-гипотезы.

Сейчас мы предлагаем нашим клиентам возможность внедрить услугу входящего трафика в бизнес-процессы. Проводим встречи с заказчиком, уточняем запросы, анализируем текущее состояние его продукта и обучаем робота под нишу.

Голосовые технологии продолжат развиваться, поэтому бизнесу необходимо следовать ИТ-трендам, чтобы грамотно внедрить их работу и получить приятный экономический эффект.

Бренды, которые игнорируют эволюцию технологий рискуют отдать часть своего рынка конкурентам.

55
3 комментария

Это вы очень хорошо придумали, а можете привести в пример хоть один звонок принятый ИИ?

2
Ответить

Андрей, добрый день!

Zvonobot оснащен системой распознавания речи на нескольких языках, построенной на базе марковских моделей и рекуррентных нейронных сетях.

Это значит, что он умеет обрабатывать запросы пользователей и предоставлять им соответствующие ответы.

Например, клиент звонит в медицинский центр, чтобы записаться на прием.
В это время робот автоматически приветствует абонента, задает уточняющий вопрос, распознает запрос абонента и может записать клиента на прием, а администратору центра остается только сверить данные.

Это один из вариантов, как можно внедрить робота в медцентр. Все зависит от запросов заказчика и сценариев работы робота.

1
Ответить

Я считаю, автоматизация работы операторов call-центра с помощью голосового робота — отличное применение дополненного интеллекта

2
Ответить