Цифровые ученые: будущее или реальность?
Ante scriptum: вместо традиционного поста-знакомства.
В научной литературе по ключевым словам "цифровой ученый", "digital scientist" я нашла только одну статью 2021 года авторов Barbazzeni B., Friebe M. "Digital scientist 2035—an outlook on innovation and education".
Что авторы ждут от ученых в 2035 году? Чтобы разделить ответственность за видение будущего науки, авторы провели опрос среди 38 представителей научного сообщества одного из самых молодых университетов Германии и выявили следующие топ-3 черты цифровой науки и ученых:
- применение искусственного интеллекта (ИИ) для анализа больших объемов данных;
- переориентация образования на цифровые и технологические навыки, а также междисциплинарные программы;
- глобальное сотрудничество при помощи цифровых коммуникаций.
Авторы делают вывод, что в 2035 году ученый, проводящий эксперименты в обычной лаборатории, будет заменен ИИ, управляемым "ученым будущего" в рамках концепции "умных" лабораторий.
Может быть, в далеком 2021 году применение ИИ можно было рассматривать только в перспективе к 2035 году (немногие могли предвидеть, что уже в 2022 году появятся публичные чат-боты с ИИ, которые будут давать рекомендации по обработке и анализу больших объемов данных).
Однако виртуальные лаборатории уже давно применяются в различных областях науки (например, компьютерное моделирование заменяет реальные эксперименты виртуальными).
Поскольку коллеги-авторы возлагают большие надежды на ИИ, давайте не будем придумывать определение цифрового ученого сами, а обратимся к #chatgpt :
"Цифровой ученый - это специалист, активно использующий современные цифровые технологии, методы анализа данных и компьютерное моделирование в научной деятельности. Этот термин относится к ученым, которые работают с огромными объемами данных, используют высокопроизводительные вычисления и разрабатывают новые методы для исследования научных проблем. Цифровой ученый обладает не только глубокими знаниями в своей области, но и умеет эффективно обрабатывать и анализировать данные с использованием современных информационных технологий".
Не сомневаюсь, что каждый второй молодой ученый (а это, на минуточку, минимум до 35 лет) в России смог бы назвать себя цифровым ученым.