64% предприятий АПК хотят инвестировать в цифровизацию, но у 27% всё ещё нет IT-отдела
Изучили уровень «оцифрованности» сельского хозяйства в разных регионах России. Результаты неоднозначные, но подвижки есть.
Первый Бит во время международного форума Kazan Digital Week 2023 представил исследование состояния уровня цифровизации АПК регионов России.
Эксперты офиса «Спортивная» ИТ-интегратора «Первый Бит» опросили порядка 60 компаний агропромышленного сектора из 17 регионов России.
Кто участвовал в исследовании
Опрос проводился среди топ-менеджмента предприятий птицеводческого и мясоперерабатывающего секторов, предприятий молочной промышленности, растениеводческого сектора, элеваторов, комбикормовых и маслоэкстракционных заводов. География охватывала компании из Центрального, Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов.
В фокусе исследования были крупные агрохолдинги (50%), имеющие в штате более 1000 сотрудников, а также среднекрупные компании на 500–1000 человек (20%), средние предприятия (21%) со штатом до 500 человек, а также малый бизнес (9%) — до 100 сотрудников.
По данным опроса, инвестиции в ИТ запланированы у 64% опрошенных компаний. Это хороший показатель, учитывая, что сельское хозяйство традиционно считается недооцифрованной отраслью в экономике России. Однако, если учесть, что почти каждая третья (36%) компания все-таки не планирует цифровизироваться в 2024 году, — это тревожный звоночек для всего АПК сектора в целом.
Наличие ИТ-инфраструктуры
59%
Также прослеживается новый тренд — появление директоров по цифровизации (14%). Это отдельно выделенные люди, которые отвечают не столько за содержание текущей ИТ-архитектуры, сколько за внедрение новых технологических подходов.
Если сравнивать сельское хозяйство с другими видами бизнеса, например, с ритейлом или топливно-энергетическим комплексом, то во всех крупных компаниях директора по цифровизации уже есть, и в целом подход более зрелый.
Вместе с тем, 27% опрошенных сельскохозяйственных компаний по-прежнему не имеют выделенной ИТ-структуры: за цифровизацию там может отвечать системный администратор, главный бухгалтер или генеральный директор.
Какие контуры требуют автоматизации
52,4%
Среди компаний, которые запланировали в будущем году инвестиции в программную автоматизацию, самым популярным контуром стал учет в производстве (71,4%), который действительно является отраслевым трендом.
Другие варианты, которые также выбирали компании: автоматизация бухгалтерского и налогового учета (52,4%); зарплата и управление персоналом (47,6%); техническое обслуживание и ремонты (42,9%); бюджетирование, казначейство, МСФО и управленческий учет (42,9%); закупки, продажи, склад (38,1%).
Если мы обратим внимание на автоматизацию бухгалтерского учета и зарплат в других отраслях экономики, окажется, что для большинства из них этот вопрос давно решен. При этом в сельскохозяйственной отрасли он все еще стоит очень остро и создает определенный рынок. Мы ожидаем, что в перспективе ближайших лет спрос на такие услуги начнет падать, но вместе с тем будет расти потребность в автоматизации ТОиРа и бюджетирования.
Каких эффектов ожидают от цифровизации
Что же касается эффектов, которые агрокомпании ожидают получить от цифровизации, то это, главным образом, сокращение ручных операций. Так ответили 85,7% опрошенных.
Кроме того, 52% надеются получить увеличение прибыли, и это не удивительно, учитывая, что в опросе принимали участие первые лица компаний, которые понимают реальную ценность автоматизации бизнеса.
Между тем, 10% ответили, что цифровизация ничего не изменит.
Что мешает цифровизации АПК?
Среди факторов, мешающих скорейшей цифровизации, большинство компаний назвали «Низкий уровень осведомленности о преимуществах ИТ-решений» (66,7%), а также «Низкий приоритет ИТ-технологий перед другими формами инвестиций» (33,3%) и «Недостаток поддержки со стороны государства» (28,6).
Резюмируя данные выше, можно сказать, что цифровизация сельского хозяйства очень неоднородна: есть лидеры отрасли, которые много лет используют системы класса ERP, и уже смотрят в сторону RPA и BI; и есть предприятия, которые даже на 10–15 лет не подобрались к такому уровню цифровизации и по-прежнему ведут свой учет в MS Excel. Малые и средние компании часто даже не имеют ИТ-департамента, и ценность ИТ-внедрений для них неочевидна.
Собственники бизнеса тоже не всегда понимают плюсы автоматизации и предпочитают, скажем, вложить деньги в голландское оборудование, чем в ИТ. Здесь их трудно переубедить, потому что общий уровень осведомленности о преимуществах ИТ-решений для бизнеса в агросекторе очень низкий.
Мы, как ИТ-интегратор, хотели получить объективный взгляд на состояние отрасли, и теперь лучше понимаем боли и опасения наших клиентов. Наша следующая цель — просвещать и обучать компании работе с автоматизированными системами для максимально эффективного использования всех преимуществ автоматизации