Есть предложение, нужен спрос: как и где продвигать российские IT технологии зарубежным партнерам?

В последнее время о российской IT-продукции чаще всего говорят в разрезе импортозамещения: отечественный софт со временем должен заменить продукты крупнейших иностранных разработчиков. Однако в России уже создан ряд программных продуктов, которые хорошо востребованы на рынке. Это широко известный антивирус Касперского, мессенджер Telegram, разработчик безопасных офисных решений «МойОфис». Расскажем о том, на какие рынки сегодня могут ориентироваться разработчики российских IT-решений.

Российские IT-компании на протяжении последних лет достаточно активно осваивали внешние рынки. Аналитическая компания IDC приводит следующие данные: в 2018 году экспорт программного обеспечения из России резко увеличился, превысив 10,5 млрд долларов США. Рост продолжился и в период эпидемии коронавируса – по итогам 2020 года российские IT-компании нарастили экспорт еще на 5-10%. А ассоциация российских производителей ПО «Руссофт» уточняет цифры по 2021 году: объем экспорта ПО и услуг по его разработке российских компаний составил 8,6 млрд долларов США – на 17% больше, чем годом ранее. Эта тенденция может быть продолжена: в связи с усложнением экспорта в страны Европы и США, российские компании будут открывать другие перспективные рынки.

Выбор пути

В рамках Петербургского экономического форума состоялся IT-завтрак, на котором обсуждалась проблема экспорта. Участники отметили, что американское и китайское направления как наиболее популярные во всем мире сегодня не дадут большого прироста экспорта. Обратить внимание следует на остальные азиатские страны, Южную Америку, Ближний Восток и страны Африки. IT-компании, которые сегодня имеют много возможностей для получения господдержки на внутреннем рынке, вполне могут открыть и новые перспективы на международном рынке.

Южная Америка

Разработчики ПО говорят, что при выборе направления для развития международного сотрудничества одним из приоритетов может быть Латинская Америка. Во многом это связано с тем, что в странах этого региона используется латинский шрифт, который не требует от разработчиков глобальной переработки продуктов, в отличие от стран, где используются иероглифы или арабские буквы.

В этом регионе можно выделить ряд стран, рынки которых будут наиболее перспективны для российских IT-компаний.

В Бразилии насчитывается около 14 тыс. стартапов, большие средства вкладываются в развитие e-commerce, fintech, healthtech, agritech, строится технологический хаб в Сан-Пауло.

В Бразилии хорошо сформированная стартап-экосистема: венчурный капитал, бизнес-ангелы, инкубаторы, развита система краудфандинга. На рынке большая конкуренция, но с поддержкой на нем можно легко закрепиться. Это доказывает онлайн-школа EBAC, которую открыли сооснователь онлайн-университета Skillbox Андрей Анищенко, директор «Яндекс.Вертикали» Павел Алёшин и Александр Аврамов — сооснователь Британской высшей школы дизайна и Universal University.

За первый год компания вышла на ежемесячный уровень выручки в 1 млн долларов США.

В Аргентине также создана благоприятная среда для роста IT-стартапов: в 2021 году пять компаний, которые смогли привлечь около 1 млрд долларов США инвестиций, предложили решения в области информационных технологий. Кроме того, из-за сравнительно простых иммиграционных процедур эта страна рассматривается как вариант для релокации бизнеса, куда уже отправились многие российские IT-специалисты.

Чили, Уругвай и Коста-Рика не являются очевидными для широкой публики лидерами, но, тем не менее, международные эксперты отмечают, что именно эти три государства занимают три первых места в регионе Латинской Америки по уровню развития цифровой экономики. Эти страны и Аргентина имеют самую развитую инфраструктуру для внедрения цифровых решений. А значит, выход на их рынки будет для разработчиков проще и быстрее, чем в другие страны региона.

Российские специалисты отмечают, что в целом на рынке Латинской Америки сильны позиции Microsoft, но и в этом случае можно найти свою нишу. Например, предлагать автономные облачные решения. Таким образом, можно найти области, в которых российский софт может составить конкуренцию даже мировым гигантам.

Больше, чем просто культура

Другое направление для развития – это Азия. Этот рынок, с одной стороны, емкий, а с другой - очень разнообразный. Многие страны в этом регионе развиваются и постоянно учатся. С точки зрения маркетинга, это пространство для эксперимента, так что здесь можно рисковать.

Но не везде. В Азии всегда надо помнить, что их культуры более замкнутые по сравнению с европейской. Китай, например, вообще мало нуждается в иностранных партнерах, ведь у них есть огромный внутренний рынок. Здесь плохо работает англоязычная коммуникация, много времени нужно потратить на личное знакомство и налаживание тесных контактов с партнерами. Могут возникать проблемы в деловом общении – в восточной традиции принято, например, не сообщать негативную информацию, что может затруднить продвижение бизнеса.

Найти партнеров из Китая можно на конференциях — как международных, так и внутри страны. Однако, посещая другие страны, китайцы намерены продвинуть свой товар, а не найти партнера. Чтобы заинтересовать предпринимателей стоит ехать на конференции в Китай и представлять свою компанию там.

Главное, что советуют специалисты, – не ждите, что, наладив бизнес в Китае, вы автоматически легко найдете партнеров в Корее или Индии. У каждого рынка здесь своя специфика, а на некоторых очень сильна конкуренция.

В противоположность Китаю Сингапур приветствует присутствие на рынке иностранных компаний, облегчая для них процедуру оформления. Сегодня в стране открыты представительства ряда компаний с российскими корнями, таких как Лаборатория Касперского, BaseRide, Bookmate, FreshOffice, LifePay и других. Взаимодействие с ними может облегчить развитие IT-проектов в стране.

Коммуникация и политика

Африканский рынок называют «новым Китаем», так как он привлекателен для ведения бизнеса. Традиционно Африка воспринимается как густонаселенный бедный континент, где цивилизованный бизнес по западному образцу – редкость. Однако из 20 самых быстрорастущих экономик мира шесть находятся в Африке (Руанда, Эфиопия, Кот-д’Ивуар, Бенин, Танзания и Гана).

К 2025 году интернет-экономика Африки должна достичь 5,2% ВВП — около 180 млрд долларов США.

Особенно привлекательны для бизнеса сейчас Кения, Нигерия и ЮАР.

В этом регионе всегда надо учитывать особенности местной политической ситуации и наличие инфраструктуры. Если вы продвигаете здесь технологии, убедитесь, что на конкретном рынке их технически возможно применить. IT-бизнес в Африке по уровню развития отстает от российского примерно на пять-десять лет, но это оказывается преимуществом. Есть спрос на технологии, которые уже реализуемы в России. Но планировать выход на рынок и развитие необходимо минимум на 5 лет, — в Африке все вопросы рассматривают очень медленно.

Даже беглый обзор рынков позволяет сделать вывод: возможности для развития международного сотрудничества есть, но сегодня нет единого рынка Азии, однородного региона Африка или «типичной» Латинской Америки. Подготовка к выходу на рынок конкретной страны требует внимательного изучения ситуации в IT, общей экономической ситуации и традиций бизнеса.

Оптимальный вариант для развития на международных рынках - помощь экспертов. Так, платформа по развитию корпоративных инноваций GenerationS и Московский экспортный центр (МЭЦ) запустила программу экспортной акселерации для московских стартапов Global Partners Program. Акселерация призвана помочь выйти стартапам на перспективные рынки Азии, Африки и Латинской Америки. Подать заявку на участие могли компании, развивающиеся в различных областях, среди которых “умный” город, экология и энергетика, пищевая промышленность и сельское хозяйство, промышленные технологии, транспорт, мобильность и логистика. Сейчас все эти сферы диджитализированы. Их уже невозможно представить в отрыве от технологической составляющей. Поэтому инновационные решения в этих сферах смогут найти поддержку экспертов.

Больше об актуальных программах для стартапов читайте в нашем тг-канале The Инновации.

44
Начать дискуссию