Аналитика для бизнеса при помощи облачных технологий Yandex Cloud. Кейс «Ростелеком»
ПАО «Ростелеком» — это крупнейшая российская компания, предоставляющая цифровые услуги и решения. Она работает во всех сферах рынка и обслуживает миллионы домохозяйств, государственных и частных организаций.
Компания занимает лидирующие позиции на рынке высокоскоростного интернета, платного телевидения и мобильной связи. Более 12,4 миллиона клиентов пользуются услугами доступа в интернет через оптические технологии. «Ростелеком» входит в тройку крупнейших мобильных операторов страны, обслуживающих более 48 миллионов абонентов.
Задачи
Компания «Ростелеком» обратилась к нашей команде с запросом по настройке и автоматизации аналитики для проекта «Бизнес драйв Академия».
Заказчик хотел получить инструмент, который в едином дашборде позволит регулярно отслеживать актуальные данные.
Такие, как:
- источники регистраций на платформе;
- количество регистраций в динамике;
- стоимость одного зарегистрированного пользователя;
- общие расходы и другие.
Попытки предыдущей команды по настройке аналитики не увенчались успехом. Счётчик Google analytics, применявшийся ранее, собирал неточные данные, а для расчёта стоимости привлечённого пользователя приходилось сводить данные из нескольких источников вручную.
Каких целей хотел добиться заказчик?
- Снять обеспокоенность руководства по поводу уязвимости данных при передаче через внешние сервисы.
- Избежать дополнительных регулярных оплат различных сервисов.
Основными условиями для выбора сервиса были:
- избежать использования дополнительных платных сервисов в цепочке передачи данных, в частности, коннекторов для передачи расходов из рекламных систем;
- используемые инструменты не должны были подвергаться риску отключения в связи с внешними событиями (санкциями или блокировками).
Выбор инструментов
Для реализации проекта мы остановили свой выбор на Yandex Cloud. Платформа отвечает задачам заказчика и содержит весь комплекс совместимых инструментов от сбора и хранения данных («Метрика», ClickHouse) до визуализации (DataLens).
Для передачи сырых данных из «Метрики» и AppMetrica в ClickНouse использовали скрипты на Python. Также для ухода от платных сторонних сервисов-коннекторов выгружали расходы из рекламных кабинетов с помощью Python.
✅ У «Метрики» и AppMetrica есть и прямые интеграции с ClickHouse, что сильно упрощает решение ряда задач аналитики. Но передача некоторых необходимых нам данных, например, расходов или Profile.id, на момент работ не поддерживались такими интеграциями, и нам пришлось прибегнуть к написанию скриптов.
Что было сделано?
После того как мы определились с платформой, команда приступила к основным этапам работы.
Что мы сделали?
- Установили счётчик «Яндекс. Метрика» на сайты.
В проекте используется 2 сайта:
- приветственный лендинг, на который привлекают новых пользователей;
- основная платформа с курсами, куда попадают пользователи после регистрации.
- Установили счётчик AppMetrica в приложения iOS и Android.
- Настроили конверсии в ****«Яндекс. Метрике».
На какие конверсии обратили особое внимание?
- Переходы на ознакомительные уроки.
- Переходы к регистрации.
- Регистрация на платформе.
- Просмотры уроков на платформе.
- Настроили передачу параметров событий пользователей.
Каждому зарегистрированному на платформе присваивается уникальный идентификатор пользователя (UserID) ➡ Передаём их в «Яндекс. Метрику» как параметры визитов ➡ Связываем с ClientID «Яндекс. Метрики».
- Создали и настроили кластер СlickHouse и базу данных.
- Написали скрипты на Python.
Что доработали?
- Передачу расходов из «Я.Директа» и рекламного кабинета «ВКонтакте» в ClickHouse.
- Передачу данных из «Яндекс. Метрики» в ClickHouse.
- Передачу данных из AppMetrica в ClickHouse.
- Создали виртуальную машину через Compute Cloud, загрузили скрипты передачи данных и настроили их регулярный запуск.
Как настроили регулярную выгрузку данных в ClickHouse?
- Создали виртуальную машину с помощью Compute Cloud — сервиса внутри Yandex Cloud для создания и управления виртуальными машинами.
- Загрузили на виртуальную машину скрипты передачи данных и настроили их запуск по расписанию.
- Настроили визуализацию в DataLens, чтобы клиент получал итоговый результат анализа в виде дашборда.
За время работ создали:
- подключение к ClickHouse;
- датасеты и объединение данных на уровне датасета;
- чарты;
- дашборды.
Какие результаты получили?
В дашборде отразили следующие метрики
Вкладка «Основные показатели»
Сводки
- Количество регистраций.
- Цена регистраций.
- Конверсия в регистрацию из перехода.
- Рекламные расходы.
Столбчатые диаграммы
- Количество регистраций.
- Цена регистраций.
- Конверсия в регистрацию из перехода.
- Рекламные расходы.
Вкладка «Источники»
Таблицы
- Таблица. Источники регистраций. Сколько регистраций и по какой цене получаем в разбивке по источникам?
- Таблица. Рекламные кампании. Сколько регистраций и по какой цене получаем в разбивке по кампаниям?
Круговые диаграммы
- Визиты по типу устройств. Круговая диаграмма.
- Регистрации по типу устройств. Круговая диаграмма.
- Регистрации по источникам.
Сводки
- Среднее время на приветственном сайте.
- Доля отказов (<15 сек.).
Вкладка «Курсы»
Столбчатые диаграммы
- Столбчатая вертикальная диаграмма: популярные курсы. Отражает, сколько пользователей зарегистрировалось на каждый курс в порядке убывания.
- Воронки по пройденным урокам по каждому курсу.
Таблицы
- Конверсия из ознакомительного урока в регистрацию на платформе по каждому курсу.
- Переходы к ознакомительным урокам (без регистрации) по каждому курсу. Количество и конверсия из общего количества переходов на сайт.
Благодаря проделанной работе и объединению данных в СУБД ClickHouse, мы выполнили основную задачу — определили источники и стоимость регистраций в различных срезах.
Визуализация в DataLens позволила руководителям проекта:
- экономить ресурсы команды при подготовке регулярной отчётности;
- оперативно отслеживать все ключевые метрики;
- контролировать показатели KPI;
- перераспределять бюджет между каналами и масштабировать успешные рекламные связки.
Выводы
Комплекс инструментов Yandex Cloud подходит и для гораздо более сложных сценариев бизнес-аналитики корпоративных данных. Без рисков попадания инструментов и сервисов под санкции и влияния внешнеполитических событий.
Платформа данных Yandex Cloud позволяет:
- объединять все данные компании для анализа любой сложности и глубины с минимальной задержкой;
- размещать ваши сайты и веб-сервисы в облаке для максимальной масштабируемости, отказоустойчивости и скорости работы.
При этом обеспечивается максимальная:
- Сохранность данных. Обеспечивается при помощи автоматического резервного копирования и репликации данных.
- Информационная безопасность. Облако размещено в безопасном периметре трёх географических дата-центров (расположенных в России), соответствующих 152-ФЗ (высший уровень защищённости УЗ-1).
- Скорость визуализации за счёт встроенной интеграции BI-системы DataLens от «Яндекс».
Подробнее о работе агентства и наших услугах рассказываем в телеграм-канале. Присоединяйтесь!