Вошли, сделали х2.5 выручки, вышли – как мы российский IT поднимали
История о том, как мы договорились иксануть в 2.5 раза прибыль российской IT-компании и только после этого получить свой гонорар. Спойлер: на это ушел год. А вы бы так смогли?
Дисклеймер: Мы партнеримся как публично – Сбер, Авито, Газпром, Тинькофф, Яндекс – так и не публично, под NDA. Этот кейс как раз из таких. Да, не будет имен и конкретных цифр продаж, но все сложности и решения изложены как есть.
Однажды к нам обратилась компания из SAAS-сферы – такая тяжеловесная айтишка. Стояла задача масштабирования бизнеса – сделать так, чтобы основатель компании вышел из операционного управления и перешел на позицию акционера. А операционка, в свою очередь, перешла в руки профессиональных управляющих.
Мы договорились на партнерство в формате Profit Share – вхождение в партнерство без явного выделение доли: сначала делаем результат, затем получаем оплату. В данном случае мы получили свой гонорар только спустя 1 год со старта. И для этого пришлось хорошенько попотеть!
Взяли управление на себя
Формат Profit Share партнерство удобен тем, что мы подписываемся под результат – а в случае провала просто сами не заработаем. Понятно, что это невыгодно, поэтому мы настроены сделать все возможное, чтобы результата достичь. И для этого мы должны взять на себя управление процессами и ресурсами. Стать лицами, принимающими решения на определенных фронтах работ.
У нас были полномочия выстраивать полностью всю команду и коммуникацию внутри команды, создавать процессы, организовывать каналы продаж, маркетинга и так далее – то есть полное управление компанией. Автономно находился только блок, связанный с разработкой.
Если говорить предметно, мы…
Покрыли коммуникациями воронку продаж
Когда к вам приходят входящие лиды – с ними нужно как минимум проконтактировать. Для того, чтобы сделать классификацию лида – понять: подходит ли он, как с ним работать, какая у него потребность.
Тем более, когда речь идет о сложном продукте – в нашем случае SAAS-ном сервисе. Лидам банально сложно понять, как именно взаимодействовать с продуктом. А значит, нужно им помогать инструкциями, советами.
Классический неэффективный отдел продаж вместо того, чтобы провзаимодействовать с лидом и решить, насколько он целевой, сначала принимает решение о необходимости самого взаимодействия. Так лид только из-за своего названия или недостаточно объемного приветственного сообщения может улететь в спам, и компания недополучит возможную прибыль.
Чтобы такого не происходило, мы организовали коммуникации:
- Взяли коммерческого директора из близлежащего круга – мы уже работали с ним и знали, что можем рассчитывать на нужный результат. Под него быстро составили пакет необходимых документов и инструкций, потому что знали, как с ним работать.
За счет этого директор уже мог заниматься продажами, не дожидаясь, пока мы сформируем команду продавцов. - Сформировали аутсорсинговую команду скрининга, которая прозванивала все регистрирующиеся компании. Тем самым мы обеспечивали полное покрытие всех входящих заявок и возможности масштабирования.
Аутсорс выбрали, потому что организация внутренней команды для этих задач стоила бы дороже. - Разрабатывали скрипты, настроили воронку в AmoCRM, автоматизировали процессы.
- После этого заявка передавалась в группу продаж, если подходила под нужным нам показатели. И затем диалог уже вел менеджер одной из нескольких группы продаж.
Если же лид не подходил по нашим параметрам, мы давали ему видеоинструкции и полезные ссылки.
Очень часто бывает, когда представители корпораций регистрируются на личные почты и в анкетах указывают минимальные параметры – чтобы их не трогали. И наоборот, частные лица представляются людьми с тысячами сотрудников – чтобы им помогли. Поэтому нашей задачей было не потратить много сил и собрать сливки, при этом оставив довольными всех.
Ключевой вывод. В условиях сжатых сроков запускать эффективный отдел продаж – дорого, а необходимый результат вы никогда не получите.
Поэтому сначала нужно на берегу сесть и составить список документов: презентации продаж, скрипты продаж, отработку возражений, онбординг сотрудников. Если подумать об этом заранее – вы сэкономите себе месяцы!
А дальше нанимайте людей в формате «Вот тебе пачка данных – побежал! Если ты за месяц не побежал – я уволю тебя!».
И да – вы должны быть готовы уволить неэффективного продавца через месяц, потому что иначе случится слив бабла.
Добавили и развили маркетинговые каналы
Весь маркетинг также на год оказался под нашим управлением, целиком. Мы поставили целью собрать по максимуму весь доступный трафик, прогреть его и сделать бренд клиента самым известным в РФ по своей нише.
Для этого мы работали по всем фронтам:
- Ютуб-канал
- Закупка рекламы
- Аутрич
- Контент-маркетинг – раскачали блог статьями
- SEO
- Триггерная рассылка писем
и многое другое – попробовали практически всё.
Здесь можно было бы расписать про каждый канал в отдельности, почему мы попробовали именно его, какие результаты получили – так часто делают в кейсах. Но на самом деле тут гораздо важнее другое.
Все каналы мы подключали быстро, один за другим. Проверяли гипотезу на горизонте месяца, смотрели, как работает канал – и запускали полноценную работу по нему. Или наоборот, отметали и шли дальше. Например, сделали ставку на партнерский маркетинг – он не выстрелил – пошли дальше.
Это называется RND – research and development. Поиск, фильтрация и аналитика инициатив внутри индустрии и компании. Вместо того, чтобы взять «готовое решение» из интернета или откуда-то еще, ведется поиск и обкатка разных подходов, пока не будут найдены лучшие.
Так мы сформировали пул эффективных каналов, на каждый из которых привлекали экспертов-исполнителей.
Это классика нашего подхода – вместо того, чтобы изобретать велосипед, мы привлекаем эффективных специалистов, формируем ряд задач и контролируем результаты их работы.
Трафик рос постоянно на протяжении всего срока нашей работы. И дальше на этом трафике мы строили цепочку обработки заявок клиентов и выстраивали работу отделов продаж. Коих была большая группа: холодные, входящие, последующий аккаунтинг. И мы занимались всеми этими структурами.
Ключевой вывод. Волшебной таблетки не существует. Не будет готового сценария, который вы сможете повторить у себя – придется постоянно экспериментировать и пробовать разное, выделяя бюджет на RND и бюджет на каналы масштабирования.
Не стоит готовиться годами к тому, что запуск маркетинговой кампании сразу в моменте принесет результат. Лучше заходить маленькими шагами. Потому что есть некоторые каналы – например, SEO – в которые нужно вкладываться долго и просто верить, что это взлетит, без каких-либо расчетов.
В общем, как эксперт говорю: никогда не верьте мнению экспертов – пробуйте.
Бесконечно подстраивались
Не все шло радужно и легко – оно и понятно, иначе и в управляющих партнерах в лице Neogenda не было бы смысла. Приходилось сталкиваться с трудностями, подстраиваться, переобуваться в прыжке – все, лишь бы укладываться в экономику и двигаться в сторону достижения цели.
Ведь если выйти за экономику клиента, то рухнет и наша экономика – ведь партнеримся мы от чистой прибыли, которая будет получена в результате. А значит нужно контролировать затраты.
При этом есть «плечо эффекта» – ты что-то делаешь сейчас, а эффект возникает только через 3-4 месяца…
Например, у нас не сработал партнерский канал продаж, хотя на других проектах он выстреливал. Гипотеза была в том, что с помощью партнерской сети мы сможем резко покрыть рынок нашим продуктом. При этом мы понимали, что работа с партнерами просадит нашу маржинальность, ведь придется делиться процентом от продаж – и это нас устраивало.
Поначалу гипотеза выстрелила – на партнерский канал пришлось около 30% продаж от всей выручки. Казалось бы, круто, да? Но масштабировать этот результат, увы, не получилось – партнеры оказались нахлебниками, которых пришлось буквально гнать метлой…
Дело в том, что партнерские продажи в РФ и в остальном мире отличаются. Западные компании, такие как Microsoft, например, сами выделяют маркетинговые бюджеты для партнеров, через которых реализуют продажу своего софта. Партнерам ничего не нужно делать – вендеры сами ведут к ним весь трафик.
В России же бизнес другой – он ждет, что партнеры помогут с привлечением и обработкой заявок. Ведь иначе гораздо дешевле построить собственный отдел продаж.
В нашем случае модель была гибридной – мы продавали и сами и через партнеров. Просто потому что если складывать все яйца в одну корзину, то затраты могут быть настолько большими, что перекроют возможный выхлоп.
Доходило до смешного, когда партнер откуда-то получал контакты готового к сделке клиента, вносил его в систему, и когда клиент обращался к нам – партнер требовал свой процент. Мол, клиент пришел через него. Хотя на самом деле клиент об этом партнере даже не слышал никогда.
Мы пытались раскачать партнерский канал: обучали, проводили встречи, даже заключали стратегические контракты. Любые споры решали справедливо, всегда были открыты к диалогу. Однако нам так и не удалось изменить ситуацию.
Ключевой вывод. Нельзя верить в какую-то одну историю – надо заходить с разных сторон и диверсифицировать свои риски в условии коротких сроков.
Сроки всегда жесткие – и если не идти в параллель, есть ненулевая вероятность прогадать, а значит потерять время и ресурсы.
Допиливали продукт
Как уже было сказано ранее, разработка оставалась автономной. Тем не менее, мы со своей стороны проводили аналитику по тому, как сделать продукт более востребованным. Изучали, как клиенты взаимодействуют с продуктом, какие фичи нужно добавить, а какие лучше убрать. В том числе общались с клиентами напрямую, проводили вебинары и онбординг команды.
Так, с нашей подачи был реализован магазин готовых бизнес-процессов – решение, пользующееся спросом у клиентов.
Все это позволило активно развивать продукт и повлияло на итоговый результат.
Счастливый финал и выводы
Все приложенные усилия оказались не напрасны и привели нас к результату х2.5 прибыли всего за 1 год.
Суть нашего подхода в том, чтобы быстро найти основные точки роста, быстро протестировать гипотезы и быстро запустить несколько параллельных вариантов решения задачи. Если одно не выстрелит – мы пойдем с другой стороны. И так, пока не придем к цели.
Чтобы повторить результат на собственном проекте, обратите внимание на 4 ключевых момента:
- Не существует готовых решений. Принято считать, что кейсы дадут вам инструкцию и план пошаговый план конкретных действий. Но на практике каждый проект уникален. Например, на предыдущих наших проектах партнерский канал продаж зашел, на этом проекте – нет. А на вашем тоже может зайти. Но если воспринимать кейс как готовое решение, есть вероятность ошибиться.
Поэтому важны не инструменты, а сам подход. А именно – вкладываться в RND и с помощью тестов находить то, что будет работать именно у вас. А затем пробовать масштабировать найденные решения. - Нельзя верить в одну историю. Что будет, если выбранный канал не выстрелит? Готовы ли вы вложить весь бюджет в одну гипотезу, которая, возможно, окажется ошибочной?
Задаваться такими вопросами полезно, чтобы не идти ва-банк. Вместо этого диверсифицируйте риски и запускайте сразу несколько параллельных историй. Чем их больше, тем выше шанс, что хотя бы одна окажется подходящей и приведет вас к результату. - Готовиться к продажам нужно заранее. Если сначала набрать отдел продаж, а потом перейти к документам – вы почти наверняка потеряете и время и деньги. Поэтому стоит заранее все обдумать и составить пул документов – чтобы новоприбывшие продавцы могли оперативно включаться в работу и в короткий срок показывать результат.
Так вы сможете быстро отсеивать ленивцев и бездарей, оставляя в обойме только ценные кадры. - Продукт продается тем лучше, чем больше потребностей ЦА закрывает. Помимо маркетинга и продаж есть еще и сам продукт – и наверняка вы можете сделать его лучше, проапгрейдить так, чтобы закрыть еще несколько важных хотелок целевой аудитории.
В свою очередь, это позитивно скажется на росте продаж.
В январе 2024 года мы решили приостановить сотрудничество, потому что для дальнейшего развития компании нам неизбежно пришлось бы взаимодействовать с продуктом, а собственник этого не хотел.
Сложно отвечать за результат, когда часть ресурсов и продукт от тебя не зависят. Все равно, что пытаться пробежать спринт на одной ноге.
Кто-то достигает подобных результатов сам, а кто-то, как герои этой истории, привлекает Neogenda для партнерства в формате Profit Share.
Подробнее о партнерстве Profit Share и других формах сотрудничества с нами читайте здесь – уверен, что сможем помочь вам поднять качество процессов, компетентность сотрудников или хотя бы повысить прибыльность 😎
⌘⌘⌘
Если вам интересна эта тема, то мы много рассказываем о современных инструментах менеджмента у нас на Youtube-канале и в блоге.
Если нужна консультация — забронируйте звонок с экспертом на сайте или пишите нам в Telegram.