СОВКОМБАНК: «За 300 тысяч купить, подшаманить и продать за миллион»: главное из нового интервью с Сергеем Хотимским
На YouTube-канале Михаила Кучмента «Бизнес на салфетке» вышло интервью с совладельцем Совкомбанка Сергеем Хотимским. В нем бизнесмен рассказал о выходе на IPO, провалах в карьере кинопродюсера, предпринимательском таланте, а также о том, как провести 26 успешных сделок по слиянию и поглощению.
Про IPO
«Совкомбанк» вышел на биржу в декабре 2023 года. Сделка стала первым IPO российского банка на МосБирже более чем за 8 лет. Ее общий размер составил 11,5 млрд рублей.
В интервью банкир сказал, что работа с инвесторами в последние годы сильно изменилась. По его словам, сегодня правят бал не крупные фонды, а розничные инвесторы, поэтому работа собственников с ними предельно важна.
Кроме этого, Совкомбанк провел масштабную рекламную кампанию, направленную на масс-маркет сегмент рынка. Сделав такой шаг, банк подстраховался перед выходом на биржу и получил впоследствии важный для бизнеса эффект узнаваемости, познакомив новую аудиторию со своими ценностями и преимуществами.
Предприниматель отметил: «Если товар хороший, его надо рекламировать. Люди должны узнать, что он есть. IPO и акции – это тоже продукт».
Про технологичность и искусственный интеллект
По-консерваторски отрицать технологический прогресс бессмысленно. «Сегодня у тебя либо есть технологии, либо ты вылетаешь», – уровень развитости российских банков, по мнению Хотимского, связан с высокой планкой, которую в свое время задали Греф, Тиньков и акционеры «Альфа-Банка». «Положа руку на сердце, я хотел бы поработать в какой-то среде, где для банков технологии были бы не столь критичны», – признается бизнесмен.
В интервью Сергей рассказал и об активном использовании ИИ: «Вся работа с большими данными без искусственного интеллекта невозможна», он «пронизывает практически все процессы».
Обсуждая сложности, с которыми сталкивается Совкомбанк Хотимский отметил, что с точки зрения технологий все будет нормально. По его словам, в банках большой интеллектуальный потенциал и одни из самых сильных команд, которые в целом драйвят весь спектр технологий в стране.
Про зарождение компании и неудавшуюся карьеру продюсера
Совкомбанк – третий частный банк в России по размеру активов. Однако, его могло и не существовать. В 2001 году, покупая небольшой «Буйкомбанк» в Костромской области, никто и не думал о таком масштабе.
«За 300 тысяч купить, подшаманить и продать за миллион», – такой была изначальная бизнес-идея, признается Хотимский.
До прихода в банковскую сферу Сергей занимался созданием фильмов. Выступив в качестве продюсера культовых для российского кинематографа «ДМБ», одноименных сиквелов и сериала. Однако не все было так гладко. В интервью бизнесмен поделился, что в свое время упустил сценарии «Бумера», «Ночного дозора», а «Возвращение» Звягинцева и вовсе выкинул в урну. После чего понял, что «он не продюсер, и каждый человек должен заниматься своим делом».
«Говоря о банкинге, я не вижу фатальных ошибок, которые сделали бы нас неконкурентоспособными. Единственным «выкинутым сценарием», о котором я жалею, стал банк «Точка», – резюмирует бизнесмен.
Про ребрендинг
«Это как поменять имя ребенку – можно, но должны быть очень серьезные основания», – Хотимский о возможности ребрендинга «Совкомбанка». Предприниматель также отметил, что компания не раз задумывалась о таком шаге, но «в бренд вложены огромные деньги, чтобы его менять нужно иметь достаточные бизнес-основания».
Про M&A
За время своего существования Совкомбанк провел 26 сделок по слиянию и поглощению. Отвечая на вопрос о том, как не испортить M&A, бизнесмен поделился тремя советами.
- «Покупать нужно не то, что ты хочешь купить, а то, что люди хотят продать», – по мнению предпринимателя, на первом месте правильный выбор цели, «то, что ты выбираешь должно стоить разумных денег».
- В процессе слияния скорость интеграции двух бизнесов в один имеет самое большое значение. В Совкомбанке придерживаются следующей стратегии: «Быстро и бескомпромиссно перевести две системы в единый технологический процесс».
- Говоря о слиянии, огромную роль играет человеческий ресурс и работа с ним не менее важна.
«Оставить сотрудника после сделки = нанять его. Поэтому, если человек не вписывается по ценностям, каким бы профессионалом он не был, не надо брать его на работу», – подводит итог банкир.
В интервью с «Бизнесом на салфетке» Сергей также поделился своим взглядом на российскую экономику, рассказал о преодолении кризисов, и о том, что помогло Совкомбанку стать успешным. Полный выпуск доступен на YouTube.
Обожаю формат Интервью на youtube)