О чем говорить с бизнес-партнером, чтобы потом не было мучительно больно
Есть несколько пунктов, которые лучше обсудить «на берегу», без всяких там «мы давно друг друга знаем», «мы все порядочные люди», «если что, договоримся» и т.д.
Но даже, если это не было обсуждено в начале бизнес-отношений, то лучше сделать это так быстро, как возможно, чтобы неожиданно вылезшие разногласия собственников не подкосили компанию.
Что сделать бизнес-партнерам:
Обсудить (а лучше, прописать) цели и глобальное видение компании. Какую компанию хотите создать? Зачем вы друг другу? Чего хотите достичь?
Распределить роли и функционал. В стратегическом смысле – как будут приниматься ключевые решения, а в операционном – зоны ответственности.
Составить бизнес-план. Лучше, когда на старте просчитано что, сколько и когда.
Подписать соглашение/договор. Пусть это будет невнятный клочок бумаги, но в нем будет прописано, как и когда делить прибыль, как назначать генерального, закрывать кассовые разрывы (если вдруг), что будет, если один из партнеров захочет покинуть компанию и другие ответы на непростые вопросы.
Проговорить влияние членов семьи на ваши решения. В моей практике была ситуация, когда супруга одного из собственников блокировала его действия, связанные с бизнесом, не подписывая согласие. Да и, например, раздел доли одного из участников в случае развода тоже не исключен.
Договориться, через какое время вы будете пересматривать и дополнять ваше соглашение. Невозможно всё предугадать сразу плюс ваше видение может меняться во времени. Всем спокойнее, если соглашение не высечено в камне, а имеет право на изменение.
Да, обсуждение этих тем может быть болезненным. Особенно, если вы уже давно партнеры и накопилось определенное количество недовольства.
Что тогда лучше сделать:
- начните с начала: определите цели, распишите, какой функционал сложился у каждого из вас, где нужна поддержка партнера;
- пригласите третьего (как бы странно это не звучало). Третий, как нейтральный к происходящему человек, установит правила встречи и будет следить, чтобы разговор проходил конструктивно;
- проведите стратегическую сессию в компании или только для собственников. При подготовке к ней грамотный модератор обязательно обсудит видение с каждым, что ляжет в основу дальнейших договоренностей.